OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Четверг, 19 Июль, 2018 15:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Введение в М-И-Я
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Октябрь, 2011 20:06 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Возникло как результат осмысления идей А.Б. Шура и "методических погрешностей" в понимании техноязыка и его развитии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: О содержании введения
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Октябрь, 2011 20:10 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Если это конкретизировать в контексте Информатики-21 - то считаю, в системе вводных курсов, о которой Вы говорили в предисловии к АиСД-Оберон, целесообразен "самый вводный". :) Т.е. о том, как мы вообще "поэтапно и аккуратно" приходим к информатической модели задачи/предметки "от живой жизни", переданной на естественном языке.

Иначе говоря - это книга, раскрывающая суть формулы М-И-Я уже для учней. И здесь, считаю, идеи Шура об организации и представлении понятий непрерывной математики были бы "в жилу".
В частности, считаю полезными следующие методические идеи:
    1) От частного в анализе бесконечно малых - к общему.
    2) Широкая визуализация - геометрическая (функции) и графовая (системы функций).
    3) Связь с предметом ТАУ - перекликается с Симоновичем, который также интегрирует с кибернетикой информатику.
В целом курс можно считать скорее не "математикой для чайников" - а примером "сжатия знаний" как интеллектуально-информатической задачи, о чём говорил в этом посте, скажем. Неплохо было бы указать на важность такого умения, быть может - подсказать какие-то приёмы.

Также материал наводит на новые идеи интеграции в формуле:
    А) Прослеживается связь способов соединения в схемах МСС-языка (последовательный-параллельный-петлевой) и базовых алгоконструкций (следование-ветвление-цикл). Можно раскрывать в этой связи и графы, и их укладку, пожалуй.
    Б) Важна мысль о базисе "функций, при дифференцировании которых нельзя опереться на правила для других функций". По сути, это аналог базиса ФАЛ. Тем самым сопрягается непрерывная математика с дискретной и математика - с формальной логикой.
      Также нужно раскрывать возможный базис графовых структур для представления связей (напр., маршрутные-деревья-сети, как в этом подпункте - но это нужно уточнить с позиций теории).
    Подчёркивая, что базис м.б. выбран по-разному.
    В) Графовая запись на МСС-языке даёт возможность раскрыть и стратегии вычислений формальным исполнителем. Имеется в виду, в частности, это (для скалярно-последовательного исполнителя):
    ...
    И в "императивном" представлении тоже нет одной стратегии исполнения - как известно, кроме "выбирать по счётчику команд" также возможны "выбирать по готовности операндов" или "выбирать по потребности в результатах". Что-то похожее на это также вспоминал Галков - говоря о "черепашке, оставляющей/подбирающей сообщения"... :)
    ...
    Есть в литературе объяснения этих вещей - и наиболее краткое и понятное я видел как раз на базе графовой записи.
Конечно, нужно посмотреть глазом опытного математика - всё ли у Шура корректно. И связать с информоделированием вплоть до программирования решения - намётки есть у Виталия Валерьевича (здесь о Гл. 16).
Если смотреть шире области, охватываемой Шуром - то стоит интегрировать и древовидные представления из логики по В.А. Светлову. Кстати, нужно использовать и отмеченное Вами у него здесь о "языке перевода" в связи с естественными языками.
Нужно отразить и формализацию решения для общего случая - как системы совместно (последовательно-параллельно) протекающих алгопроцессов. И языковые средства ввести, и методы описания и моделирования. В связи со структурой исполнителя (коллектива "некомпьютеризованных" людей и/или АРМов).

И логику, "формализующую живую жизнь", отразить - в частности, *TL-семейство, описанное здесь. Кроме того, раскрыть сущность доказательства как формального и неформального - привлекая Успенского.
    Связав это с понятием формального языка и грамматики. Отчасти к этому Дуванов с коллегами-роботландцами подошли - см. в этом посте. Но, вероятно, здесь нужно с иной т. зр. посмотреть - что в информатике язык не может не быть формальным. Т.е. и правила выражаются логически строго - и лексика есть конечное множество (закрытый по определению языка перечень) знаков и слов.
      А то как берутся прилагать шампур-метод к визуализации чего-либо за пределами алгопроцессов - так нет-нет да и получается "супер-техноязык"... вместо нового языка, формального и адекватного смыслу новой предметки. :wink:
И пограничную корректность и Математику-2 упомянуть хотя бы - чтобы задумались... кому не лень будет. :wink:

Общую идею книги можно выразить таким названием: "Современное решение задач: математика, информатика, языки". Под "современным" подразумевая - и проводя красной нитью - неизбыточно сложное, верифицируемое, в максимально понятной записи.
А общий принцип в отношении формы записи - широкое использование графов как изоморфного представления части текста. Постоянно сопоставляя - примерно как здесь - и подчёркивая, что это именно разные формы. И граф[ит]-представлению должен соответствовать чисто текстовый формальный язык - как о том у Касьянова и Евстигнеева, скажем.
Что графовые структуры д.б. в некотором смысле полны - в частности, включать явные соединители и разветвители (имеющие, разумеется, свою интерпретацию в различных граф-языках).
    Чтобы не получалось, как описано здесь и здесь... или здесь (хоть и Звенигородский - но схемы требуют прояснения с раскрытием "слеплений").
И что они д.б. адекватны мыслимой структуре визуализируемого знания.
    Дабы не получалось, как на этой схеме (пояснение, очевидно, Вам и ряду других участников форума не требующееся :wink: - здесь попытка визуализировать явно древовидную структуру - N-ичное дерево свойств - в виде силуэта).

Сам бы взялся за подобную книгу - чесслово, по-моему, некоторые из ссылок выше явно показывают необходимость изложения упомянутых вещей. :wink: Но полагаю свою подготовку недостаточной - поэтому имею в виду прежде всего "зубров" форума. :) Кроме того, подобный курс требует обкатки на ученической аудитории - и/или богатого опыта работы с учнями (желательно и в М, и в И, и в Я, наверное :)), чтобы писать по смыслу и форме сразу без обкатки адекватно. Конечно, мнения о нужности м.б. разными...
Кто что может сказать?


Последний раз редактировалось Владислав Жаринов Суббота, 03 Декабрь, 2011 07:54, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: О форме введения
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Октябрь, 2011 20:35 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Замечание Info21 здесь в который раз ориентирует на форму книги, подобную "Решению сложных задач".
Тут видятся такие категории задач:
    * "маленькие шаги" - узко поставленные и несложно решаемые; составляют большинство по числу;
    * "большие проекты" - со сложными решениями и, как правило, межпредметные; даются в количестве нескольких штук; помимо прочего, предполагают командное решение (и усвоение соответствующего типа работы);
    * "букварь" - сложные задачи с разбором решений для иллюстрации основных понятий и связей в дисциплине моделирования/формализации; также несколько.
Примером первой категории служат большинство задач из "Решения". Также нужны задачи на работу с языками, чтобы исподволь вводить понятия формального и неформального языка, математической модели естественного языка. И математические - вроде символьных вычислений у Рыжикова - чтобы вводить уже вопросы доказательства (тоже формального и неформального), логики.

Примером второй - такие, как моделирование движения планет (если подходить серьёзно и с приложениями - напр., межпланетные сообщения - и соответственно использовать "на всю катушку" математику и небесную механику, как у Дагаева). Или как составление расписаний в "Искусстве алгоритмизации".

Примером третьей - гетерогенная очередь у Свердлова, многие примеры в "КП с нуля" (скажем, этот), задачи на "формализацию формализации", вроде этой. Но этим не исчерпывается - надо показывать среду, концепцию построения документа в ней, выстраивание архитектуры. И верификацию с доказательностью (что должно проходить и через работу с другими задачами).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 09 Октябрь, 2011 09:43 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
В свете обсуждавшегося в этом посте - возможно, для будущих "системщиков" имеет смысл включать в состав задачи на "бои в памяти". С естественным уклоном на то, что лучше аппаратная архитектура, не допускающая этого. Ну и для аппаратуры, негарантоспособной в этом смысле - как строить программную архитектуру (начиная с организации ресурсов перезаписываемых ПДЭ в языке) так, чтобы минимизировать последствия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2018, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB