Драконограф писал(а):
язык не стоит изучать вне общего контекста культуры его носителей.
О какой культуре речь? Республиканского Рима? Эпохи Августа? Эпохи Марка Аврелия? Кодификация Юстинианом римского права? Схоласты? Ньютон?
Это язык европейской культуры, не только западной.
Хороший вопрос...
А вот всё это и изучать - в историческом развитии.
...
Драконограф писал(а):
упирать на один культурный центр в современных условиях не вполне оправданно.
Да хоть бы на один хоть где-нибудь как следует опереться.
На культуру дальневосточных цивилизаций Россия опереться не может. Сейчас. В массовой системе образования (система спецшкол -- она тоже массовая система).
Речь о представлении у учней, что есть разные культуры - и не только по языку. А опираться на своё - тем же китайцам ни жарко, ни холодно от того, опираемся ли мы на их культуру
- уже писал в
этом посте... А вот если бы мы собственный язык "до раскола" ввели в общее образование - возможно, возникла бы опора...
А разница также проявляется и в том, как язык используется. Но тут тоже надо источники, иллюстрирующие тему, выбирать обдуманно. Вот, скажем, у Кара-Мурзы в "Манипуляции сознанием" подробно разбирается влияние языка на мышление - для иудео-христиан. Тогда как у Девятова и Мартиросьяна - в сжатом виде для различных культур (в т.ч. способы сокрытия сведений). Не упирая на одну какую-то - и тем самым давая базу для абстрагирования/обобщения. Включая краткое описание языков как средств воспроизводства образа жизни.
Или взять такой вопрос, что новоанглийский не случайно возник - а примерно по такому же принципу, что и "смс-ный язык" - потому, что кое-кому так удобнее общаться исходя из того, как они живут. И был типичным образцом "новояза" реформатской цивилизации как разделённой на две расы - "стяжавшие успех" и "не стяжавшие успеха"... И потому он стал "языком международного общения" - в соответствии с распространением оного мема... И тут Кара-Мурза подробно расписывает проявления - а Девятов и Мартиросьян кратко рядополагают среди других строёв - и пишут "за счёт таких-то особенностей грамматики язык выражает/внедряет такой-то стиль мышления".
...
Драконограф писал(а):
Info21 писал(а):
...Я лично злобно считаю, что меня большевики ограбили, лишив возможности еще в школе выучить два новых языка и один классический....
Большевики-то ведь пришли ...
Да какая разница. Хрен редьки не слаще. Вы подменили тему.
Важно, что большевики уничтожили ту культуру, которая была. Оставив Киселева.
Полноценной замены уничтоженному не получилось -- и получиться в принципе не могло. За 70 лет. Когда нужно несколько сот.
Не, я только хотел уточнить, что не они начали уничтожать... а 70 лет отпущено было, наверное, потому, что адекватной замены не получилось... Но это не только у нас - 400 лет реформатства имели итогом гитлеризм и ему подобное. А сейчас имеют - сверхэксплуатацию "среды обитания" (т.е. в "неновоязовских" терминах - природы) и "человеческого капитала" (т.е. самого себя и/или окружающих). Причём - в подтверждение Вашей иронии по поводу обвинения во всём "нехороших англосаксов" - включается в это каждая популяция сапиенсов, которая принимает "реформатский мем".
В частности - через язык. Другое дело - что и язык м.б. использован действующими носителями мема для расширения его ареала - в силу того, очевидно, что справедливы как гипотеза Уорфа, так и обратное ей утверждение...
Я к чему это всё в связи с математикой и информатикой?
А к тому, что раздувание избыточной сложности в ИТ - процесс, преходящий вместе с носителями конкретного образа жизни. И учням надо так честно говорить - пока есть такой-то мем, будет и такой-то мейнстрим. Поэтому Оберон вы Учите для того, чтобы более сносно программировать на том, что "стяжатели успеха" напридумают... пока тоже "древними" не стали...