Скажем так. Статья на хорошую тему. Некоторые ключевые вопросы поставлены уместно. Сама по себе та или иная форма передачи знаний (включая форму записи отчуждаемого как данных) мир не спасёт...
Частично причины раскрыл Kubanych - дело не только в системе образования. Но и в тех вещах, которые обсуждались здесь:
viewtopic.php?f=76&t=3492&start=20.
Но также важную вещь сказал Вячеслав
здесь в посте 2012-01-27 15:18:23 (сами посты не индексируются):
Цитата:
Сейчас повсюду (и за рубежом тоже) образование ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ, т.е. цель такого образования- набить головы несчастных студентов кучей битых черепков знания, которые никак между собой не связаны в систему познания и видения мира (или, хотя бы, проблемной области по профилю подготовки специалиста). Самая главнейшая проблема сегодня - как перейти на образование МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ, т.е. как сформировать сознание ученика таким образом, чтобы он был способен к САМООБРАЗОВАНИЮ (на которое здесь так все уповают, но ничего для достижения оного не предлагают).
2) Мотивация. Здесь неоднократно звучало слово: "кому интересно- тот будет учится". Стоп, граждане! Это я слышу ровно столько, сколько живу, но скажите мне, а как можно мотивировать человека, чтобы у него появилась тяга к знаниям, любознательность, проснулся пытливый и острый человеческий ум? Пока я слышал лишь одну формулу : "Жизнь заставит, жизнь научит". Верно, так! Но это сводит всю говорильню только к сугубо индивидуальному опыту, никак не сведенному в систему. А так у нас ничего не выйдет. СНАЧАЛА ЦЕЛЬ (или кому нравится, концепция), на которую ориентирован образовательный процесс вообще; потом СИСТЕМА построения образовательного процесса; потом учебная программа и ТОЛЬКО ПОТОМ - мультимедийные и прочие эффективные частные методики обучения (самообучения).
Насчёт характера образования - это давно уже
Брэдбери говорил. Кстати, можно связать и с мнением Kubanych.
Ответ же автора сначала был резкий и не по существу, затем - просто не по существу.
Ибо не всем надо паять, чтобы понимать, где спаянное применяется...
И разницу между аудиалами, визуалами и кинестетиками игнорировать тоже не следует... В этом ряду и некорректность утверждения "видео - это передача напрямую"... всегда есть носитель, меняется лишь состав каналов восприятия.
Другая группа вопросов - к условиям образования в понимании автора. Насчёт мотивации верно замечено. Я тут о
Винер говорил - и к ней тянутся. Но ведь там работать надо, чтобы получалось. И не у всех получается. И что, всегда будет виноват учитель? А кто их воспитал такими? И какова роль "улицы в широком смысле" (включая и сакраментальную "Главную")?..
Далее, если получается - то через упорный труд. А у автора непонятно - не сводится ли всё к минимизации усилий чисто для удобства образующегося, а не для "неизбыточности сложности"? В конце статьи видимые проявления "потреблятельского" подхода ученика к учителю (только второй что-то обязан). Против какового подхода вроде как один из исходных посылов... Т.е. вопросы и к точности мышления...
И "процедурные вопросы". Хамство и мат не просто никого не украшают. Но заставляют вспомнить известное: "если ты сердишься - значит, ты неправ"...
Также здесь (в роликах) видны вроде как "идеологически несовместимые с тематикой конференции" продукты (штудии там всякие от "впечатляющего примера правильного образования" - только с какими целями приложенного... не с теми ли, против которых столь эмоционально выступает автор роликов?)...
Ну и напоследок о реальных путях. Что-то показывает нам тот же "Полиглот". Имею в виду, что ведущий видеокурсов тоже не должен вещать исключительно на камеру - только в живом контакте с
со-трудниками по образованию. Верно, что их д.б. мало - в пределах числа Ингве-Миллера ("чанк-намбера").
Методологи из круга Щедровицкого и теоретики на практике, как Винер, показывают и другое. Что в профобразовании надо бы, чтобы человек постепенно начинал выдавать реальный результат в процессе учёбы. Т.е. модель "учиться всю жизнь" должна начинаться уже при "первом профессиональном". Тут можно и не уходить за пределы "здешнего круга" для иллюстрации. Так, как я понял, это есть в работе связки "НПО "Тесла"- факультет СПО" в Орле. Не знаю, есть ли в "Байтике" и в ХШП. Тогда будет ещё одна грань мотивации.
М.б. у кого-то ещё есть что сказать...