OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Понедельник, 19 Ноябрь, 2018 00:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Четверг, 16 Июнь, 2016 21:26 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
vvp писал(а):
много игр (а не одна, пусть даже и сильная) может быть хорошей базой для любой профессиональной подготовки. В том числе и программистов.


одно время я тоже отбирал учеников, пропуская их через игры "сапер" и "судоку" - они формируют глубокое мышление или выявляют человека с глубоким мышлением. А попытка угадывания в этих играх (не буду использовать признанный неоднозначным термин "интуиция") приводит к быстрому поражению


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Четверг, 16 Июнь, 2016 21:32 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
vvp писал(а):
Я всегда полагал, что педагоги в своих образовательных процессах слишком многое ставят на системное обучение и слишком мало на интуицию.


может, назвать не "системное обучение" и "интуиция",
а "информирование" и "дать ученику ощутить проблему во всей ее реальности, чтобы он сам нашел решение"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Четверг, 16 Июнь, 2016 21:39 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
Иван Кузьмицкий писал(а):
Когда процесс мышления эффективнее?
Когда нам интересно.
А теперь представьте педагогику, которая строится на том, чтобы всегда делать интересным то, что делается. Представьте это счастье, этот рай, это удивительное положение вещей, когда ты -свободный человек - мыслишь, запоминая, и понимаешь, что обязательно запомнишь, если тебе будет интересно; когда ты распоряжаешься собой в соответствии со своим рефлексом свободы, о котором, кстати, многие педагоги просто забыли, но, к счастью, напоминают психиатры, свидетельствуя об угрожающей астенизации школьников

хорошо сказано

мы тоже разбили процесс обучения на несколько этапов, уже первый из них (cad/cam/cae) дает практически применимый результат.

потом для ускорения работ показываем, как использовать программирование, после усвоения показываем другие возможные сферы применения программирования

а когда аппетит разыграется, обучаем математике и физике (в школах и вузах сразу начинают с них, ученикам без понимания роли этих дисциплин в жизни учить неинтересно - вот мы и получаем поколение не знающих математику и физику)


Последний раз редактировалось Kubanych Четверг, 16 Июнь, 2016 21:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Четверг, 16 Июнь, 2016 21:44 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
prospero78 писал(а):
в армии -- интуиция есть зло.


в армии мирного времени.
а в воюющей - добро


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Четверг, 16 Июнь, 2016 22:01 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
prospero78 писал(а):
Ну, скажем так, с точки зрения человека, у которого 30 лет стажа в лёгкой атлетике и 31 года всего в спорте (т.е. меня) спортсмен должен думать, и доля интуиции тоже должна быть.
Иначе такой спортсмен рискует не достичь ничего )))


как сказал один мой ученик: "в единоборстве надо применять мозг, чтобы не попасть под любимый прием противника и подвести его под свой любимый прием"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Пятница, 17 Июнь, 2016 02:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Info21 писал(а):
Вы говорите о разных вещах, обозначаете их одним словом, а потом виноваты те, кто не может понять, о чем Вы рассуждаете.

Чтобы выводы не получались кривыми, нужно хорошенько выпрямить основные понятия.


Я не первый раз дискутирую по этому вопросу на разных площадках, заметил, что почти всегда дискуссия быстро начинает идти по кругу. Аргументы оппонентов по большому счету сводятся к банальному. Для того чтобы быть успешным надо включать мозг и система важна. Ребята, а кто ж спорит. Некоторые возражают немного сложнее. Например ФВ. Но Федор Васильевич имеет обыкновение требовать от меня, чтобы я излагал свои идеи сообразуясь с его системой понятий, но это не всегда возможно. Поэтому дело не в том, кто виноват уважаемый Федор Васильевич. Я вообще очень не люблю этого первого вопроса русской интеллигенции. Искать виноватого почти всегда неконструктивно, за исключением случаев предусмотренных УК РФ.

А теперь еще раз по существу. Есть процесс обучения и есть процесс профессиональной деятельности. Что полезно первому не есть хорошо второму и наоборот. Кроме того и процесс обучения имеет разные стадии. Постепенно приближаясь к профессиональной деятельности он становится все более похож на неё. Но начинает обучение человек имея почти полностью бессистемное мышление. На бессистемное мышление система не ложится. А для того, чтобы обучение было эффективным методы обучения должны опираться на реальные возможности. Поэтому я и говорю, что длительное время методы должны иметь интуитивно- образную природу. ПО мере совершенствования ученика должны развиваться системные подходы. Это то, что ни одна системная методика (а официально принятые в школе методики все системные) не учитывает.

Если совсем коротко. Есть система и есть образ и интуиция. Только не говорите мне, что это неопределенные понятия. Психология эти вещи разработала довольно неплохо. Так вот система в обучении больше цель нежели средство, а образ и интуиция чистый инструмент. По мере движения к результату система оставаясь целью, начинает играть и роль инструмента.

П.С.

Замечу. Здесь нигде не отрицаются базовые методики и не отрицается система знания. Я просто разделяю два разных вида деятельности: учеба и профессиональная деятельность и указываю более точное место системного знания.

Еще один П.С.

Я был бы целиком неправ если бы система образования была успешна. Но она не успешна, и есть смысл поискать причины. Заметьте педагоги сотни лет ищут методики, выстраивают различные системы, реализуют их и уходят в небытие. Наверное уже пора понять, что причина фундаментальна. Я вполне могу дать развернутый анализ разных школьных методик и показать, что все они некопируемы. И успешны создатели были только по причине личного таланта и умения интуитивно чувствовать реальную необходимость. Создав систему они убирали личность и методическая система превращалась в мертвый остов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Пятница, 17 Июнь, 2016 13:10 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7896
Откуда: Троицк, Москва
Пожалуйста, без клевет -- я такого обыкновения не имею и настаиваю только на том, чтобы система понятий была предъявлена.
Пока этого нет.

"На бессистемное мышление система не ложится."

Ни малейшего фундаментального отличия от того, как "кладут" систему телодвижений какого-нибудь дзюдо на неподготовленное детское тело, тут нет.
Есть нюансы, и только.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 05:56 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Kubanych писал(а):
vvp писал(а):
много игр (а не одна, пусть даже и сильная) может быть хорошей базой для любой профессиональной подготовки. В том числе и программистов.


одно время я тоже отбирал учеников, пропуская их через игры "сапер" и "судоку" - они формируют глубокое мышление или выявляют человека с глубоким мышлением. А попытка угадывания в этих играх (не буду использовать признанный неоднозначным термин "интуиция") приводит к быстрому поражению


А зря "не буду использовать". Интуиция и угадывание, как методы поиска решения отличаются качественно.

Для ФВ.

Федор Васильевич, а как часто вы, для изложения простой идеи даете изложение системы понятий? Или это изложение обязательно лишь для меня?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 08:17 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7896
Откуда: Троицк, Москва
Совершенно не нахожу Вашу идею простой.
Потому что не могу толком понять, о чем Вы говорите :)

Это нормальная ситуация: у Вас в голове большой контекст Вашего опыта, и Вы за много лет нарефлексировали что-то, незаметно для себя создав сетку понятий, придав словам какие-то оттенки и компоненты смыслов, очевидные Вам из Вашего опыта, но не очевидные извне.

Так что ничего личного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 08:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7896
Откуда: Троицк, Москва
Столько прочитав по психологии (глядя на полки книг дома и вспоминая ещё кое-что в конторе), категорически не могу согласиться, что "система, образ, интуиция" -- особенно "интуиция" -- проработаны в психологии.

В психологии вообще научность присутствует разрозненными пятнами, чаще мутными.

По крайней мере специфический негативный смысл, который Вы придаете слову "система" в контексте текущего обсуждения, немного прояснился. Но этот смысл -- как я и написал в предыдущем сообщении -- сильно специфичен для Вас.

К тому же Вы делаете подмену смыслов с "системой".
Конкретные системы для конкретных дисциплин вполне себе существуют, во множестве, и работают веками с большими успехами.

Возьмите обучение музыке.
Есть система, представленная хрестоматиями, гаммовым комплексом и т.п.
И есть индивидуальные занятия: препод смотрит на игру ученика на очередном занятии (пару раз в неделю), и подбирает конкретные упражнения-задания-произведения.
Выдающиеся преподы оставляют целые комплексы упражнений, которые входят в канон большой системы, а иногда (как у Баха) в канон музыкальной культуры.

Аналогично, например, с боевыми искусствами.
Но здесь все-таки есть занятия строем, когда ученики повторяют "формы" за учителем, годятся только для начинающих.
В тех же муз школах среди канонических предметов тоже есть похожий -- "хор", но будущие профессионалы пения занимаются индивидуально.

Чем более продвинут уровень, тем сильнее индивидуализация.

Когда Вы негативно отзываетесь о "системе" -- то имеете в виду систематический фейл группового обучения на сколько-то продвинутых уровнях. Что, в общем, тривиально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 11:18 

Зарегистрирован: Воскресенье, 24 Февраль, 2008 15:32
Сообщения: 348
Откуда: Москва
Уважаемые коллеги!

Тема интуиции вызвала, если я правильно понимаю, общий интерес. Однако Виталий Валерьевич Потопахин озаглавил тему значительно шире: "Хабаровская школа".

Чтобы не нарушать замысел топикстартера, приглашаю желающих перенести обсуждение интуиции в другую тему, специально для этого предназначенную. Это позволит, не мешая обсуждению Хабаровской школы, поучаствовать в более глубокой и тщательной дискуссии о понятии интуиции.

Я попытался исследовать понятие интуиции и выявить его сущность, опираясь на авторитетные научные источники. Полученные результаты и свое понимание интуиции я описал в Главе 18 "Несметные сокровища интуиции и догадливые обезьяны" стр. 623-638.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 11:41 

Зарегистрирован: Суббота, 04 Март, 2006 15:13
Сообщения: 661
Откуда: СССР
Info21 писал(а):
В психологии вообще научность присутствует разрозненными пятнами, чаще мутными.

Психология не наука, а просвещение.

В науке сначала повторяемый эксперимент, затем вывод - идея.

В просвещении сначала идея. И нет повторяемости экспериментов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Суббота, 18 Июнь, 2016 13:09 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7896
Откуда: Троицк, Москва
В психологии полно повторяемых экспериментов.
У них нет хорошей основы для ихней феноменологии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Понедельник, 20 Июнь, 2016 05:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Только одну вещь еще скажу. За десятки лет практики, я нарефлексировал не идею, а технику её реализации. А идея все таки очень проста и не мной высказана. Пример из позднейшего - Шаталов. Его опорные конспекты - это образы включающие ассоциативное мышление и такую же память (мыслительный механизм и соответствующая ему память работают в комплексе). Но когда он развил это в систему обучения, полагая, что так можно быстро передать систему знания то получилась очередная мертвая, некопируемая теория.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Понедельник, 20 Июнь, 2016 10:10 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9036
Откуда: Россия, Орёл
Виталий Валерьевич,

ну вот конкретный пример:
- методика Кушниренко-Лебедева (их учебники, а так же "12 лекций о том, как преподавать информатику") - чем невоспроизводимая теория?

Единственная причина, почему она не пошла в массы - деградация уровня школьной информатики и школьных учителей.
Как с самого начала, в начале 90-х, после смерти Ершова, победила точка зрения, что в центре - компьютерные умения, а вместе с ней любые вещи типа Бейсиков, так народ и пошел по пути наименьшего сопротивления, где нет развития и напряжения мозгов. Учить тому, "какая прикольная штука - компьютер, нажми кнопочку, о, завертелось, смотри", гораздо легче, чем формировать систему мышления.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Понедельник, 20 Июнь, 2016 10:45 

Зарегистрирован: Пятница, 20 Июль, 2007 17:26
Сообщения: 679
Откуда: Псков
Несколько не в тему , а, хотя, может быть как раз и наоборот.
Случайно попалось на глаза: http://www.adme.ru/zhizn-semya/shkola-b ... rov-763510

Нет компьютерам - нет проблемы методик, теорий и т.д. :)

PS.
http://waldorfpeninsula.org/curriculum/ ... hilosophy/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Понедельник, 20 Июнь, 2016 13:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Илья Ермаков писал(а):
Виталий Валерьевич,

ну вот конкретный пример:
- методика Кушниренко-Лебедева (их учебники, а так же "12 лекций о том, как преподавать информатику") - чем невоспроизводимая теория?

Единственная причина, почему она не пошла в массы - деградация уровня школьной информатики и школьных учителей.
Как с самого начала, в начале 90-х, после смерти Ершова, победила точка зрения, что в центре - компьютерные умения, а вместе с ней любые вещи типа Бейсиков, так народ и пошел по пути наименьшего сопротивления, где нет развития и напряжения мозгов. Учить тому, "какая прикольная штука - компьютер, нажми кнопочку, о, завертелось, смотри", гораздо легче, чем формировать систему мышления.


И вот так всегда. Чем невоспроизводимая теория!? Но вот только....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Понедельник, 20 Июнь, 2016 21:32 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9036
Откуда: Россия, Орёл
Ну лично я её успешно воспроизводил на ББ.
Со студентами СПО, по возрасту = 10 классу (а Кушниренковский курс был расчитан изначально как раз на этот возраст).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Вторник, 21 Июнь, 2016 01:58 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Илья Ермаков писал(а):
Ну лично я её успешно воспроизводил на ББ.
Со студентами СПО, по возрасту = 10 классу (а Кушниренковский курс был расчитан изначально как раз на этот возраст).


Воспроизводимость, это когда массово. И потом курсы как раз воспроизводятся массово. Простой пример - школьные учебники. Методика немного другое. Давать определение не буду, а то ВФ опять скажет, что я там что-то нарефлексировал, а пояснить не хочу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровская школа
СообщениеДобавлено: Вторник, 21 Июнь, 2016 04:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
Все-таки определю коротко:

Курс это последовательность изложения определенного материала. Это то, что можно формализовать

Методика - это система методов и приемов. Формализации не подлежит, так как содержит очень емкий личностный фактор


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2018, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB