Драконограф писал(а):
Кстати, из "Эксперта" проходило уже на
эту тему.
Такие ссылки-загадки малополезны -- непонятно о чем, а пойдешь туда -- и чё-где рыть, непонятно.
Стоит давать уместную цитатку, что ли.
Чтобы суть была видна не отходя от кассы.
Чё-то не захотел дублировать из другой темы...
Сергей Губанов писал(а):
...
А то, что было добавлено (марксизм-ленинизм) -- оказалось фуфлом. Иначе никакие англосаксы (говоря в привычных Вам терминах) не сумели бы ничего развалить.
Ыменно.
Вот не смогли же фашисты (экстраполированные приматы-реформаты) развалить СССР 40-х... Видимо, не в последнюю очередь потому, что были: с одной стороны - основательно образованные люди и их ученики; с другой стороны - достаточное количество людей, веривших в новый строй (в т.ч. и среди образованных).
А кто не очень верил - тем на оккупированной территории гитлеровцы быстро показали преимущества сталинского выборочного уни[что]жения перед "национал-частноиндивидуалистически-христианским" тотальным... Другое дело - что моральная деформация при сталинизме была отнюдь не выборочной (ибо он никак не ограничивал приматизма)... что и сказалось впоследствии...
Да, кстати, ещё один фактор учесть надо - наличие на тот момент в СССР большинства населения с крестьянским сознанием (индустриализация уже дала материальные плоды, но не дала духовных). Ибо сказано (не помню, кем) примерно так: "Солдат сухопутных войск - это прежде всего человек от земли." - т.е. способный устраивать жизнь в природе... которая может показать кукиш почище многих систем оружия... и требует планировать "на длинных временах" и кооперироваться... и ручками работать, ручками... и из детей не делать лодырей... пусть и с высшим образованием... А побеждает тот, кто не только захватил территрию - но и сумел наладить на ней жизнь...
Тогда как немалая часть населения гитлеровской Германии (как и её сателлитов) уже "урбанизировалась". А те, кто оставались у земли - в силу индустриализации способа хозяйствования в основном представляли собой таких "метросеков на деревне" - ну, "фермеров" (термин, мало раскрывающий смысл). Их облик, IMHO, хорошо раскрыт в "Щите и мече" - там, где Вайс живёт перед вторжением в СССР в Польше у немки... у которой отец в поместье Геринга потерпел от управляющего... а она мечтает исключительно о том, что геринги дадут ей надел на "восточных землях"... где она будет хозяйничать таким же макаром.
Как эти "урбанисты" уже отечественные "умеют защищать родину" - мы видели в Афганистане и в Чечне. Кстати, когда "академик кузькиной матери" с трибуны съезда вещал насчёт наших "афганцев", убивавших из-за ценных вещей и даже охотившихся с вертолётов за местным населением в духе типа "вот к чему приводит социалистический образ жизни" - он не понимал, что имеет дело с такими же "метросеками-развлекунами", уже вполне "обуржуячившимися", как и в "цивилизованном мире"... или делал вид, что не понимает...
А преимущества "классики" в сочетании с сознанием "от земли" можно тоже, как ни странно, извлечь и из советского культурного наследия.
Вот есть такой фильм "Рождённая революцией" - снят в середине 1970-х про советскую милицию. При всей внешней пропагандистской заданности (показаны, как обычно, только победы Советской власти а о недостойных её слугах сказано исключительно гладко) - характеры даны жизненные. В частности, главные герои - рассказчик, пришедший в милицию сразу после Октября и дослужившийся до комиссара (генерала) и его жена из "бывших". Он - сын крестьян, загубленных деревенским попом - бывшим рецидивистом (были и такие в пореформенной России - это тоже к вопросу о том, куда ведёт сращивание церкви с государством), дабы оторвать от корней и направить в стан бывших подельников - стал рабочим. Она - выпускница Смольного, оставшаяся на родине, которую он по долгу службы привлёк к розыску бандитов. И вот показано, как образование в широком смысле (т.е. и воспитание) помогают и ей найти место в новой жизни - и некоторым образом направить мужа (который, конечно, не совсем уж "тёмный и дремучий" - однако изначально явно "человек не нашего круга").
А благородных девиц много чему учили, начиная с языков. И после царских реформ готовили уже не "институток" в привычном смысле - хотя деталей я не знаю. Но именно показанное в этом фильме наводит на то, что м.б. тоже пример в тему.
Кстати у Яковлева (авиаконструктора) гимназическое образование - и не у него одного (в "Цели жизни" он пишет о других). Между прочим, он там описывает и период "свободы и демократии" - который "от Февраля до Октября" - не через "историю партии", а как обычную жизнь. В которой уже заметный и до Первой империалистической бардак нарастал в эти месяцы прогрессивно...