Ещё пример на тему, что случай частный. Ниже из статьи о воздействии на другую сферу --- культуру --- того же механизма, работа которого описана в цитате для рынка товаров. Буквально оно на сферу ИТ не отображается, но главная мысль та же: когда потребитель не может отличать качественное от некачественного, производитель начинает ему впендюривать продукты, ориентируюясь на собственные потребности (максимизировать прибыль), а не потребности потребителя (чтобы было проще в использовании, работало без падений, стоило дешевле). И чтобы эту тенденцию переломить, нужны внешние по отношению к системе воздействия. Какие --- это вопрос отдельный.
Но, возвращаясь к началу темы, универсальное решение лежит внутри главного действующего лица --- когда человеку при наличии технической возможности совесть всё-таки не позволяет продавать гавно вместо шоколадки. Тут отдельный вопрос --- переход к системе, в которой это качество будет способствовать деятельности, а не препятствовать.
Механизмы деградации культуры в рыночных условияхЦитата:
История вопроса.
Ухудшающий отбор - это ситуация, в которой некачественная продукция становится нормой, а качественная – исчезает. Принято считать, что рынок способствует ровно обратной тенденции: некачественные товары проигрывают в конкурентной борьбе качественным. Но то, что рынок не всегда способствует повышению качества, было показано еще в 70–х Джорджем Акерлофом в фундаментальной статье «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» [1].
Акерлоф показал, что для того чтобы рынки товаров и услуг определенного качества развивались, они должны управляться специальными институтами. В противном случае, развиваясь стихийно, рынки либо вообще не возникнут, либо будут деградировать до полного самоуничтожения.
Внешне ухудшающий отбор проявляется в том, что качественные продукты вытесняются или теряются в массе некачественных продуктов или их суррогатов. Причина проста: делать качественно, значит нести большие издержки, чем при производстве менее качественного аналога. Если же рынок не дает механизма, позволяющего отличить качественную вещь от некачественной, то добросовестные производители, несущие большие издержки, будут выдавлены с рынка, проиграв в ценовой конкуренции. Вслед за ними уйдут и потребители качественной продукции, а общее качество на рынке понизится. Затем цикл выбывания наиболее качественных товаров повторится и так далее.