Получил все три книги от ДМК Пресс (две Н.Вирта, В.Потопахин). Впечатлился. Правда, по-разному...
Думаю, проекту Информатика-21 не следует останавливаться на достигнутом. Выношу на суд преподов из оберон-сообщества идею издания популярной серии «Занимательное программирование на Компонентном Паскале». Целевая аудитория — школьники от 4-5 класса до студентов младших курсов ун-тов и их родители, учителя информатики, руководители и преподаватели кружков и групп дополнительного образования и те, кто желает самостоятельно научиться «правильному» программированию.
У многих преподов и не только со временем накапливается багаж «золотых отходов», которые можно и нужно делать достоянием современной системы подготовки программистов. Ценой относительно небольших усилий эти «отходы» легко превратить в увлекательное и весьма полезное чтение для юных пытливых умов. Смотрю, например, как мой 6-летний внук с огромным интересом часами делает и переделывает машинки из наборов LEGO. Уверен, что для детей постарше необходимо предложить что-то подобное в области алгоритмизации: в правильной среде (КП/ББ), на правильном языке (безупречно грамотном русском — для начала) подробно описанное, с методически выверенным содержанием. (Сам в далеком уже детстве прошел несколько кружков технического творчества.) Полагаю, что это должны быть реальные программные проекты среднего объема с опорой на курс школьной математики, тщательно вылизанные - «чтобы как у Н.Вирта», - последовательно и грамотно во всех смыслах реализованные и описанные в развитии.
Попробую обозначить такие проекты, как они мне видятся сегодня:
1.Черепашка (продвинутая) + проект «Шрифт» (4-7 класс)
2.Программная обработка фотографий (6-9 класс) с чтением/записью в файлы в упрощенном полноцветном BMP
3.Проект «Шахматы» на базе продвинутой черепашки (7-10 класс), программа — «интеллектуальная доска», имеется собственная полуготовая версия, играть уже можно, желающим могу дать
4.Графический редактор (9-11 класс), написал на КП в 10 классе мой ученик ныне студент ВМиК МГУ, консультировали коллеги из Орла
5.Штрих-коды (проходят на информатике, 9-11 класс) — печать на принтере и чтение (сотовым телефоном) этикеток и объявлений на основе шрифта Barcode, есть некий проект у соседа-студента в этом направлении
6.Подвижные механизмы в графике 3D (подъемный кран у И.Ермакова) (9-11 класс, студенты)
7.Анимация (навеяно сообщением в листе рассылки [BLACKBOX] “Does anyone have a way to capture animated images created by BlackBox in some format that can then be posted to YouTube? -Doug Danforth» 04.01.2010)
8.Визуализаторы объектов, конструкций и элементарных алгоритмов языка КП - как учебное пособие для 5-8 классов и как программный проект для 9-11 классов и студентов.
9.Строим составные документы — каркасы электронных учебников с тестирующими алгоритмами (8-11 класс) (был запрос от учителя биологии - автора ряда пособий)
10.Исполнитель «Робот» (10-11 класс, студенты) - задачи на сложную алгоритмическую логику
11.Конечные автоматы в жизни (9-11 класс, студенты) (что-то с автоматикой окон есть у И.Ермакова)
12.Векторная графика с задачами и решениями (7-10 класс)
13.Домашнее видеонаблюдение и автоматика ухода за животными, рыбами, растениями (8-11 класс) (показ на анимированых компьютерных моделях, АКМ)
14.Система управления отоплением дома (АКМ) (9-11 класс, студенты)
15.Чтение сотовым телефоном государственных автомобильных номеров (9-11 класс, студенты)
16.Чтение номеров вагонов и ж/д контейнеров (9-11 класс, студенты)
17.Автоматика теплиц — полив, проветривание, управление температурой (АКМ) (9-11 класс, студенты)
18.Стереовидео (10-11 классы, студенты)
19.Цифровая компрессия видео (10-11 классы, студенты)
20.Автомобильная электроника — разные системы (АКМ) (8-11 классы, студенты)
21.Звук — музыка, синтез и распознавание речи, удаление шума, MIDI-синтез по изображениям нот, караоке (9-11 классы, студенты)
22.Тетрис в подробном и доступном изложении на КП (10-11 классы, студенты)
23.Master С.Губанова для подсветки (раскраски) синтаксиса — как лексический анализатор и улучшатель программных текстов в разумных дозах (10-11 классы, студенты)
24.Игра «Стальная Крыса» по Гарри Гаррисону (8-10 класс) — делаю потихоньку с 8-классником
25.…
Я пытался перечислить задачи, которые встречаются в обыденной жизни практически повсеместно. Решения большинства из них уже выполнены профессионалами. Пора молодежи дать их учебные и демонстрационные версии, объяснить внутреннее устройство, вдохновить на собственные творческие искания и подвиги
Представляется, что, проштудировав по будущим книгам несколько таких проектов, молодой человек получит очень приличный заряд правильных знаний, умений и навыков, осознанно выберет будущую профессию, будет успешно учиться дальше. А для вузов заметно улучшится контингент поступающих.
Авторы, ау-у-у-у!!!
ИМХО. Поправьте, если где-то ошибаюсь...
P.S. Пару лет назад я набрасывал списочек возможных публикаций в газете «Информатика». Энтузиастов выступить в ней тогда нашлось немного. Может быть, теперь настало более подходящее время?