OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Четверг, 28 Март, 2024 21:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Январь, 2010 11:20 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Валерий Лаптев писал(а):
А в обычной школе - зачем такие глубины? Там пользователей надо грамотных делать.
Обычная школа и делает. Но в каждой есть несколько толковых ребят, способных освоить "глубины", но никто их в эти глубины не спускает. Многие бы сами с удовольствием стали исследовать глубины, будь у них хорошие путеводители-самоучители, то бишь занимательные толковые книжки. Во всяком случае я на это сильно надеюсь.
Валерий Лаптев писал(а):
Разработка визуализаторов в массовом порядке возможна только либо при формализации, а следовательно - при автоматизации.

Мне кажется, Вы преувеличиваете проблему. Во-первых, для школы достаточно будет 2-3 десятков визуализаторов. Во-вторых, сложность и объем визуализатора, который я имею в виду, того же порядка, что у "шняги" Федора Васильевича для представления ключевых слов на родном языке, которую он соорудил за 6 часов. (Надо бы ей дать более приличное название, а то неловко как-то так цитироваить :) ) В третьих, разные визуализаторы по внутреннему устройству будут сильно похожи друг на друга. Поэтому, сделав первые 2-3, для следующих можно будет чуть ли не копипастить многие кусочки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Январь, 2010 12:00 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
id_ler писал(а):
А если сместить акцент с игры на конструирование программ?

Игра – это конечный продукт, использование которого к программированию чаще всего отношения не имеет. Существует значительный разрыв между программистом, который реализует нетривиальный алгоритм, и конечным пользователем игры.

Конструирование же объединяет. Для начинающих программировать, конструирование программы – это игра. А для профи, конструирование – это архитектура «железа» и модульность приложений.

Простите, но я именно это и имел в виду: использовать желание школьника реализовать игровую программу как сильный стимул к настоящему изучению программирования. Проведите "за руку" такого через сложный игровой программный проект - молодой человек с УДОВОЛЬСТВИЕМ усвоит массу полезных знаний.
Если же пытаться с первых уроков программирования увлекать учащихся (правильными, не спорю!!) свойствами массовости, завершимости, результативности алгоритмов или кучей разновидностей сортировок, то получим в 95% случаев стойкое отвращение к предмету, преодолеть которое в будущем уже не удастся. В программирование как в творческий, созидательный процесс надо аккуратно заманивать. Причем разные группы - разными "приманками".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Январь, 2010 12:22 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
vvp писал(а):
Написать программу которая играет можно, но вполне реально написать программу, которая неплохо играет. У нас за плечам 7 таких проектов. Программу Русские шашки мы смогли написать на уровне второго разряда, довольно сильно играла Халма, а Реверси оказалась практически непобедимой. Это все делали или старшеклассники или студенты младших курсов. Поэтому мне эта тема и интересна, что несмотря не нетривиальность предмета можно достичь сильных результатов.

Я себе поставил более скромную цель: написать в виде небольшого учебного пособия программу для игры в шахматы без шахмат. В действующем на сегодня варианте уже набралось достаточно много нетривиальных для школьников вещей.
Заниматься программированием игровых стратегий - это, на мой взгляд, углубление в более узкую, специфическую область. Хотя, как учебно-методическая среда она, наверно, достаточно продуктивна. И, очевидно, требует приличной базовой подготовки в алгоритмизации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Январь, 2010 13:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 10 Ноябрь, 2007 21:28
Сообщения: 584
Откуда: Хабаровск
А.П. писал(а):
Я себе поставил более скромную цель: написать в виде небольшого учебного пособия программу для игры в шахматы без шахмат. В действующем на сегодня варианте уже набралось достаточно много нетривиальных для школьников вещей.
Заниматься программированием игровых стратегий - это, на мой взгляд, углубление в более узкую, специфическую область. Хотя, как учебно-методическая среда она, наверно, достаточно продуктивна. И, очевидно, требует приличной базовой подготовки в алгоритмизации.


А что такое шахматы без шахмат? Я этого момента не понял. А по второму пункту, все немного проще. Здесь нет понятия стратегии. Должно построить алгоритм прохода дерева перебора, необходимо постараться там что-то отсекать и чисто игровая проблема - построение оценочной функции. Впрочем это действительно требует приличной алгоритмической подготовки. Но совершенно не обязательно, чтобы все дошли до играющей программы. У нас семь играющих против человека программ (2 или 3 правда потеряли), но попыток было гораздо больше. Неудачники также получили очень сильный интеллектуальный заряд. Кроме того это вопрос выбора игры. Если например это шахматы, ГО или сравнимая с ними по сложности игра, то это во-первых очень тяжелая теоретическая проблема, а не только программисткая, да и программисткая проблема там тоже не простая. Но можно выбрать что-то и попроще. Например уже упоминаемое Рэндзю. На самом деле игра очень глубокая, но написать программу играющую не совсем по детски несложно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Январь, 2010 14:48 

Зарегистрирован: Суббота, 06 Июнь, 2009 07:52
Сообщения: 329
А.П. писал(а):
Проведите "за руку" такого через сложный игровой программный проект - молодой человек с УДОВОЛЬСТВИЕМ усвоит массу полезных знаний.
Если же пытаться с первых уроков программирования увлекать учащихся (правильными, не спорю!!) свойствами массовости, завершимости, результативности алгоритмов или кучей разновидностей сортировок, то получим в 95% случаев стойкое отвращение к предмету, преодолеть которое в будущем уже не удастся. В программирование как в творческий, созидательный процесс надо аккуратно заманивать. Причем разные группы - разными "приманками".
А что бы Вы посоветовали новичку, который самостоятельно занялся программированием, взял учебник-самоучитель, не имеет возможности обратиться к преподавателю и не имеет настроенной среды разработки? Для многих других языков выходят самоучители с примерно одинаковым названием. «Для чайников» объясняют как настроить определенную среду и написать программу на выбранном языке. Программами в таких учебниках чаще всего бывают игры. Только вот, пользы от таких книжек чуть, и новизны для данной темы нет. Нужен какой-то другой подход.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 10:14 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
vvp писал(а):

А что такое шахматы без шахмат?

Реальную шахматную доску с фигурами имитирует программа на компе. Она рисует на мониторе доску с фигурами, позволяет только правильно двигать фигуры, выдавая разную диагностику на разные ошибки, следит за очередностью ходов и за временем, объявляет шах, мат и пат (пока не сделано), протоколирует партию, возможно, что-то еще. Фактически это некий "движок фигур". Не делаю попытки научить программу играть.

Для начинающего программиста-школьника (8 кл.) получается более чем серьезный проект на общеизвестном материале. Выполняется на родном (русском) языке в правильном (КП/ББ) окружении. Думаю, это неплохо :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 10:52 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
id_ler писал(а):
А что бы Вы посоветовали новичку, который самостоятельно занялся программированием, взял учебник-самоучитель, не имеет возможности обратиться к преподавателю и не имеет настроенной среды разработки? Для многих других языков выходят самоучители с примерно одинаковым названием. «Для чайников» объясняют как настроить определенную среду и написать программу на выбранном языке. Программами в таких учебниках чаще всего бывают игры. Только вот, пользы от таких книжек чуть, и новизны для данной темы нет. Нужен какой-то другой подход.

Новизна в том, что современная среда (ББ), надежный ясный язык (КП), правильные приемы/манеры/шаблоны - по науке (!), а не неряшливость и трюкачество, возможность использования родного языка (важно для детей). Я думаю, такие книжки с настроенной средой и работающими занимательными и познавательными примерами (обязательно прилагать компакт-диск) позволят донести полезные знания и навыки до тех десятков тысяч ребят, которые сегодня фактически лишены доступа к программированию. Уверен, что от таких книжек польза обязательно будет. Они должны хотя бы частично восполнить тот образовательный пробел, который сегодня существует в деле обучения молодежи.
Другие подходы тоже интересны, кто бы только взялся их реализовывать?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 11:34 

Зарегистрирован: Суббота, 06 Июнь, 2009 07:52
Сообщения: 329
Сергей Прохоренко писал(а):
А.П. писал(а):
8.Визуализаторы объектов, конструкций и элементарных алгоритмов языка КП - как учебное пособие для 5-8 классов и как программный проект для 9-11 классов и студентов.


