Илья Ермаков писал(а):
alexus писал(а):
Читая подобные высказывания я всегла мучаюсь сомнением, что правильнее в данном случае... смеяться или плакать?..
Я не специалист в общесистемном понимании экономики и даже вообще в экономике.
Эка досада... Чем же я Вас обидел-то?.. Вроде и в мыслях не было. Но коли так, простите великодушно.
Илья Ермаков писал(а):
Какие факты мне известны:
1) Ещё с начала 90-х возникла большая мечта наладить "рынок компонентов". На основе компонентно-ориентированной парадигмы (развития ООП), соответствующих платформ и проч. Технически всё казалось неплохо, а реально спустя двадцать лет по-прежнему - для качественного проекта проще написать, чем взять готовое. Если это касается целых "кубов-панелей". Исключение - гуюшки, но многообразие гуюшек для серьёзного ПО (той же бизнес-автоматизации) не сильно нужны. Ну и, понятное дело, обычные библиотеки, но они применялись вовсю ещё до лозунгов о "рынке компонентов".
2) SOA действительно создаёт некоторую новую бизнес-модель, модель получения вознаграждения за программный продукт. Модель отличается хорошей надёжностью (защитой от "избежания выплаты вознаграждения").
Сопоставляя с этими фактами цитируемый кусок Брэда Кокса, я не вижу противоречий, кроме того, что Кокс выходит на какие-то широко-экономические обобщения для отрасли ИТ, где, возможно, он уже ошибается (не могу судить).
Тогда я еще несколько фактов (для пущего жару) подброшу...
I. Существующая модель продаж ПО позволяет получать баснословные прибыли размером в миллионы процентов. Данная модель скопирована из продаж материальной продукции. В материальной плоскости прибыль считается так:
Вложение:
Прибыль.png [ 1.11 КБ | Просмотров: 10234 ]
где P - прибыль;
N - количество видов товарной продукции;
Vi - объем i-той продукции;
Ci - цена i-той продукции;
Si - себестоимость i-той продукции.
Но в идейной плоскости понятия себестоимости отдельной копии нет. Продукт разрабатывается один раз, а потом просто тиражируется столько раз, сколько это необходимо. Стоимость тиража величина стремящаяся к нулю (например, посредством интернет). Казалось бы ценообразование должно соответствующим образом измениться, но... пока этого не произошло... Как установил производитель/продавец цену на продукт, по такой цене продукт и продается... независимо от количества продаж.
Казалось бы, ну и пусть... какая нам разница... какую прибыль получает производитель/продавец идейного продукта. Но дело в том, что в экономической системе все взаимосвязано, и те деньги, которые потребитель потратил на продукт А не могут быть снова потрачены на продукт Б. Следовательно, если кто-то получает баснословную прибыль, то кто-то совсем ничего не получает/несет убытки. И хотят ли этого все участники рынка или не хотят, но все они являются конкурентами. И если кто-то написал хороший (полезный и неглючный) компонент, то, пытаясь его продать, он конкурирует даже с теми фирмами, которые пишут совсем другие продукты. Таким образом, что бы не написал программист, он всегда находится в конкуренции и с IBM, и с Microsoft, и с Oracle... И при существующих правилах избежать конкуренции невозможно.
II. Существующая модель продаж ПО не предлагает стимулов для развития. Действительно, создав продукт любая крупная фирма заинтересована в его продажах, но не в развитии. Развитие если и происходит, то только по причине изменений во внешней среде - в конечном счете, аппаратной части. Это работало тогда, когда возможностей компьютеров не хватало для комфортного (быстрого) решения повседневных задач. Но картина постепенно меняется... Очевидно, что недалёк тот день, когда мощностей простой "персоналки" будет с избытком хватать для любых типовых задач. Это приведёт к тому, что не будет необходимости покупать компьютеры большей мощности, новые операционные системы, новые версии СУБД, новые офисные программы и т.д. до всех тех программ, которые применяют пользователи. Конечно, производители ПО будут соблазнять пользователей новым дизайном, будут пугать вопросами нарушения безопасности/конфиденциальности и т.п. Однако это позволит несколько оттянуть вопрос о ненужности смены ПО, но не снимет его с повестки дня. Глобальный спад продаж неизбежен, если модель продаж ПО не будет способствовать развитию (ПО), как, это, увы, есть сейчас.
III. Использование "облачной" модели продаж ПО не способствует решению перечисленных проблем. Разница между продажей ПО и использованием платных сервисов такая же, как покупкой автомобиля и взятием его в лизинг. То есть, это "облачная" модель - это та же попытка использовать модели материальной плоскости на идейном уровне. Соответственно, и результаты будут теми же... только чуть быстрее (вследствие большей "жадности" лизинговой модели).
PS. Прошу прощения... должен отлучиться... если интересно, то обсуждение этих вопросов можно продолжить.