OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Вторник, 23 Октябрь, 2018 09:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Пятница, 09 Декабрь, 2016 16:26 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
Для накопления материала.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пятница, 09 Декабрь, 2016 17:22 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7861
Откуда: Троицк, Москва
По материалам доклада в Гонконге:
http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/2016 ... vation.pdf

Местная утренняя газета точнёхонько в день доклада пустила с приоритетом новость, взволновавшую редакцию достаточно сильно, чтобы посвятить ей передовицу:

В аэропорту Гонконга новая система управления воздушным движением от Raytheon (US) вырубилась на 26 секунд, из-за чего все, естественно, обделались -- как на земле, так и особенно в воздухе.

Система должна была начать работу ещё в 2012, но из-за неудовлетворительных результатов опытной эксплуатации (при дополнительных затратах в 90 миллионов HKD -- сверх полутора первоначальных миллиардов) она была введена в полную эксплуатацию только в середине ноября с.г.

Полная эксплуатация проходит с чередой инцидентов по вине системы (один самолёт исчез с экранов на 12 секунд, другой удвоился, третий был направлен впритык к земле, четвёртый и пятый опасно сблизились в воздухе, шестой оказался привидением на экране ...).

Передовица утверждает, что все подобные глюки должны были быть устранены во время опытной эксплуатации, и вот сейчас отцы Гонконга взволновались не на шутку (спецкомиссия, "дать ответ в 48 часов" и т.п.).

Судя по количеству глюков, можно предположить, что система написана на C++ с какой-нибудь CORBA -- как у атомных программистов до просветления.

***

По поводу аргумента, что кодирование занимает небольшую долю трудозатрат в общем цикле жизни больших программных систем, полезно заметить следующее:

Судя по количеству глюков после начала эксплуатации, в Гонконге целевые показатели опытной эксплуатации удовлетворены, очевидно, не были -- тогда как у атомных программистов после перехода на Оберон целевые показатели стали удовлетворяться с опережением этапов.

Кроме того, сопровождение эквивалентных по функционалу программ, написанных на Обероне и, скажем, на С++, должно быть просто несоизмеримо по трудозатратам.

Другими словами, использование правильных инструментов при кодировании оказывает достаточно серьёзное влияние и на другие этапы жизни программ.

***

Не в первый раз приходится говорить, что в условиях совершенно дикой асимметрии информации в сфере IT (а по нобелевским экономическим теоремам тут должен работать соответственно дикий ухудшающий отбор -- он и работает: см. знаменитую картинку) за избыточную сложность кто-то должен платить -- и цена растёт по мере разбухания пузыря избыточной сложности.

Казус в Гонконге демонстрирует, что IT-без-умие близко подошло к той грани, за которой платить придётся уже человеческими жизнями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Суббота, 10 Декабрь, 2016 14:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье, 12 Апрель, 2015 18:12
Сообщения: 1067
Откуда: СССР v2.0 rc 1
Беру на вооружение, Илья. Не хотелось бы повторения даже на уровне "Ариан-5".
А там был даже не С++. Там была необозримая Ада!!
Когда уже до манагеров дойдёт, что вопросы технические должны решать инженеры.
Сегодня по вине нашего провайдера опять полдня в выходной провёл на работе. Дорасчёт на КП на 12 (sic!!!!!)минут засёк обрыв связи раньше, чем вышестоящая организация. Smart Fep, чо? Федеральный комплекс же!)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 13:59 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
"Ошибки в софте для МРТ ставят под сомнение научные работы"
viewtopic.php?f=86&t=5800

Цитата:
Тщательное изучение методологии проведения исследований с помощью магнитно-резонансной томографии делает недействительными результаты целой отрасли науки. В течение нескольких десятилетий медики использовали для анализа данных фМРТ статистические программы AFNI, SPM и FSL. Как выяснилось, из-за некорректных алгоритмов эти программы могут возвращать до 70% ложноположительных результатов вместо предполагаемых 5%.

Таким образом, примерно 40 000 научных работ, опубликованных в последние десятилетия на основе данных фМРТ, одночасно поставлены под сомнение. Кроме того, новая оценка валидности может оказать сильное влияние на интерпретацию результатов нейровизуализации.


Не совсем системы управления, но смежное.
Из направления критического ПО, скажем так.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 16:42 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=5615

«Самолёты Tornado бундесвера не могут быть задействованы ночью»

Цитата:
Представь себе, ты разведчик и ничего не видишь: Tornado бундесвера, согласно сообщениям СМИ, не могут быть задействованы против отрядов ИГ. Причина: Обновление компьютерного обеспечения.

Согласно сообщению в газете, бундесвер не может задействовать ночью для разведывательных полётов в Сирии и Ираке против отрядов ИГ свои самолёты Tornado. Это было связано с недавним оснащением самолётов новым программным обеспечением и компьютерной начинкой (ASSTA-3), сообщила газета «Bild» во вторник со ссылкой на пресс-секретаря ВВС. Это привело к тому, что отражение освещения кабины Tornado настолько сильно, что выполнение боевой задачи ночью не представляется возможным.

Сейчас ведутся работы по «своевременному промежуточному решению проблемы». ВВС надеются, что до конца года быть в состоянии в основном исправить проблему.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 16:44 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=3458

"По ком звонит ANSYS"
(опять же, не совсем системы управления, но критические для физического мира софтверные вопросы)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 16:46 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=4625

Comdiv писал(а):
Интересная история из первых уст о приёмо - сдаточных испытаниях самолета неназванного производителя, начинённого сложными программным системами.
http://habrahabr.ru/post/202184/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 16:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=4054

Цитата:
Новейшая высокотехнологичная база распределительной системы моделирования обстановки (DCGS-A) не оправдала ожидания американских военных.
Система DCGS-A является основой разведывательной сети армии США в Афганистане. Тем не менее, по заключению самих военных, мощная система оказалась дорогостоящим хламом: она постоянно ломается и уязвима для атак.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 16:59 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=3866

Валерий Лаптев писал(а):
Не нашел тему, где упоминался Петров и его книги.
Но нашел статью на Хабре: http://habrahabr.ru/blogs/algorithm/139199/
Цитата:
Недавно, 19 декабря 2011г, Австралийское бюро по безопасности на транспорте выпустило отчёт об авиационном происшествии с самолётом А-330 (б/н VH-QPA) авиакомпании Qantas, которое произошло 7 октября 2008г.
Необычность этого происшествия заключается в том, что к нему привёл не только сбой оборудования, но и ошибка в системном алгоритме обработки данных. Об этом я и хочу поведать хабрасообществу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Среда, 14 Декабрь, 2016 17:15 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
viewtopic.php?f=12&t=1172

Цитата:
Новый код для B-2 пишется на “современном” Си
Пресс-релиз
09.09.2008

Корпорация Northrop Grumman разработала новый бортовой софт для бомбардировщиков B-2, который, по мнению командования ВВС США, позволит успешно эксплуатировать эти машины ещё десятки лет. Внутри самолёта прокладывается оптоволоконная сеть, а новая ИТ-архитектура задает стандартные интерфейсы для всех программных и аппаратных модулей машины, что упрощает их обновление. В рамках первого этапа работ с бюджетом 171 млн. долл. создан универсальный вычислительный модуль, который заменил десятки разрозненных и несовместимых подсистем бомбардировщика. Полностью переработано ПО управления полетом, которое теперь выполняется на одноплатном устройстве. Правда, ключевая логика его работы изменилась не принципиально: прежнее ПО было написано на старом языке Jovial, и программисты из Northrop Grumman разработали транслятор, автоматически переводящий исходные тексты Jovial на язык Си, который представители ВВС называют более современным.

Новая система, по всей видимости, позволит избежать непредвиденных аварий подобных самолетов — в феврале 2008 г. один из бомбардировщиков B-2 упал в Тихий океан рядом с островом Гуам, потому что бортовая система руководствовалась данными, неверно формируемыми датчиками давления, обогрев которых не работал из-за халатности техников.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 10:47 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье, 12 Апрель, 2015 18:12
Сообщения: 1067
Откуда: СССР v2.0 rc 1
Когда и вижу столько ссылок на программные сбои -- начинаю не иллюзорно осознавать про какие "миллиарды долларов" вещают пророки в пустыне ИТ. Ушёл читать. Без злорадства, люди всё-таки гибнут. Но с укрепляющимся убеждением порочности современных инструментов. Да капиталистических способов производства тоже.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 13:11 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
У Петрова в книге "Обеспечение достоверности и надёжности компьютерных расчётов" (из серии книг, где они обосновывают новые, игнорировавшиеся ранее свойства эквивалентных преобразований в плане влияния на свойства численного решения - устойчивость и проч.) описываются вопиющие случаи.

Бьются Аэробусы (конкретная модель) периодически выкатыванием за взлётную полосу. Но они выкатываются в N раз чаще без последствий, пилоты знают эту особенность (буквально в этом году было где-то - кажется, в Калининграде! - такое ЧП).
Там при включении реверса на торможение при посадке иногда что-то идёт не так (именно в стиле случайного глюка, как следует из описаний) - и вместо реверса происходит разгон (ну, видимо, направляющие, которые должны отклонить тягу вперёд, не встают в нужную позицию).
Годами такая шняга.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 14:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье, 12 Апрель, 2015 18:12
Сообщения: 1067
Откуда: СССР v2.0 rc 1
Калининград -- да. Без последствий, но в нашем "Храброво" -- Айрбас 320 выкатился так, что пришлось отменить несколько десятков полётов.
Несколько лет назад был случай в Иркутске (вместо торможения лайнер начал разгоняться и врезался в гаражи).
Понятно, что надо брать соотношение количество полётов к аварийным ситуациям, но тенденция откровенная: усложнение техники на существующих принципах не приводит к повышению надёжности/безопасности. Это как квартирные воры и стальные двери.


Последний раз редактировалось prospero78 Четверг, 19 Январь, 2017 14:25, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 14:23 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
Тут показательно, что не могут устранить годами ошибку.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 14:25 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье, 12 Апрель, 2015 18:12
Сообщения: 1067
Откуда: СССР v2.0 rc 1
А если подойти к этому вопросу с другой стороны: производителю НЕ НУЖНО, чтобы такие ошибки были справлены? Личный опыт по таким штукам у меня есть))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 14:51 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
Нет, думаю, уже слишком.
Это сфера критической безопасности, достаточно зарегулированная (а авиасофт, в отличие от многих других бортовых сфер, очень "не для галочки", а содержательно аудируется и сертифицируется).
Не говоря о жёсткой конкуренции нескольких этих крупных производителей - это колоссальный удар по репутации.
Думаю, что действительно не могут найти концов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 15:15 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
Тем не менее, маразм крепчает.

https://tjournal.ru/p/aircraft-software

Цитата:
Сначала сбой в использующихся экипажами планшетах iPad привёл к задержке около 20 рейсов American Airlines.
Причиной массовых задержек рейсов American Airlines 28 апреля стал «глюк» в одном из навигационных приложений iPad. С помощью программы командиры экипажей и их помощники должны были проложить маршрут, а также получить информацию о расчётном времени движения борта. По данным СМИ, устройство на время вышло из строя, что заставило сразу нескольких пилотов отменить взлёт.


Я не могу представить, что должно происходить в голове, допускающей такое решение - использование бытового планшета в бортовой системе. И не для учёта заказов у стюардессы, блин. А навигация.

Цитата:
Второй важный для отрасли язык — разработанный ещё в конце 70-х годов Ada. Язык изначально создавался в рамках проекта Минобороны США для систем управления автоматизированными комплексами, функционирующими в реальном времени, то есть бортовыми системами военных кораблей, самолётов, танковой техники и ракет. В гражданской авциации на Ada до сих пор работает программное обеспечение «Боинга-777». Как признаётся разработчик ПО для более новой модели «Боинга-787», одной из его первых задач в ходе создания софта стало портирование кода Ada на С.


Бред. Даже если не драматизировать по поводу C, а допустить, что это приемлемый язык (который обуздывается организационными мерами, ДОПУСТИМ), то ясно же, что просто это откат на более низкий уровень. От технологии специализированной технологии разработки фиг знает на что.
Вопрос, опять же, интересует психиатрический: ЧТО ТАМ В ГОЛОВАХ ТВОРИТСЯ? КАК И НАХРЕНА?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 15:22 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9011
Откуда: Россия, Орёл
Впрочем, я слышал такой аргумент:
"Трудно найти разработчиков на ADA"

Звучит жутковато. Т.е. разработку софта критических систем можно доверить людям, которые не способны перейти на Аду за 2 недели?
(А ведь разработчики софта Бе-200 после двухнедельных обучающих семинаров приступили к работе без проблем).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 15:41 

Зарегистрирован: Четверг, 08 Май, 2008 19:13
Сообщения: 708
Откуда: Киев
Я видел другой аргумент - разработчики на Аде дороже стоят. Именно так, не разработка на Аде дороже обходится, а зарплата программиста на Аде выше зарплаты программиста на Си.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативные случаи в отрасли СУ
СообщениеДобавлено: Четверг, 19 Январь, 2017 18:06 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье, 12 Апрель, 2015 18:12
Сообщения: 1067
Откуда: СССР v2.0 rc 1
Переход с Ада на Си -- это не просто бред...))) Это апофеоз)))
И маразм этот иначе, как капиталистическим способом производства я не могу назвать. Комдив, по-моему. правильные соображения привёл выше.
Что касается ойПадофф на самолёте -- ой-упадёт... Как пить дать. Это всё откровенные меры удешевления. Хотя, те, кто такие решения принимает ведь наверняка -- ЗНАЮТ, что так делать нельзя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2018, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB