Вложение:
Комментарий к файлу: Вирт Н. От разработки языков программирования к конструированию компьютеров.
Вирт-ОтРазрЯПкКонстрКомп-ТьюрингЛекция_рус(МПСиС).djvu [108.1 КБ]
Скачиваний: 460
Вероятно, где-то доступна. В первую голову помещаю как пример (уже хрестоматийный) подхода, когда облик исполнителя детерминируется языком - притом не "невыполнимым непосредственно", как Пролог, а именно самым что ни на есть императивным. Также выделил бы такую мысль: "В действительности я не верю в использование в обучении таких средств и формализмов, которые не годятся для какой-нибудь практической задачи" (с. 44). Важен и упор на простоту формализмов.
Вложение:
Комментарий к файлу: Гиляревский Р.С. Основы информатики. Курс лекций - М.:Экзамен, 2004.
Гиляревский-ОснИнфор-извл.djvu [768.61 КБ]
Скачиваний: 324
Курс написан с гуманитарных позиций - тем и интересен. Прежде всего, как можно видеть, идёт от научной сферы, личностно-социальной специфики и естественно-языкового представления. Также обращается внимание на отдельность символической и предметной форм представления данных в автоинфорсимах, напр.: "Из требования автоматизации иметь при каждом элементе описания метку при его вводе в машину вовсе не вытекает необходимость выводить аналог этой метки в человекочитаемую форму описания." (с. 109). Информационный поиск даёт понятие о том, какие практические задачи приводят к таким классическим видам алгоритмов, как поиск и сортировка, указывает соображения, приводящие к соответствующим структурам данных, облик языков символического интерфейса (конечно, в качественном смысле - в терминах свёртки Фридланда, проведённой
на этой странице).
Целесообразно трактуются задачи информатики как дисциплины: "Информатики же давно поняли, что переработка знаний связана не только и не столько с совершенствованием компьютеров, сколько с организацией самих этих знаний" (с. 165). По-своему вводится понятие "интеллектуальной" (корректнее - интеллектной, исходя из трактовки по /
Фридланд А.Я., 2005, п. 8.1, с. 240-241/) инфорсимы; вместе с тем в курсе не проводится отграничения в составе информации знаний от данных, как у Фридланда в пп. 3.4, 3.5. В то же время из рассуждений о "понимании" текстов на ЕЯ автоинфорсимой видно, что автор придерживается такой же трактовки информации.
Любопытен сжатый подход к прогязыкам "сверху донизу" вплоть до физической реализации (правда, программирование, как это ещё часто бывает, считается наукой лишь предположительно - см. с. 221 - но что говорить, когда и дискуссии на данной конференции выявляют немало сторонников такого мнения - зато хоть не отрицается формальная, а не "литературная" природа программного творчества

).
Гипертекстовые системы описываются, исходя из главной функции гипертекста - нелинейно организовывать связи материала. В плане требований к языкам важно и замечание относительно новых возможностей машинного документа: "...В учебнике или монографии можно не только описать какое-либо явление, но и представить его динамическую модель. Электронную книгу можно не только читать, но и активно работать с ней, добавляя в неё собственные наблюдения, размышления и результатаы экспериментов" (с. 202-203). Понятно, что для обеспечения этого нужен в первую очередь развитый и удобный язык схематизации знаний, визуализирующий инфраструктуру связей материала.
В заключительной лекции среди других вновь выделяется мысль о том, что информатика существует уже длительный исторический период, развиваясь в соответствии с характером информационной деятельности человечества (перекликается с позицией Белошапки
в этой статье).
Вложение:
Комментарий к файлу: Дуванов А.А., Рудь А.В., Семенко В.П. Азы программирования. Факультативный курс. Книга для ученика. - Спб.: БХВ-Петербург, 2005.
Дуванов,Рудь,Семенко-АзыПрг-я-извл(ВД+Огл+Гл3+ПУ).djvu [833.92 КБ]
Скачиваний: 432
Систематический курс на базе исполнителей и формальных языков. В Гл.3 последовательно описан механизм трансляции простейших структур данных и построение простейшего компилятора.
При рассмотрении рекурсии указывается, что она позволяет не использовать память исполнителя. Это верно, если иметь в виду только память, используемую сочинителем явно; ведь при рекурсивном вызове процедуры нужно кажый раз сохранять контекст предыдущей копии (что делается неявно как часть команы вызова).
Вложение:
Комментарий к файлу: Рыжиков Ю.И. Информатика. Лекции и практикум. - СПб.:КОРОНА-принт, 2000.
Рыжиков-Информатика-извл(ВД+Огл+Гл1,2,6,7,8,9,10+Лит).djvu [1.01 МБ]
Скачиваний: 496
Интересна тем, что автор попытался очертить практически целесообразный для "продвинутого предметника" языковой базис формализации - в части как инструментально-зависимой (типа языка макропрограммирования, или СУБД, или программирования системы машвёрстки), так и автономной (типа Пролога, когда инструмент реализации, напротив, предоставляет специалисту информатизацию языка или его "предметки" или общераспространённой деятельности, типа полиграфического набора или подготовки иллюстраций) - помимо "языков платформы" (интерфейса приложений, управления заданиями и обслуживания, прогязыков общего назначения). Конечно, конкретный выбор представителей может обсуждаться - но видовой состав, полагаю, близок к оптимальному.
Вложение:
Комментарий к файлу: Михайлов С.Е. 1С-программирование как дважды два. - СПБ.: Тритон, 2005.
Михайлов-1СПргКакДваждыДва-извл(ВД+Огл+Введ).djvu [100.49 КБ]
Скачиваний: 423
С одной стороны, удачно дополняет языковой базис программирования основами русскоязычного объектного ТЯП 1С, с другой - показывает целостный подход к формализации решения задачи, включая как представление знаний (в т.ч. графовое), так и организационно-экономические аспекты. Показательны заголовки многих докэлементов (напр., из Гл.6)...