По п.8 хотелось бы поподробнее. Что Вы имеете в виду? Можно хотя бы пару грубых набросков от руки?
Если хотите получить общее представление о визуализации исполнения программы, то могу сказать о Emu8086 для ассемблера. Эта программа содержит редактор исходного кода, ассемблер и эмулятор микропроцессора с отладчиком, и шаг за шагом обучающие программы. Она выполняет код на эмуляторе и можно наблюдать регистраторы, флаги и память, во время исполнения программы. Я встречал ее на диске(лицензия Shareware), поэтому о поиске ее в сети не знаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 12:07 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 1053
Откуда: Россия, Чебоксары
Валерий Лаптев писал(а):
Я б добавил в список игр - крестики-нолики 5 в ряд... :) Интересно эвристическую функцию придумать... :)
Была у меня такая лет 20 назад... Без всякого перебора вполне сносно играла... :)

А вот предлагали тут задачу распознавания номеров... Я вот с ходу решить не смог - хорошо работающих алгоритмов не нашёл, а самому придумывать долго...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 12:22 

Зарегистрирован: Суббота, 06 Июнь, 2009 07:52
Сообщения: 329
А.П. писал(а):
Новизна в том, что современная среда (ББ), надежный ясный язык (КП), правильные приемы/манеры/шаблоны - по науке (!), а не неряшливость и трюкачество, возможность использования родного языка (важно для детей).
Если я правильно понял, то Вы предлагаете начинать писать книжки в том русле, в котором для других языков это делается давно. Ведь уровень книжек для «чайников» -- это уровень для старшего школьного возраста. Разница только в правильном языке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 14:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
id_ler писал(а):
Если я правильно понял, то Вы предлагаете начинать писать книжки в том русле, в котором для других языков это делается давно.
Видимо, Вы неправильно поняли, т.к. пропоцизия в придаточном предложении совсем не верна (в моем представлении по крайней мере).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 14:42 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Alexey_Donskoy писал(а):
А вот предлагали тут задачу распознавания номеров... Я вот с ходу решить не смог - хорошо работающих алгоритмов не нашёл, а самому придумывать долго...

Уточню: предполагаю распознавание номеров, написанных строго одним шрифтом. Шрифт цифр на вагонах всегда один и тот же. На российских автомобильных госномерах тоже применяется один рубленый шрифт, напоминающий Arial. Поэтому должны уже существовать относительно простые алгоритмы для этих случаев, которые можно переписать на КП и доступно изложить. Во всяком случае, на факультете информатики дипломные работы на эту тему были. Правда, не знаю качество результатов.
Алгоритмы повышения контраста изображения, удаления шума типа мелких брызг грязи, оконтуривания объектов вполне доступны тем, кто освоил двумерные массивы. Алгоритм поворота изображения вправо-влево тоже, очевидно, довольно прост. Сложнее бороться с искажениями, вносимыми перспективой. Как-то надо находить на изображении область номера, вырезАть ее и далее работать только с ней. Думаю, что есть простые и надежные математические критерии выделения области номера.
Короче, вырисосывается реальная тема с относительно несложной математикой, хорошее изложение которой вполне потянет на отдельную занимательную книжицу. Думаю, на этом можно построить небольшой спецкурс. Представьте, препод дает задание деткам выйти к ближайшей парковке, снять на мобильник машины так, чтобы были хорошо видны номера, перекинуть фото в комп и отдать их на обработку программе, которая в демонстрационном режиме показывает пошагово весь алгоритм чтения номера. А эту программу они только что закончили писать/разбирать. Наверняка появится необходимость подгонки параметров частных алгоритмов, экспериментирования с математикой удаления шума и т.д. Очень познавательное, содержательное занятие, создающее задел для разработки практически полезных алгоритмов распознавания :)


Последний раз редактировалось А.П. Понедельник, 11 Январь, 2010 14:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 14:55 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
id_ler писал(а):
Если я правильно понял, то Вы предлагаете начинать писать книжки в том русле, в котором для других языков это делается давно. Ведь уровень книжек для «чайников» -- это уровень для старшего школьного возраста. Разница только в правильном языке.

Не совсем. Для "чайников", насколько я знаю, обычно практикуется "рецептурное" изложение. Мне бы хотелось, чтобы в занимательных книжках было обсуждение критериев выбора с выводом практической значимости/эффективности принимаемого алгоритмического решения. Чтобы человек учился конструктивно рассуждать и оценивать, а не только запоминать и использовать готовые решения. В книгах Н.Вирта как раз приводятся многочисленные оценки и обоснования принимавшихся им архитектурных решений.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 19:45 

Зарегистрирован: Суббота, 06 Июнь, 2009 07:52
Сообщения: 329
Извиняюсь за назойливость. Но если вернуться к теме «Вопрос про тип SET», где находится пожелание писателям учебников, то возникает такой вопрос. Каким языком, отличным от языка математики и программирования, можно объяснить чем является тип SET? Значит, должны быть иные элементы конструирования. В низкоуровневых языках, если не понятно, что “MOV приемник, источник” – это, например, “MOV r/m8,r8”, тогда можно детализировать в разных системах счисления, переходя на логические элементы через архитектуру компьютера. Но в Паскале-подобных языках, появившихся в академических кругах, где применение низкоуровневых средств игнорируется, а алгоритмизация интересна не всем начинающим, диапазон возможных объяснений предмета крайне ограничен. В таком случае, как мне представляется, необходимо более детально формулировать смежные(между низким и высоким уровнями программирования) вопросы и ответы, которые не вызывали бы сомнения у абсолютного большинства новичков с невысоким уровнем вхождения. А книжки для неподготовленного читателя отличались бы только стилизацией.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 22:50 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 1053
Откуда: Россия, Чебоксары
А.П. писал(а):
Думаю, что есть простые и надежные математические критерии выделения области номера...
Ах вот оно как... Впрочем, я так и подумал :)

В общем, если всё изобретать самому, тянет на очень нехилую исследовательскую работу.

Если удастся найти в инете готовые примеры, то 50% за то, что использовать их можно будет в очень частном случае :) В любом случае о понимании речи не идёт...

Если же прочитать спецкурс (я за несколько часов поисков в инете такого не нашёл), то станет существенно легче, но даже трудоёмкость реализации всё равно не очень школьная... Или я так недооцениваю школьников? :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Понедельник, 11 Январь, 2010 22:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота, 29 Март, 2008 19:27
Сообщения: 1053
Откуда: Россия, Чебоксары
id_ler писал(а):
Каким языком, отличным от языка математики и программирования, можно объяснить чем является тип SET?
Зачем это объяснять? Начинающему?
Профессионал обязан знать те аспекты инструментов, с которыми он работает.
Для начинающего это лишняя информация, добавочная сложность. Вряд ли это целесообразно всегда...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Среда, 13 Январь, 2010 07:33 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Alexey_Donskoy писал(а):
Ах вот оно как... Впрочем, я так и подумал

Давайте для простоты и определенности возьмем задачу чтения госномера на фото автомобилей.
Формат и техника изготовления автомобильного госномера (АГН) направлены на то, чтобы уменьшить влияние всяческих искажений и облегчить распознавание. Особенности формата - высокий контраст, отсутствие цветовых оттенков, использование ограниченного набора букв, сильно различающихся между собой и имеющих уменьшенный по сравнению с цифрами размер - позволяют очень значительно упростить решение. Оно будет довольно громоздким (порядка 10 частных алгоритмов), но элементарным по своей математике.
Например, для определения области номера можно попробовать 2 способа:
1) сканировать точки изображения по вертикальным линиям, отстоящим друг от друга, допустим, на 10 точек; при просмотре точек вычислять 2-3 величины, характеризующих значение контраста, наличие белизны и относительного количества черного; формулы для таких величин будут похожи на формулу среднего арифметического или что-то в этом роде; сравнивать полученные величины с некими порогами; при этом можно принять, что ширина различимого АГН составляет не менее 100 (или около того) точек изображения;
2) разбить изображение на блоки 4х4 или 8х8 точек, вычислять указанные выше характеристики для таких блоков и сравнивать их с порогами, получая для каждого ответ 0 (блок вне области номера) или 1 (блок скорее всего принадлежит области номера).
Затем в вероятной области провести более тонкий анализ примерно такой же сложности.
Выделенная область далее разбивается на одинаковые отдельные зоны - на каждую букву и цифру.
Для распознавания буквы ее зона обрезается (удаляются белые края) до минимального прямоугольника. Затем в этом пр-ке определяется местонахождение черных точек на двух вертикальных и двух горизонтальных секущих, отстоящих от границ пр-ка на 10-15% его размера. После этого - сравнение мест черных точек с их стандартным местоположением для каждой известной буквы.
Распознавание цифр проводим аналогично.
Повторюсь: алгоритм довольно громоздкий, но вполне линейный, математически элементарный, никаких интегралов, дифур, графов, деревьев и даже, возможно, тригонометрии. Формулы для характеристик надо подобрать, но это будут какие-то взвешенные суммы яркостей соседних точек, не более того.
Вероятность успешного распознавания оцениваю в 90% случаев. Перевернутые и сильно наклоненные, поврежденные и искаженные номера не рассматриваю, их реально намного меньше половины.
Уверен в возможности полного понимания и усвоения алгоритма 10% старшеклассников при аккуратном, последовательном и подробном его изложении с наглядными примерами и упражнениями на каждом этапе.
Разумеется, алгоритм сначала должен построить и обкатать на десятках изображений препод, выделить промежуточные этапы, снабдить пояснениями и вспомогательными примерами/задачами, короче, методически оформить.
На мой взгляд, достойная тема для главы в "Занимательное программирование на КП. Учим компьютер видеть".
Как-то так.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 05 Январь, 2011 08:02 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Alexey_Donskoy писал(а):
id_ler писал(а):
Каким языком, отличным от языка математики и программирования, можно объяснить чем является тип SET?
Зачем это объяснять? Начинающему?
Профессионал обязан знать те аспекты инструментов, с которыми он работает.
Для начинающего это лишняя информация, добавочная сложность. Вряд ли это целесообразно всегда...
А.П. в viewtopic.php?p=39973#p39973 писал(а):
Получил все три книги от ДМК Пресс (две Н.Вирта, В.Потопахин). Впечатлился. Правда, по-разному...
Думаю, проекту Информатика-21 не следует останавливаться на достигнутом. Выношу на суд преподов из оберон-сообщества идею издания популярной серии «Занимательное программирование на Компонентном Паскале». Целевая аудитория — школьники от 4-5 класса до студентов младших курсов ун-тов и их родители, учителя информатики, руководители и преподаватели кружков и групп дополнительного образования и те, кто желает самостоятельно научиться «правильному» программированию.
Попробую обозначить такие проекты, как они мне видятся сегодня:
1.Черепашка (продвинутая) + проект «Шрифт» (4-7 класс)
2.Программная обработка фотографий (6-9 класс) с чтением/записью в файлы в упрощенном полноцветном BMP
3.Проект «Шахматы» на базе продвинутой черепашки (7-10 класс), программа — «интеллектуальная доска», имеется собственная полуготовая версия, играть уже можно, желающим могу дать
4.Графический редактор (9-11 класс), написал на КП в 10 классе мой ученик ныне студент ВМиК МГУ, консультировали коллеги из Орла
5.Штрих-коды (проходят на информатике, 9-11 класс) — печать на принтере и чтение (сотовым телефоном) этикеток и объявлений на основе шрифта Barcode, есть некий проект у соседа-студента в этом направлении
6.Подвижные механизмы в графике 3D (подъемный кран у И.Ермакова) (9-11 класс, студенты)
7.Анимация (навеяно сообщением в листе рассылки [BLACKBOX] “Does anyone have a way to capture animated images created by BlackBox in some format that can then be posted to YouTube? -Doug Danforth» 04.01.2010)
8.Визуализаторы объектов, конструкций и элементарных алгоритмов языка КП - как учебное пособие для 5-8 классов и как программный проект для 9-11 классов и студентов.
9.Строим составные документы — каркасы электронных учебников с тестирующими алгоритмами (8-11 класс) (был запрос от учителя биологии - автора ряда пособий)
10.Исполнитель «Робот» (10-11 класс, студенты) - задачи на сложную алгоритмическую логику
11.Конечные автоматы в жизни (9-11 класс, студенты) (что-то с автоматикой окон есть у И.Ермакова)
12.Векторная графика с задачами и решениями (7-10 класс)
13.Домашнее видеонаблюдение и автоматика ухода за животными, рыбами, растениями (8-11 класс) (показ на анимированых компьютерных моделях, АКМ)
14.Система управления отоплением дома (АКМ) (9-11 класс, студенты)
15.Чтение сотовым телефоном государственных автомобильных номеров (9-11 класс, студенты)
16.Чтение номеров вагонов и ж/д контейнеров (9-11 класс, студенты)
17.Автоматика теплиц — полив, проветривание, управление температурой (АКМ) (9-11 класс, студенты)
18.Стереовидео (10-11 классы, студенты)
19.Цифровая компрессия видео (10-11 классы, студенты)
20.Автомобильная электроника — разные системы (АКМ) (8-11 классы, студенты)
21.Звук — музыка, синтез и распознавание речи, удаление шума, MIDI-синтез по изображениям нот, караоке (9-11 классы, студенты)
22.Тетрис в подробном и доступном изложении на КП (10-11 классы, студенты)
23.Master С.Губанова для подсветки (раскраски) синтаксиса — как лексический анализатор и улучшатель программных текстов в разумных дозах (10-11 классы, студенты)
24.Игра «Стальная Крыса» по Гарри Гаррисону (8-10 класс) — делаю потихоньку с 8-классником
25.…
Я пытался перечислить задачи, которые встречаются в обыденной жизни практически повсеместно. Решения большинства из них уже выполнены профессионалами. Пора молодежи дать их учебные и демонстрационные версии, объяснить внутреннее устройство, вдохновить на собственные творческие искания и подвиги :)
Ну что ж, оказалось, что предложения, подобные сформулированным прежде всего здесь и здесь, уже выдвигались... Описанные проекты в большинстве своём очень хороши были бы как "атмосфера" вокруг "книг ядра", пользуясь терминологией Потопахина. А что-то целесообразно включить и в базовый цикл как сквозные примеры.
Тут стоит оговориться. В своих сообщениях, как видно, я проводил мысль о логике изложения базы по "правилу Стругацких" (инструкция - для тех, кто ещё не умеет :) т.е. формализованное изложение служит для передачи отчуждённого знания, которое, интериоризируясь, входит в ментальный опыт - короче, "присваивается" адресатом ;) - и далее применяется уже индивидуально и в чём-то м.б. непохоже на "инструкцию") - отсюда и соображения здесь и здесь. Может показаться, что это отрицает принципиально иной подход Виталия Валерьевича - для неумеющих свободное, неформальное изложение. На самом деле я считаю нужным интегрировать оба этих подхода в одном цикле. Весь вопрос в том, о каком неумении говорить в каждом случае - применительно к структуризации изучаемой МФЗ (описания задач до "командного" уровня в терминах уточнения модели формализации/моделирования, данной у Фридланда в п. 6.1, т.е. инструктивно[-программно]го с применением КП/ББ - в ИТ-пользовательском аспекте, а в ИТ-профессиональном - также и реализации технологии такого описания средствами опять же КП/ББ). В начале изучения цикла читатель, считаем, не умеет ничего - прежде всего говорить на КП (и пользоваться ББ). И ему предлагается "интуитивный" подход - в первой книге ядра. Далее он уже не умеет формализовать знания инженерно, в триаде "предметник-аналитик-программист" (т.е. формируя в своей роли вместе с другими решения задач гарантоспособные - а значит, и удобные в форме представления как средство передачи знания о задаче, и содержащие возможности убедиться в правильности/ошибочности решения - хотя бы базовые, в виде условий, проверяемых по assert) - и используя предоставляемые ББ библиотеки и общую концепцию MVC. И ему предлагается уже следовать образцовой технологии - на сквозном примере, проходящем через вторую книгу ядра - где показываются возможности именно предоставляемые ББ. Этот пример читатель прорабатывает - а наряду с ним и другие, возможно, помещённые на диске - чтобы освоить технологию и сопряжённую с ней систему форм представления. И сформировать умение, в частности, как отступать от неё разумно в зависимости от характера задачи и условий формализации. Вот тут проект 8 (равно как и 23) как раз и пригодится в контексте образца инженерной ТФЗ - о чём говорил здесь. Инженерный же подход независимо от индивидуальных позиций имеет в виду общие закономерности передачи знания, обсуждавшиеся здесь. И поискам решения в его рамках (а значит - и проверкам находок - и уже, возможно, на более широкой основе - типа проверки моделей) посвящена третья книга ядра - а четвёртая (и м.б. ещё ряд последующих) особенностям реализации решений на разных платформах. Тут и про низкоуровневые особенности можно поговорить - а в первых трёх изложение вести для принятой за базовую и скрывать детали.
Остальное же существует параллельно, как "типовые проекты" из разных "предметок" - и, поскольку пишется явно разными авторами, может показывать и их индивидуальные взгляды на то, как отступать от образца МФЗ - для чего образец, ессно, д.б. дан и использован каждым автором как отправная точка. И заодно иллюстрирует особенности реализации на платформе, выбранной авторами проекта. Только игры брал бы созидательного назначения...
Вот такие пожелания писателям учебников.

P.S. Конечно, и цикл "ядра" не обязан писать один автор - но д.б. взаимодействие в коллективе и единая платформа представлений о цикле.


Последний раз редактировалось Владислав Жаринов Суббота, 08 Январь, 2011 06:18, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Среда, 05 Январь, 2011 12:26 

Зарегистрирован: Суббота, 07 Март, 2009 15:39
Сообщения: 3261
Откуда: Астрахань
А.П. писал(а):
Давайте для простоты и определенности возьмем задачу чтения госномера на фото автомобилей.

Оно будет довольно громоздким (порядка 10 частных алгоритмов), но элементарным по своей математике.
Например, для определения области номера можно попробовать 2 способа:

Повторюсь: алгоритм довольно громоздкий, но вполне линейный, математически элементарный, никаких интегралов, дифур, графов, деревьев и даже, возможно, тригонометрии. Формулы для характеристик надо подобрать, но это будут какие-то взвешенные суммы яркостей соседних точек, не более того.

Разумеется, алгоритм сначала должен построить и обкатать на десятках изображений препод, выделить промежуточные этапы, снабдить пояснениями и вспомогательными примерами/задачами, короче, методически оформить.
На мой взгляд, достойная тема для главы в "Занимательное программирование на КП. Учим компьютер видеть".
Как-то так.

Подобные задачи давно решаются с помощью нейронных сетей. А там - и функции многих переменных, и матрицы... Да еще обучать сеть нужно... Это сложно. У меня в прошлом годе 4 курс писал простейшую НС для распознавания русских букв - замучились с обучением... Это - очень нетривиальная задача.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пожелания писателям учебников
СообщениеДобавлено: Среда, 05 Январь, 2011 15:21 

Зарегистрирован: Четверг, 08 Май, 2008 19:13
Сообщения: 1447
Откуда: Киев
Для некоторых случаев можно обойтись куда более простыми способами, чем нейронными сетями. Например Распознавание образов методом потенциальных функций http://citforum.ru/programming/delphi/recognition_2/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2024, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB