OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Суббота, 21 Июнь, 2025 20:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 127 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 06:01 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Сижу в Вяземском, заканчиваю курсы с учителями. Есть время решил вставить слово. Во-первых, небольшое литературное отступление. AVC и по моему не только он иногда извиняются, что мол не учитель и судить не могу. Хочу вас огорчить, очень часто и суждения учителей отличаются диким непрофессионализом и полным незнанием хотя бы основ. Это во-первых, а во-вторых, и так называемая наука педагогика это достаточно бессистемный набор теорий и зачастую бывает полезней элементарный здравый смысл и опыт хотя бы практикующего родителя. Так что можете не извиняться. Не перед кем.

Теперь о 5-ти клашках и прочей мелкоте. У меня был массированный опыт и должен сказать, что он был отрицательный. Из него я сделал только один и совершенно банальный вывод, что мелкие дети и крупные отличаются не только размерами. Так что у меня к ним сложное отношение. Чему обучать это конечно вопрос. И ответ от него самым существенным образом зависит от того чему обучают 4-х клашек, 3-х клашек и т.д. Это называется пропедевтика. И тут можно завязнуть как в болоте.

Есть конструктивный вариант. Мышление мелкоты предметное. Если построить курс на строго предметной базе, так чтобы малыш мог все-время ощущать результат своего труда, то можно многое. НАпример такой базой может стать графика. Некоторое время просто рисуем, потом просто рисуем с помощью циклов и пошло поехало, важно только не грузить определениями. Некоторое время пусть делают по шаблону, потом можно сообщать какие-то простые правила модификации программ, например - вот это заголовок цикла, это благодаря ему палочка появляется много раз, а вот если вот тут ты поставиш больше то и палочек станет больше.

В общем все на пальцах-картинках, на уровне умений - навыков без формирования понятийного аппарата. И в какой-то момент, неважно сколько ему будет лет и месяцев вы поймете, что уже можно вводить нормальное общее понятие. И здесь важно чутье, а не психологические теории. Тут все страшно субъективно.

Но черепашки тоже вариант. Честно сам черепашек никогда не видел, знаю только опытных учителей которые черепашек хвалят


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 10:03 

Зарегистрирован: Четверг, 12 Июль, 2007 23:18
Сообщения: 1982
Откуда: Узбекистан, Чирчик
AVC писал(а):
2. Опыт Сузуки имеет отношение к музыке и искусствам, а не рассудочной деятельности.
Им никак нельзя подкрепить мысль о раннем введении программирования, скорее наоборот.
А стоит ли так противопоставлять программирование и музыку с искусствами?

Вы наверное помните ту систему графического программирования, которую так хвалил Вагиф aka Jack of Shadows на дельфийском форуме.
Правда, его собственные дети повозились с этой системой недолго, потом переключились на более интересные занятия (спорт, плавание, театр, рисование с музыкой и чем он там ещё их загружает). Но тут уж просто при большом выборе действительно будешь разборчивым... :о)

Та же самая черепашья графика...

Или вот есть статья "The Programming Language as a Musical Instrument". Вообще, сайт PPIG - Psychology of Programming Interest Group может быть интересен...

В-общем, успех попыток раннего обучения детей (как и любого обучения) зависит от того, как эта попытка делается, по какой методе, чему учат и как...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 11:32 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
AVC писал(а):
Илья Ермаков писал(а):
... уму непостижимо, почему даже 3-летних детей так тянет к этому ящику - хотя они даже и не видели там ещё никаких "красивостей", неужели собрать подъёмный кран из конструктора менее интересно?). ...

Мы еще просто не осознали масштаба гуманитарной катастрофы (компьютеры и телевидение в раннем детстве)...


Вот как раз уму, вооруженному правильной теорией, постижимо:
движущиеся яркие цветные пятна в концентрациях, намного превышающих то, что встречается в естественных условия, + ткнул -- дернулось, а раз дернулось, автоматически привлекает внимание, ткнул еще раз, опять дернулось. Весело. Возникает механизм самоудовлетворения.

Тут можно только (пытаться) направлять сей механизм в нужное русло.

Конструктор -- другой уровень развития и гораздо более длинный и трудный путь до самоудовлетворения, который должен сначала как-то победить в конкуренции с простыми и быстрыми.

Примерно как содержание алкоголя в водке превышает оное в "винных ягодах" (которые так любят, например, слоны -- и, не сомневаюсь, любили питекантропы).

Гуманитарная катастрофа -- в обоих случаях, да, это правильное слово. Но она же -- шок, в котором активизируется естественный отбор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 11:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Как большой специалист по теориям :-) позволю себе уточнить в ответ критикам vvp :-)

В точном смысле теория -- это систематизированный опыт. Кривая, проведенная по точкам. Не более, но и не менее.
Весьма ценная вещь, экономящая время и силы (мне вот не надо приобретать массированный опыт, чтобы знать о границе 11 лет +/-1 год, достаточно прочесть несколько страничек в книжке "40 открытий..." см. тему Введение и литература).

Разумеется, раз вещь ценная, имеют место подделки в промышленных масштабах, когда за теорию выдаются гипотезы (обыкновенное дело в физике) или словоблудие (значительная, даже, возможно, бОльшая часть педагогической науки и вообще наук гуманитарных).

Но мы-то тут умеет различать... для того и книжки были указаны. Теория Пиаже -- одно из краеугольных достижений психологии развития (замечу точности ради: НЕ педагогики).

Для раппорта с AVC: Пиаже имел троих детей (не близнецов) и их наблюдал и экспериментировал (правда, как профессиональный психолог). На первом -- гипотезы, на втором-третьей -- проверка.

---
Насчет детей элит и вальдорфского метода: там индивидуальный подход к детям со стороны целой команды первоклассных профессионалов. В массовой школе это невозможно.

То, что хотелось бы выделить здесь, в этой ветке, должно допускать тиражирование.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 11:56 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Geniepro писал(а):
AVC писал(а):
2. Опыт Сузуки имеет отношение к музыке и искусствам, а не рассудочной деятельности.
А стоит ли так противопоставлять программирование и музыку с искусствами?


AVC прав: музыка и искусства -- принципиально другие механизмы. Обсуждать не стоит (разве что в другой ветке типа "Общеразвивающий смысл раннего обучения музыке для воспитания будущих крутых функциональных программеров").


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 12:12 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
AVC писал(а):
... книжка советских времен, в которой алгоритмические навыки прививались именно на основе геометрических задач на построение.
... можно выдвинуть альтернативное объяснение, что такая последовательность вызвана историческими обстоятельствами (геометрию в школе все проходили, а компьютер был диво дивное, мало кому известное).


Никакой подобный геометрический курс не сможет конкурировать с тыканьем в клаву и ползающими в результате черепашками.
Геометрия более-менее сама "лезет" с черепашками.
(Черепашка -- условно, у меня сильный соблазн ее "упростить".)
Тут важно внимательно наблюдать и замечать паттерны, имманентные реальности, а не накладывать на нее привычные.
Т.е. упражнять 2й умотип :-) а не первый, как эта книжка.


Последний раз редактировалось Info21 Пятница, 11 Январь, 2008 13:26, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 12:24 

Зарегистрирован: Четверг, 01 Июнь, 2006 11:14
Сообщения: 240
по поводу раннего программирования:
добавление к черепахе, как не только рисовалке
помню в 5ом или 6ом классе (может быть в качестве эксперимента) у нас были занятия на которых мы работали в среде (может быть и логомиры, не помню)
там была возможность одевать на черепашку формочку (облачко, дерево и тд)
но мы не только рисовали разные фигуры черепашкой, но как будто играли в театр:
нарисовали черепашкой дорогу, а дальше пустили двигаться по ней машинку + солнышко чтобы переливалось
типа динамической картинки получалось

понимаю, что это тривиально, просто к добавлению, что черепаху можно не только для рисования использовать
пс: вроде есть упрощенная среда логомиров - перволого, ориентированная на мл школьников
в ней вроде как раз этим и занимаются


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 12:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
AVC писал(а):
Info21 писал(а):
AVC писал(а):
... нельзя ставить телегу впереди лошади. ...

Где тут телега, где лошадь?

Здесь жесткий порядок: сначала надо научиться самому, чтобы инструктировать других (в т.ч. компьютер).
Плюс дополнительные трудности формализации. Мы без проблем завязываем шнурки, но попробуйте это описать словами. А теперь представьте на Вашем месте ребенка.


Ммммммммхххххх...

Конкретный дитё конкретно сидит и конкретно копипастит конкретной мышкой конкретный кусок текста (состоящий к тому же, хотя это не так уже важно, из понятного слова),
а черепашка конкретно скачет.

При чем тут шнурки? :-)

Говорилось о приоритете конкретных операций (лошадь) перед абстрактными (телега).
Вы перевели на нечто иное.
Придумать формализованный способ описать завязывание шнурков (ну и пример Вы взяли...) -- принципиально в квадрате другая задача по сравнению с комбинированием "до банана" из конкретно даденых конкретных объектов (ящики в вольере).

Вдумайтесь: кусочек текста на экране Прыгнуть(20,30) или Чертить(100) -- это для дитя конкретный объект, как для пресловутых шимпанзе ящики. И копипастит он их точно так же в сущности.
Достаточно побыть с ним (дитём) один урок в комп. классе.
Кстати, это я и имел в виду, призывая к конкретности.
Но хорошо, что это всё тут зафиксировано -- можно будет новичков "послать" сюда.

---
Кстати, переход отнюдь не прост -- если вспомнить, как те же шахматисты тренируют расчеты в уме (игра вслепую и т.п.), и тем более, учатся с гроссмейстером анализировать позицию и строить план игры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 12:50 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
___ писал(а):
типа динамической картинки получалось


Динамика -- здорово. Добавить в ББ можно.
Но важно выбрать хороший минимум, чтобы зацепить -- но не переборщить, не увязнуть не пойми в чем, а конкретно двигаться в четком направлении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 13:03 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 18:55
Сообщения: 2272
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Info21 писал(а):
Конструктор -- другой уровень развития и гораздо более длинный и трудный путь до самоудовлетворения, который должен сначала как-то победить в конкуренции с простыми и быстрыми.

Ах так вот почему надо всё делать так просто как только можно! Чтобы доделать до конца и получить за это самоудовлетворение. А если будешь делать сложно значит будешь делать долго, а раз будешь делать долго, то долго не получишь самоудовлетворения, значит надоест и перестанешь делать вообще.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 13:09 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Сергей Губанов писал(а):
Info21 писал(а):
Конструктор -- другой уровень развития и гораздо более длинный и трудный путь до самоудовлетворения, который должен сначала как-то победить в конкуренции с простыми и быстрыми.

Ах так вот почему надо всё делать так просто как только можно! Чтобы доделать до конца и получить за это самоудовлетворение. ...


Между прочим, это гораздо более глубокий пунктик, чем кажется на первый взгляд.
Но к текущему делу не относится....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 13:42 

Зарегистрирован: Понедельник, 28 Ноябрь, 2005 10:28
Сообщения: 1437
Info21 писал(а):
В точном смысле теория -- это систематизированный опыт. Кривая, проведенная по точкам. Не более, но и не менее.
Весьма ценная вещь, экономящая время и силы (мне вот не надо приобретать массированный опыт, чтобы знать о границе 11 лет +/-1 год, достаточно прочесть несколько страничек в книжке "40 открытий..." см. тему Введение и литература).


Через те же точки можно проводить разные кривые. :-)
Как продемонстрировал, хотя бы тот же Эльконин, все эти границы прекрасно сдвигаются при соответствующем обучении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 15:41 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Trurl писал(а):
Как продемонстрировал, хотя бы тот же Эльконин, все эти границы прекрасно сдвигаются при соответствующем обучении.

Тогда можно поставить интересный вопрос: за счёт чего они так "прекрасно сдвигаются"? Может быть, за счёт каких-то других сторон развития личности? Что сразу и не заметишь. А потом, как было сказано раньше - "монстры". Как не проморгать тот порог, до которого "оптимизируем" за счёт резервов, а после которого - "крадём" от других сторон развития?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 11 Январь, 2008 20:36 

Зарегистрирован: Четверг, 01 Июнь, 2006 11:14
Сообщения: 240
Info21 писал(а):
___ писал(а):
типа динамической картинки получалось


Динамика -- здорово. Добавить в ББ можно.
Но важно выбрать хороший минимум, чтобы зацепить -- но не переборщить, не увязнуть не пойми в чем, а конкретно двигаться в четком направлении.


минимум:
1) возможность нескольких черепах на поле
2) возможность надевать одежки на черепах (а если еще будут легко импортироваться, то вообще замечательно, сами рисуем героев - сами ставим пьесу)
(+желательно иметь возможность увеличения/уменьшения размеров + заменитель команды "жди" нужно (не помню есть в бблаб у черепахи или нет))
все
заготовка кукольного театра готова

по идее, следующее расширение уже позволит делать не просто динамические картинки, а мини игры
ну или управляемые динамические картинки
при чем если статические картинки они могут в граф редакторе нарисовать, а динамические во флеше сделать, то для игры программирование уже точно будет нужно)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Суббота, 12 Январь, 2008 01:23 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Trurl писал(а):
... Как продемонстрировал, хотя бы тот же Эльконин, все эти границы прекрасно сдвигаются при соответствующем обучении.


Что значит "продемонстрировал"? И что именно? :-)
Индивидуальный подход великое дело.

Насколько границы можно сдвинуть? +/-1 год был указан. Ну положим 3 сигмы на индивидуальный подход...

Насчет "всех этих границ": какой пример привести? Про обучение чтению, шахматам или иностранным языкам? :-)
---------
И вообще, Игорь Анатольевич, чем абстрактные словесы ... лучше бы Вы как человек наблюдательный и заинтересованный свое конкретное "данное" сравнили с теориями.
Что, Ваша "точка" на 3 сигмы отличается от теории? :-)


Последний раз редактировалось Info21 Суббота, 12 Январь, 2008 01:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Суббота, 12 Январь, 2008 12:33 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Axcel писал(а):
Ну, не знаю, судя по описаниям, там много разных приемов, один из них - разновозрастные группы, по моему это способ "масштабирования" индивидуального подхода.


Во-первых, тут еще неизвестно, что именно намасштабируется (у меня на лифтовой лестнице 10 лет функционирует разновозрастная "группа").

Во-вторых, это тривиальный прием, энергично используемый в ХШП, а до ВВП ... см. примеры в первом посте темы про Компьютерных гениев. В одной из глав книжки "40 исследований..." то же самое на примере развития детей в многодетных семьях. Включая обсуждение оптимального межвозрастного интервала...

Читайте хорошие книжки, коллеги.
Это полезней, чем наивные откровения изобретателей колес (что, конечно, тоже забавно).
---
Вижу критики ВВП в том же русле -- насчет хороших книжек, где анализ, а не треп.
Все сходится :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Суббота, 12 Январь, 2008 14:04 

Зарегистрирован: Понедельник, 05 Июнь, 2006 09:49
Сообщения: 327
Откуда: Ленинград, Емельянов Алексей Николаевич
Цитата:
Во-вторых, это тривиальный прием, энергично используемый в ХШП, а до ВВП ...

Я правильно понял, что ХШП - это "Хабаровская школа программистов", а ВВП - это vvp ?
Тривиальный он может и тривиальный, да только примеры его осмысленного использования (по Вашим же словам) по пальцам можно пересчитать.
А в целом действительно, во многих очерках о школе Щетинина приводится описание технологий, но везде очень эмоционально. Может это необходимое условие?
Некоторый критический анализ приведен здесь (http://birth.ft.inc.ru/28.shtml)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Суббота, 12 Январь, 2008 18:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Axcel писал(а):
Я правильно понял, что ХШП - это "Хабаровская школа программистов", а ВВП - это vvp ?

Да, да.

Axcel писал(а):
Тривиальный он может и тривиальный, да только примеры его осмысленного использования (по Вашим же словам) по пальцам можно пересчитать.


Я отнюдь не говорил, что по пальцам можно пересчитать :-)
В сущности, любой родитель, старающийся побольше времени с детьми проводить, осмысленно этот принцип использует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Суббота, 12 Январь, 2008 19:20 
Администратор

Зарегистрирован: Вторник, 15 Ноябрь, 2005 01:14
Сообщения: 4722
Откуда: Россия, Орёл
AVC писал(а):
Мы еще просто не осознали масштаба гуманитарной катастрофы (компьютеры и телевидение в раннем детстве)...

Некоторые уже осознали. Однако, толку от этого мало...

Кстати, школа Щетинина уехала вот сюда: viewtopic.php?f=12&t=821


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 13 Январь, 2008 00:47 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
___ писал(а):
Info21 писал(а):
... Но важно выбрать хороший минимум, чтобы зацепить -- но не переборщить, не увязнуть не пойми в чем, а конкретно двигаться в четком направлении.


минимум:
1) возможность нескольких черепах на поле ...

А для чего это -- минимум? Критерий какой?

Если цель -- максимально эффективно через черепашки войти в программирование, то многовато как-то -- и непонятно, что что развивать будет....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 127 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2025, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB