OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Суббота, 21 Июнь, 2025 18:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 110 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вторник, 18 Декабрь, 2007 10:56 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
vvp писал(а):
... Делать можно не понимая. А если 10 раз сделать без понимания, то и понимание может придти, потом его только останется ввести в систему.


Вот слова опытного педагога :-)
Только вчера с 5-клашками именно по такой именно методе.
Другая там и не работает...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 18 Декабрь, 2007 17:34 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Valery Solovey писал(а):
Стоит ли так быстро вываливать на школьников типы данных, если для алгоритмизации можно обойтись минимумом? Составление данных не проще, чем составление инструкций. Меньше типов - проще жизнь.


Правильно. На первое время хватает одного целого типа INTEGER и строки как просто цепочки символов в кавычках - для вывода обозначений в РЖ. Я обычно иду от понятных деткам задач, постепенно добавляя технические возможности и приемы работы со средой, ввод-вывод, конструкции языка, операции над целыми, включая MOD и DIV, предопределенные функции типа MAX, MIN, ABS. Тут первый раз появляются параметры. Задач на эти темы существует достаточно много. На них нарабатываются первые навыки работы с языком и средой. На этом этапе нельзя перегружать формальными определениями, запасом теоретических знаний, которые еще очень плохо усваиваются (имею в виду 7-9 класс). По ходу дела часто напоминаю, что переменная - это имя, ячейка, тип хранимого в ней значения и его предельный диапазон, представление натурального числа в битах-байтах, набор команд процессора, работающих с такими переменными. Короче, уже набирается достаточно много материала, с которым учащийся сталкивается впервые. К нему он должен привыкнуть, разложить в голове по полочкам, твердо усвоить, технику манипуляций с ним довести почти до автоматизма. После или в ходе этого - первый выход на диалоговые программы и осмысленное деление алгоритма на логические обособленные кусочки - процедуры. Как очень наглядный пример - диалоговый калькулятор на 6-8 действий над целыми. Тут ненароком вводятся вещественные как результат операции деления, осваивается техника редактирования диал.формы, начала работы с инспектором. И т.д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 22 Декабрь, 2007 12:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 19 Ноябрь, 2005 15:59
Сообщения: 803
Откуда: Зеленоград
Интересно мнение опытных учителей.
А не проще ли начинать учить программированию с ФП (например, с подстановочной модели)?
А то функциональщики все уши прожужжали... :)
Да и в MIT до последнего времени использовался курс SICP, основанный на Scheme (вариация Лиспа).
Да и "Информатика" Бауэра и Гооза начинает с подстановочной модели...
Мне интересна оценка именно учителей: легче ли дается детям ФП? (Читал на сайте Схемы: одна девочка писала, что ничего не могла понять в программировании, пока его преподавали на Паскале или каком-то другом процедурном языке, а вот как перешла в другую школу, а там Схема, то сразу все пошло-поехало... :) )


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 22 Декабрь, 2007 15:48 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Цитата:
Читал на сайте Схемы: одна девочка писала, что ничего не могла понять в программировании, пока его преподавали на Паскале или каком-то другом процедурном языке, а вот как перешла в другую школу, а там Схема, то сразу все пошло-поехало... :)

Объясняется просто: если учитель берётся учить на Схеме - значит, он имеет весьма хороший уровень знаний. В то время, как в первой школе "плохому учителю Паскаль мешал" :-)

Начинать в 9 классе с исполнителей по "схеме Кушниренко" и базовых паттернов алгоритмизации и процедурного программирования - такой курс доступен для основательного усвоения большинством учащихся. А если учитель учит не программированию, а объясняет конструкции языка, а потом гонит типовые задачки - даже если он сам хорошо программирует, уверенно овладеть "искусством" смогут только единицы...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 22 Декабрь, 2007 15:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Кроме того, эта девочка усвоила совершенно другую тему - решение задач с помощью функционального языка программирования. Так сказать, зачатки вычислительной математики.
И так и не освоила алгоритмизацию - как планирование действий (произвольного) исполнителя. Я считаю, что наличие в голове паттернов алгоритмики гораздо более важно, чем само по себе умение решать математические задачки с помощью написания функций на Scheme и последующего их вычисления на компьютере.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 02:05 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
AVC писал(а):
Интересно мнение опытных учителей.
А не проще ли начинать учить программированию с ФП (например, с подстановочной модели)?
А то функциональщики все уши прожужжали... :)
Да и в MIT до последнего времени использовался курс SICP, основанный на Scheme (вариация Лиспа).
Да и "Информатика" Бауэра и Гооза начинает с подстановочной модели...
Мне интересна оценка именно учителей: легче ли дается детям ФП? (Читал на сайте Схемы: одна девочка писала, что ничего не могла понять в программировании, пока его преподавали на Паскале или каком-то другом процедурном языке, а вот как перешла в другую школу, а там Схема, то сразу все пошло-поехало... :) )


Сейчас в школе главная проблема не то чему и как учить, а гораздо более банально, кто будет учить. У нас в Хабаровском крае уровень учителей настолько низок, что практически нет смысла говорить о том или другом языке, о каких-то идеях и технологиях. И я уверен, что наш уровень типичен для России. Так, что скорее всего девочка от учителя не знающего Паскаля попала к учителю знающего Схему, вот и все объяснение. И потом Схема это все же несколько не то программирование. Речь то должна идти о развитии алгоритмического мышления, а не о дрессировке определенных навыков. Кстати дрессировка это еще одна школьная проблема. Сейчас в школе (и это касается не только программирования) учителя которые что-то могут зачастую свои усилия сводят к дрессировке на что-то, на ЕГЭ, на олимпиады, на поступление в ВУЗ, ну или на просто автоматическое решение задач по очередной теме своего предмета, такая цель как развитие мышления из российской школы как-то ушла.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 06:12 

Зарегистрирован: Четверг, 12 Июль, 2007 23:18
Сообщения: 1982
Откуда: Узбекистан, Чирчик
Цитата:
Так, что скорее всего девочка от учителя не знающего Паскаля попала к учителю знающего Схему, вот и все объяснение. И потом Схема это все же несколько не то программирование. Речь то должна идти о развитии алгоритмического мышления, а не о дрессировке определенных навыков.
Та девочка, насколько я помню, американка, и российская печальная действительность её не затронула...
И, кстати, Scheme ничуть не менее алгоритмический язык, чем Паскаль. Стандарт так и называется: Revised 6 Report on the Algorithmic Language Scheme.
Видимо у американцев давно устоявшиеся отличные курсы по Схеме, а по Паскалю нет. Вот и всё объяснение...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 12:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Geniepro писал(а):
... И, кстати, Scheme ничуть не менее алгоритмический язык, чем Паскаль.


Настоящее объяснение вот в чем (я какую-то ихнию презентацию изучал):

1) на том примитивнейшем уровне, на котором та девочка обучилась, разницы между Схемой и, скажем, Обероном почти нет.

2) зато очень важна инфраструктура (с чем я столкнулся, например, предложив детям недопродуманную черепашку от И.Ермакова, который, впрочем, с 5-классниками не сталкивался еще :-)) -- всякие зацепки и всякая избыточность сильно мешают именно въехать, именно детям. Для Схемы "у тех" сделана минимальная интерпретирующая обстановка, так что девочка вообще ни на что не отвлекалась (в т.ч. на поиск чего-то на клавиатуре) -- типа a=1, b=2, a+b Ввод (я утрирую, но не принципиально).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 12:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
vvp писал(а):
... я уверен, что наш уровень типичен для России. ...


Совершенно правильно.

Вот поэтому единая сквозная простая стабильная технологическая платформа так нужна и важна.
Впендюрить приказом -- и через 3-5 лет уроки информатики (и не только) у приличных учителей будет не узнать, а через 10 лет -- у всех.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 13:48 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Info21 писал(а):
2) зато очень важна инфраструктура (с чем я столкнулся, например, предложив детям недопродуманную черепашку от И.Ермакова, который, впрочем, с 5-классниками не сталкивался еще :-))

Не сталкивался :-) Тут совсем особый подход нужен, "ясельный". Уйма терпения и умения "на пальцах" всё излагать, наверное...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 23 Декабрь, 2007 13:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
А вообще, я недавно Анатолию Ивановичу высказывал своё мнение... По-моему, никакого особого значения "компьютеризация" детей до 7-8 класса не имеет. Можно немного заниматься чем угодно, для привыкания к компьютеру и взаимодействию с ним. Прекрасный, кстати, был пакет для DOS - Роботландия, красивые алгоритмические этюды (Перевозчики всякие, ханойские башни, паровозики и т.п.) В школе в 7 классе игрался с ним (на 286-х ещё, своего компьютера ещё не было). Воспоминания ностальгические :-)
Анатолий Иванович говорил, что мог бы найти силы для переноса игр из Роботландии в Блэкбокс. Но нужна вроде какая-то "инфраструктура" (общий каркас, что ли?). Вот было б хорошее дело для детей...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 07:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Добрый день всем. У меня небольшая просьба. Мне через несколько дней ехать в Вяземский район (это такой сельский район Хабаровского края) проводить курсы для учителей информатики. Я хочу, кроме всего прочего прочитать небольшую лекцию минут на сорок о истории Паскаль семейства. Но того, что я знаю сам и что не совсем банально хватит минут на 15. Может кто подкинет ссылок, где почитать. Философия программирования не интересна, тут я и сам справлюсь, и это не интересно учителям. Нужна история насыщенная фактами, так, чтобы учителя эту лекцию могли бы потом пересказывать своим ученикам.

Заранее спасибо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 08:10 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Илья Ермаков писал(а):
А вообще, я недавно Анатолию Ивановичу высказывал своё мнение... По-моему, никакого особого значения "компьютеризация" детей до 7-8 класса не имеет. Можно немного заниматься чем угодно, для привыкания к компьютеру и взаимодействию с ним. Прекрасный, кстати, был пакет для DOS - Роботландия, красивые алгоритмические этюды (Перевозчики всякие, ханойские башни, паровозики и т.п.) В школе в 7 классе игрался с ним (на 286-х ещё, своего компьютера ещё не было). Воспоминания ностальгические :-)
Анатолий Иванович говорил, что мог бы найти силы для переноса игр из Роботландии в Блэкбокс. Но нужна вроде какая-то "инфраструктура" (общий каркас, что ли?). Вот было б хорошее дело для детей...


Согласен с Ильей. Программирование до 7 класса вряд ли нужно. Я думаю было бы хорошо до 7 класса детские природные способности к алгоритмизации (а алгоритмический тип мышления очень свойственен человеку) вывести на уровень осознания и этого было достаточно. А для этого хороши не языки программирования, а всякие кубики рубики, черепашки, роботландии и проч.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 09:54 

Зарегистрирован: Четверг, 01 Июнь, 2006 11:14
Сообщения: 240
vvp писал(а):
Может кто подкинет ссылок, где почитать.

незнаю, подойдет ли
http://oberon2005.ru/oberon.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 10:46 
Администратор

Зарегистрирован: Вторник, 15 Ноябрь, 2005 01:14
Сообщения: 4722
Откуда: Россия, Орёл
vvp писал(а):
Добрый день всем. У меня небольшая просьба. Мне через несколько дней ехать в Вяземский район (это такой сельский район Хабаровского края) проводить курсы для учителей информатики. Я хочу, кроме всего прочего прочитать небольшую лекцию минут на сорок о истории Паскаль семейства. Но того, что я знаю сам и что не совсем банально хватит минут на 15. Может кто подкинет ссылок, где почитать. Философия программирования не интересна, тут я и сам справлюсь, и это не интересно учителям. Нужна история насыщенная фактами, так, чтобы учителя эту лекцию могли бы потом пересказывать своим ученикам.

Заранее спасибо.

Что-то излагалось вот тут: viewtopic.php?f=6&t=467


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 13:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 19 Ноябрь, 2005 15:59
Сообщения: 803
Откуда: Зеленоград
vvp писал(а):
Философия программирования не интересна, тут я и сам справлюсь, и это не интересно учителям. Нужна история насыщенная фактами, так, чтобы учителя эту лекцию могли бы потом пересказывать своим ученикам.

Можно бестактный вопрос? :oops:
А зачем учителям нужны факты без попыток их осмысления?
И тем более, зачем они их ученикам?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 16:40 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
AVC писал(а):
vvp писал(а):
Философия программирования не интересна, тут я и сам справлюсь, и это не интересно учителям. Нужна история насыщенная фактами, так, чтобы учителя эту лекцию могли бы потом пересказывать своим ученикам.

Можно бестактный вопрос? :oops:
А зачем учителям нужны факты без попыток их осмысления?
И тем более, зачем они их ученикам?


Факты первичны и объективны. Попытки осмысления вторичны и субъективны. А учителя хоть и не слишком проффи в программировании, но дело свое понимают и осмысливать умеют. Кроме того, лично мой стиль изложения материала заключается в грамотном расположении фактов, без явного осмысления. Это от того, что я уверен, ко мнению можно подтолкнуть, но его нельзя навязать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 16:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
AVC писал(а):
vvp писал(а):
Философия программирования не интересна, тут я и сам справлюсь, и это не интересно учителям. Нужна история насыщенная фактами, так, чтобы учителя эту лекцию могли бы потом пересказывать своим ученикам.

Можно бестактный вопрос? :oops:
А зачем учителям нужны факты без попыток их осмысления?
И тем более, зачем они их ученикам?


Кстати мнение авторитетного человека это тоже факт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 19:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 19 Ноябрь, 2005 15:59
Сообщения: 803
Откуда: Зеленоград
vvp писал(а):
Факты первичны и объективны. Попытки осмысления вторичны и субъективны.

Не хочу отвлекать Вас от насущной задачи сбора фактов.
Замечу только, что в программировании мы имеем дело не просто с фактами, а с артефактами. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Суббота, 05 Январь, 2008 21:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 19 Ноябрь, 2005 15:59
Сообщения: 803
Откуда: Зеленоград
vvp писал(а):
Кстати мнение авторитетного человека это тоже факт.

Отсюда можно сделать (шуточный) вывод, что оно первично и объективно... :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 110 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2025, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB