Недавно появился учебник:
Ляхович В.Ф. и др. Информатика. — Ростов-н/Д.:Феникс, 2007/08/10.Основное внимание в книге уделено формализации и моделированию. Основной упор делается на алгоритмизацию; при этом в основу кладутся методики Ляховича, описанные
здесь. Используются и оригинальные
примеры... по-моему, без изменений по сравнению с журнальной публикацией 1990 г.
Вот наконец неоднократно упоминаемый
учебник Симоновича:
Вложение:
Комментарий к файлу: Ключевые темы курса.
Симонович-ОбщИнфор-извл(ВД+Огл+Введ+Тема1-10)цв.djvu [6.25 МБ]
Скачиваний: 372
Вложение:
Комментарий к файлу: Обложка.
Симонович-ОбщИнфор-обл_цв.djvu [544.63 КБ]
Скачиваний: 381
Здесь всё хорошо, включая когнитивный стиль как иллюстраций, так и текста. Хотя кое-что, видимо, требует уточнения.
Важен подход к объектности — как принципу прежде всего качественного моделирования «предметки». Из которого совершенно необязательно вытекает «экстремистское» информатическое их приложение, как в ООП. Кстати, можно обнаружить, пожалуй, точки соприкосновения и с Эвансом...
Субъектно-объектная связка позволяет также естественно ввести начала социальной информатики. И обойтись без целых отдельных учебников по этой тематике — где в основном рассматриваются следствия машинной информатизации — а сжато и ясно показать причины и дать рекомендации, полезные не только школьникам (прежде всего в Теме 1).
На примере соотношения с Фридландом сказанное обсуждалось в этом сообщении.
Это и кибернетический подход делает разумным - в смысле сказанного в
этом посте об уточнении предмета кибернетики (которое прослеживается, кстати, уже в поздних работах и высказываниях Винера).
Прослеживается также принцип, что информатика — наука о форме (и формальном анализе), введённый в своё время у
Белошапки. Отсюда совершенно закономерно изложение общего взгляда на информацию в науке в начале книги — и здесь интересна авторская критика (в основном в §13). А также рассмотрение представлений данных по каналам человеческого восприятия с переходом к их машинным представлениям (в Темах 7...9). И наглядное объяснение связанных с этим преобразований.
Для студентов по сущности и измерению информации, конечно, есть смысл ознакомиться с т. зр.
Фридланда (п. 8.1),
Присяжнюка и Сазонова,
Герасименко (п. 9.3) — но они достаточно сложны. А для школьников (которым и адресована книга), наверное, достаточно сказанного. Хотя подходы
А. и Т. Шилейко (беседа 2) и
Фурдуева вполне популярны и могут служить расширением материала книги по этому вопросу.
Наряду со сжатием данных интересно было бы видеть начала сжатия знаний. Уместность этого в базовых информатических «компетенциях» хорошо продемонстрирована, скажем, Рэйлвей Кагеном при составлении «шпаргалки» по техноязыку и классическому шампур-методу
здесь.
Принцип двойной адресации, в сущности, имеет в основе независимое от Паронджанова подразделение форм представления данных на «знаковую» и «предметную». В то же время определение способов адресации, пожалуй, нужно скорректировать.
Принимая за основу принципы, изложенные на этой странице, мы должны трактовать "числовую" и "символьную" адресации по Симоновичу не как альтернативы, а как два из многих частных случаев в расширенном пространстве индексации (соответственно: исторически-порядково-числовой и функционально-иерархически-символьный); очевидно, это требует и переработки определений этих способов. У Макаровой (в Гл. 2) ближе к сути - классификация и кодирование сущностей разделены.
Изложение логики с демонстрацией приложений к реальным преобразованиям данных (а не только к схемотехнике) методически интересно. Ибо демонстрирует не один только «паяный» (или «записанный») синтаксис пребразований — «вот, дети, как это делается, что компьютер рассуждает на манер Аристотеля»

). Но и семантику (что значат данные и операции?) и прагматику (а для чего это делается?), - причём преимущественно на актуальной для адресного возраста «предметке» (работа с «картинками»). И показывает, почему эргономически недостаточно оперировать в человекоориентированных описаниях только «труями» и «фальшами» (о чём говорит и Паронджанов).
Конечно неплохо было бы также охватить и логики действительного — чтобы показать учню, что интуитивно понятная разница между формально-логическим «миром <сконструированных> высказываний» и реально-мыслительным «миром фактов и мнений» не осталась незамеченной в науке
- которая предложила способы формализации. Но для общего представления об этом вполне можно прочитать, скажем, Мичи и Джонстона (как и для понимания необходимости «ставить машинное в человеческие рамки»).
Последующие темы также изложены с общих позиций курса и потому также содержат интересные элементы и ракурсы.