Alexey_Donskoy писал(а):
id_ler писал(а):
Каким языком, отличным от языка математики и программирования, можно объяснить чем является тип SET?
Зачем это объяснять? Начинающему?
Профессионал обязан знать те аспекты инструментов, с которыми он работает.
Для начинающего это лишняя информация, добавочная сложность. Вряд ли это целесообразно всегда...
Получил все три книги от ДМК Пресс (две Н.Вирта, В.Потопахин). Впечатлился. Правда, по-разному...
Думаю, проекту Информатика-21 не следует останавливаться на достигнутом. Выношу на суд преподов из оберон-сообщества идею издания популярной серии «Занимательное программирование на Компонентном Паскале». Целевая аудитория — школьники от 4-5 класса до студентов младших курсов ун-тов и их родители, учителя информатики, руководители и преподаватели кружков и групп дополнительного образования и те, кто желает самостоятельно научиться «правильному» программированию.
Попробую обозначить такие проекты, как они мне видятся сегодня:
1.Черепашка (продвинутая) + проект «Шрифт» (4-7 класс)
2.Программная обработка фотографий (6-9 класс) с чтением/записью в файлы в упрощенном полноцветном BMP
3.Проект «Шахматы» на базе продвинутой черепашки (7-10 класс), программа — «интеллектуальная доска», имеется собственная полуготовая версия, играть уже можно, желающим могу дать
4.Графический редактор (9-11 класс), написал на КП в 10 классе мой ученик ныне студент ВМиК МГУ, консультировали коллеги из Орла
5.Штрих-коды (проходят на информатике, 9-11 класс) — печать на принтере и чтение (сотовым телефоном) этикеток и объявлений на основе шрифта Barcode, есть некий проект у соседа-студента в этом направлении
6.Подвижные механизмы в графике 3D (подъемный кран у И.Ермакова) (9-11 класс, студенты)
7.Анимация (навеяно сообщением в листе рассылки [BLACKBOX] “Does anyone have a way to capture animated images created by BlackBox in some format that can then be posted to YouTube? -Doug Danforth» 04.01.2010)
8.Визуализаторы объектов, конструкций и элементарных алгоритмов языка КП - как учебное пособие для 5-8 классов и как программный проект для 9-11 классов и студентов.
9.Строим составные документы — каркасы электронных учебников с тестирующими алгоритмами (8-11 класс) (был запрос от учителя биологии - автора ряда пособий)
10.Исполнитель «Робот» (10-11 класс, студенты) - задачи на сложную алгоритмическую логику
11.Конечные автоматы в жизни (9-11 класс, студенты) (что-то с автоматикой окон есть у И.Ермакова)
12.Векторная графика с задачами и решениями (7-10 класс)
13.Домашнее видеонаблюдение и автоматика ухода за животными, рыбами, растениями (8-11 класс) (показ на анимированых компьютерных моделях, АКМ)
14.Система управления отоплением дома (АКМ) (9-11 класс, студенты)
15.Чтение сотовым телефоном государственных автомобильных номеров (9-11 класс, студенты)
16.Чтение номеров вагонов и ж/д контейнеров (9-11 класс, студенты)
17.Автоматика теплиц — полив, проветривание, управление температурой (АКМ) (9-11 класс, студенты)
18.Стереовидео (10-11 классы, студенты)
19.Цифровая компрессия видео (10-11 классы, студенты)
20.Автомобильная электроника — разные системы (АКМ) (8-11 классы, студенты)
21.Звук — музыка, синтез и распознавание речи, удаление шума, MIDI-синтез по изображениям нот, караоке (9-11 классы, студенты)
22.Тетрис в подробном и доступном изложении на КП (10-11 классы, студенты)
23.Master С.Губанова для подсветки (раскраски) синтаксиса — как лексический анализатор и улучшатель программных текстов в разумных дозах (10-11 классы, студенты)
24.Игра «Стальная Крыса» по Гарри Гаррисону (8-10 класс) — делаю потихоньку с 8-классником
25.…
Я пытался перечислить задачи, которые встречаются в обыденной жизни практически повсеместно. Решения большинства из них уже выполнены профессионалами. Пора молодежи дать их учебные и демонстрационные версии, объяснить внутреннее устройство, вдохновить на собственные творческие искания и подвиги
Ну что ж, оказалось, что предложения, подобные сформулированным прежде всего
здесь и
здесь, уже выдвигались... Описанные проекты в большинстве своём очень хороши были бы как "атмосфера" вокруг "книг ядра", пользуясь терминологией Потопахина. А что-то целесообразно включить и в базовый цикл как сквозные примеры.
Тут стоит оговориться. В своих сообщениях, как видно, я проводил мысль о логике изложения базы по "правилу Стругацких" (инструкция - для тех, кто ещё не умеет
т.е. формализованное изложение служит для передачи отчуждённого знания, которое, интериоризируясь, входит в ментальный опыт - короче, "присваивается" адресатом
- и далее применяется уже индивидуально и в чём-то м.б. непохоже на "инструкцию") - отсюда и соображения
здесь и
здесь. Может показаться, что это отрицает принципиально иной подход Виталия Валерьевича - для неумеющих свободное, неформальное изложение. На самом деле я считаю нужным интегрировать оба этих подхода в одном цикле. Весь вопрос в том, о каком неумении говорить в каждом случае - применительно к структуризации изучаемой МФЗ (описания задач до "командного" уровня в терминах
уточнения модели формализации/моделирования, данной
у Фридланда в п. 6.1, т.е. инструктивно[-программно]го с применением КП/ББ - в ИТ-пользовательском аспекте, а в ИТ-профессиональном - также и реализации технологии такого описания средствами опять же КП/ББ). В начале изучения цикла читатель, считаем, не умеет ничего - прежде всего говорить на КП (и пользоваться ББ). И ему предлагается "интуитивный" подход - в первой книге ядра. Далее он уже не умеет формализовать знания инженерно, в триаде "предметник-аналитик-программист" (т.е. формируя в своей роли вместе с другими решения задач гарантоспособные - а значит, и удобные в форме представления как средство передачи знания о задаче, и содержащие возможности убедиться в правильности/ошибочности решения - хотя бы базовые, в виде условий, проверяемых по assert) - и используя предоставляемые ББ библиотеки и общую концепцию MVC. И ему предлагается уже следовать образцовой технологии - на сквозном примере, проходящем через вторую книгу ядра - где показываются возможности именно предоставляемые ББ. Этот пример читатель прорабатывает - а наряду с ним и другие, возможно, помещённые на диске - чтобы освоить технологию и сопряжённую с ней систему форм представления. И сформировать умение, в частности, как отступать от неё разумно в зависимости от характера задачи и условий формализации. Вот тут проект 8 (равно как и 23) как раз и пригодится в контексте образца инженерной ТФЗ - о чём говорил
здесь. Инженерный же подход независимо от индивидуальных позиций имеет в виду общие закономерности передачи знания, обсуждавшиеся
здесь. И поискам решения в его рамках (а значит - и проверкам находок - и уже, возможно, на более широкой основе - типа проверки моделей) посвящена третья книга ядра - а четвёртая (и м.б. ещё ряд последующих) особенностям реализации решений на разных платформах. Тут и про низкоуровневые особенности можно поговорить - а в первых трёх изложение вести для принятой за базовую и скрывать детали.
Остальное же существует параллельно, как "типовые проекты" из разных "предметок" - и, поскольку пишется явно разными авторами, может показывать и их индивидуальные взгляды на то, как отступать от образца МФЗ - для чего образец, ессно, д.б. дан и использован каждым автором как отправная точка. И заодно иллюстрирует особенности реализации на платформе, выбранной авторами проекта. Только игры брал бы созидательного назначения...
Вот такие пожелания писателям учебников.
P.S. Конечно, и цикл "ядра" не обязан писать один автор - но д.б. взаимодействие в коллективе и единая платформа представлений о цикле.