Когда-то (в начале и середине 80-х -- темные времена) для меня весьма болезненным оказалось столкновение с поразительной иррациональностью научного сообщества. Поэтому абсурды сферы ИТ уже не были ни удивительными, ни загадочными. Хотя для себя и для своего курса пришлось много нового раскладывать по полочками.
Короче, очень многое в сфере ИТ и вокруг нее невозможно понять, не вникнув в психологию, местами переходящую в, прошу прощения за выражение, эпистемологию. Чем и предлагается заняться в этом разделе форума. А мой опыт показывает, что несмотря на безбрежность и, нередко, мутность психологии, найти разумные ответы на конкретные вопросы можно, если опереться на ключевые общие принципы (типа "человек произошел от обезъяны", да и ушел недалеко... -- ср.
http://www.expert.ru/printissues/russia ... _chelovek/).
Сергей Юрьевич Губанов (неудивительно, что именно он; от типичного ИТ-деятеля такого вопроса хрен дождешься) задавал глубоко правильный вопрос насчет литературы. Пару книг я называл, но за прошедшее время накопился более подробный ответ.
Поскольку наука как-то часто оказывается впереди
, то вот пара важных книжек:
---Томас Кун. Структура научных революций (Thomas Kuhn. The structure of scientific revolutions, Chicago U., 1964). Последнее известное мне издание на русском языке: Благовещенск, 1999. Его концепция усмотрена в фактах истории науки, коих он приводит множество, и довольно-таки поразительных для неподготовленного.
Хотя некоторые детали не выдержали критики, основу концепции следует считать твердо установленной. О чем хорошо почитать в:
---Философия науки. Под ред. А.И.Липкина, ЭКСМО, 2007. Это курс для аспирантов, на мой взгляд крайне удачный (удачней других; лично Липкину комплименты). Довольно четко разложены все-все-все -- Декарт, Бэкон, позитивизмы, Кант, Поппер, Кун...
----------------------
Ближе к психологии. Тут важные (частично перекрывающиеся) разделы:
а) этология (корни психики в инстинктах и вообще в зоологии; короче, человек как примат) и основания психологии (восприятие от физиологии и далее и т.п.);
б) психология развития -- важно для педагогики и образования;
в) социальная психология (почему человеки нередко -- слишком часто -- ведут себя, например, как стадо баранов; или как стая шавок из подворотни, облаивающая прохожего);
г) когнитивная психология (переходящая в пресловутую эпистемологию).
а) Этология и основы. Лучшее введение:
---Конрад Лоренц. Агрессия. (Konrad Lorentz. Daz sogenannte bose). Универс, 1994. Лоренц -- нобелевский лауреат. Книжечка небольшая (270 с.), но для впервые сталкивающегося с проблемой -- поразительная -- про Большую Четверку фундаментальных инстинктов и как сложные формы поведения возникают из их комбинаций.
---Р. Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию. (Roger Hock, Forty studies that changed psychology) Прайм-Еврознак, 2006. --впрочем, это источник ко всем темам.
Кстати, в гл. 10 в разделе "Могущество конформности" описан мой любимый эксперимент с черточками разной длины (автор Solomon Asch, 1955).
б) Психология развития. Классика -- Выготский+Лурье, Пиаже -- полно хрестоматий. У Выготского (американцы назвали "Моцартом философии") элемент философского словообилия, Лурье и Пиаже -- экспериментаторы. Вот талмуд:
---Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развития (Craig, Baucum, Human development). 9е(!) издание, Питер, 2006. почти 1000 с.
в) Социальная психология.
---Густав Ле Бон (Лебон, Gustave Le Bon). Психология народов и масс. Перевод: СПб, 1896. Читается легко, но требует зрелых мозгов, т.к. иногда его заносит несколько в мистику на обобщениях, -- хотя первоисточника ничто не заменит. Те, кто подумает, его читая, что с его времени был прогресс -- сильно ошибутся.
Последний раз скачивал отсюда:
http://dere.com.ua/library/le_bon/00.shtml---Э.Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию (E.Aronson, The social animal).
Аспект, 1998. 7е(!) издание.
г) Когнитивщина и эпистемологщина. Квази-философская часть (важная, но не простая) -- в Философии науки под ред. Липкина -- Кант и проч.
---Marvin Minsky. The society of mind. Simon&Schuster, 1985. Тот самый отец "искусственного интеллекта", которого "машина Минского" (а также и Черепашка, забыл с кем в соавторстве). Капитально человек подумал, чтобы понять как думает мозг. Нарыл сведений со всей психологии. Классная книжка, классно организована и оформлена (на одной странице большого формата -- один раздел с четкой мыслью). Жалко, что не переведена. Даже копировать тяжело -- неформат.
Правильный общий настрой (чтобы не было наивных иллюзий) дают Лоренц+Лебон.
Затем я бы порекомендовал начать с Минского, а потом просматривать все остальное.