OberonCore
https://forum.oberoncore.ru/

Хабаровский учебник по КП
https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=80&t=1710
Страница 1 из 20

Автор:  vvp [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 06:51 ]
Заголовок сообщения:  Хабаровский учебник по КП

Осенью выйдет из печати в ДМК-пресс моя книга с примерным названием "Основы программирования. Компонентный Паскаль".
Редактор разрешил мне выложить часть материала на форумах. Я хотел бы, чтобы если кому не лень почитали и покритиковали немного. ОБщая структура книги такова:

1 часть: неформальное введение

Рассчитана на новичков. Но не малышей, я так думаю хотя бы 8 классов за душой ученик должен иметь.
Первая часть на задачах объясняет, что есть программрование и с чем это едят. По окончанию ученик должен уметь писать несложные программы. Язык компонентный паскаль - вводится несистемно по мере необходимости. Фактически вводится некоторое подмножество языка.

2. часть: КП. Систематическое изложение языка

3. часть: методы программирования. Некоторый минимальный набор программисткого инструментария.

Во вложении три небольших главы первой части. Критику прочитаю любую, хотя не обещаю, что буду участвовать в дискуссии. Это не от гордыни, это от крайне ограниченного времени.
Вложение:
введение.rar [24.99 КБ]
Скачиваний: 898

модератор (15.02.2011) Опубликованы книги:
Современное программирование с нуля!
Искусство алгоритмизации

Автор:  Евгений Темиргалеев [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Мне кажется, стоит придерживаться соглашений ББ по оформлению кода. Конкретно:
Programming Conventions писал(а):
6. Точки с запятыми
Точки с запятыми используются для разделения операторов, а не для их завершения. Это означает, что не должно быть излишних точек с запятыми.
...
10. Пробелы
...
• Открывающие и закрывающие ключевые слова выровнены на одинаковые отступы либо записаны в одной строке
• Секции IMPORT, CONST, TYPE, VAR, PROCEDURE имеют один отступ вглубь по сравнению с окружающим уровнем.
• Цикл LOOP никогда не пишется в одной строке
• PROCEDURE X и END X всегда выровнены
• Если полный конструкт не помещается в одной строке, за ключевым словом никогда не следует описание либо оператор
• Содержимое конструкций IF, WHILE, REPEAT, LOOP, FOR, CASE втянуто на один отступ вглубь, если оно не помещается в одной строке.

Хорошо
Код:
   IF expr THEN S0 ELSE S1 END;
   REPEAT S0 UNTIL expr;
   WHILE expr DO S0 END;

   IF expr THEN
      S0
   ELSE
      S1
   END;
...

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 11:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Евгений Темиргалеев писал(а):
Мне кажется, стоит придерживаться соглашений ББ по оформлению кода.
Спасибо, для статистики, как раз перед этим последним пунктом размышляю...

Там проблема: бумажный объем резко растёт.
По этой же причине (наряду с другой) в алгоритмах сортировки слияниями применен не слишком педагогический трюк.
Однако устранять его сейчас нет возможности ввиду трудоёмкости.

Автор:  Сергей Прохоренко [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 12:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Несколько пожеланий автору:

1. Структурировать текст и использовать хоть какие-нибудь иллюстрации (лучше цветные) для оживления. Попробовать для тренировки изложить материал в форме слайдов.

2. Использовать удобочитаемый и единый стандарт оформления кода (стремиться к "древовидному" коду). Не стесняться использовать при необходимости комментарии, "подсветку" кода, фигурные стрелки и прямоугольные блоки поверх кода, выноски с крупным шрифтом.

3. Убрать из текста многословные рассуждения, вводные замечания, риторические вопросы, изложение материала от первого лица множественного числа в будущем времени, логические отступления и возвраты, повторы, ссылки на разъяснение использованных понятий в неопределенном будущем. Краткость - сестра таланта. То, что ещё как-то сгодится в устной лекции, будет резать глаз в учебнике.

4. Обратить внимание на правила орфографии и пунктуации и на согласование слов в предложениях. Поскольку текст набивался явно второпях, то во многих местах использованы не те слова, которые подходят по смыслу.

5. Разделить длинные составные предложения на несколько коротких. Не опускать без особой необходимости подлежащие и сказуемые.

6. Придерживаться единого и более спокойного языкового стиля вместо смеси высоконаучного стиля, разговорных оборотов и заигрывающих сюсюканий:

Цитата:
Программирование ... стоит на трех слонах и одной черепахе.
Для начала можно отвлечься от строгой науки...
Геометрия говорит нам...
Важное замечание... Еще одно небольшое замечание... Еще несколько примечаний... Еще две задачи...
Для тех, кто подзабыл математику, напомним...
Но пусть вас не расслабляет столь малый набор.
Заметим еще более интересную вещь...
И последний штрих в изучении условного оператора...
Смысл нового ключевого слова, наверное, понятен из примера.


7. Выкинуть "задания для самоконтроля", которые ни один нормальный ученик не выполняет (что толку выполнять, если неизвестно, правильно ли делаешь?). Вместо них разобрать последовательно еще несколько примеров от начала до конца.

8. Разбор примеров должен отделяться от изложения теории графически - во врезке, другим текстом, на цветном фоне и т.п. Определения, правила, формулы и прочие материалы для запоминания тоже должны выделяться графически. Для примера можно посмотреть несколько хороших школьных учебников по разным предметам, пособий по изучению иностранного языка и т.п.

9. Переписать всё заново методом сверху-вниз, то есть от структуры к тексту. То, что пока имеется, ужасно для восприятия.

10. В качестве задач использовать материалы реальных ЕГЭ и вступительных олимпиад по информатике. Тогда это будет сочетание приятного (Компонентный Паскаль) с полезным (поступление в ВУЗ).

11. Сделать сайт с материалами, поддерживающими учебник.

Задумка хороша. Исполнение пока не очень. Желаю автору успеха.

Автор:  Axcel [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 12:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Честно говоря не согласен ни с одним пунктом Сергея Прохоренко (кроме 11-го). Даже интересно стало.
По поводу самого текста: мне кажется имеет смысл более разнообразить примеры. А то все только арифметика.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Сергей Прохоренко писал(а):
... Попробовать для тренировки изложить материал в форме слайдов.
Очень ценный совет, между прочим. Поддерживается большим опытом.

Когда текст доклада для конференции можно слать через месяц-два после самой конференции, выходит очень здорово именно по этой схеме: сначала слайды, потом по ним текст.
Слайды заставляют жестко структурировать и выделять главное.
Текст по ним потом удивительно легко накатать -- в отличие от обычной схемы, когда текст буквально рожать приходится, а слайды потом совсем другие...

Автор:  Сергей Прохоренко [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 12:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Axcel писал(а):
Честно говоря не согласен ни с одним пунктом Сергея Прохоренко (кроме 11-го). Даже интересно стало.


Практика - критерий истины. Попробуйте заставить прочитать этот учебник какого-нибудь абитуриента, знакомого лишь со школьной информатикой. И послушайте, что он скажет. У профессионала глаз уже "замыленный" - все огрехи он автоматически исправляет и прощает.

Автор:  slava [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 12:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Странным выглядит использование Word вместо LaTeX.
Все таки книга, а не "письмо маме".

Автор:  ==== [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 13:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

vvp писал(а):
Я хотел бы, чтобы если кому не лень почитали и покритиковали немного.
В 1-м абзаце, 1-й слон - "алгоритм", а далее о нем забываем и упоминаем уже вторым. Вместо туманного упоминания: "математическая модель" существует понятие - "постановка задачи". Термин "модель" за приделами этого абзаца нигде не используется, так нужен ли он?

Для алгоритма не использован алгоритмический язык ДРАКОН, с ним пришлось бы меньше объяснять, а ученик видел бы сам.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 13:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

slava писал(а):
Странным выглядит использование Word вместо LaTeX.
Все таки книга, а не "письмо маме".
Раз уж речь зашла. (С)

Издатель просит RTF файл с картинками в TIFF.
Любительщина с Латеком или Вордом профессиональную верстку не заменит (и это с самого начала был капитальный дефект замысла Кнута).

Лично я постепенно сползаю к написанию всех текстов в ББ. Для учебника, в общем, достаточно. И RTF делается без проблем.
Многого не хватает, конечно (начиная с footnote).
С другой стороны, есть некая труднообъяснимая приятность.
Надо бы в этом направлении более систематически идти, что ли.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 13:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

В части оформления с Сергеем Прохоренко я согласен. Перед тем как передать издательству я постараюсь над этим поработать.
Что касается многословия. Спорно, хотя вчитаюсь посмотрю. Краткость конечно сестра, но слишком краткий текст учебника превращает его в сухой сравочник. Немного литературы думаю не вредно. А вот насчет замечаний по терминологии спасибо. Тут согласен без возражений.
Насчет дракона очень сильно сомневаюсь. В этом случае одна проблема окажется подмененной на другую. Что есть дракон опять таки надо учить и капитально. Моя идея идти от ясного, хотя и не научного представления к более четкому.
Word вместо Latex это нормально. На грамматику вообще смотреть не надо. Стиль тектса конечно тоже переменная величина, но спасибо что обратили внимание, буду вычитывать, подумаю.
Примеры для самоконтроля это не столько для ученика, сколько для учителя, как ориентир, чем проверять.
А вот ЕГЭ и Олимпиады для первой части это крутовато. Это нужен пока не существующий уровень понимания предмета.
Задачи ЕГЭ мне кстати не нравятся.

Кстати что забавно. Я этот текст одновременно опубликовал на учительском форуме. И там пока тишина. А я же не для программистов это делаю. Вот такое вот кино.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 13:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Axcel писал(а):
Честно говоря не согласен ни с одним пунктом Сергея Прохоренко (кроме 11-го). Даже интересно стало.
По поводу самого текста: мне кажется имеет смысл более разнообразить примеры. А то все только арифметика.


А сайт есть. Он правда поддерживает не этот конкретный учебник, а всю мою педагогическую деятельность.

Автор:  Сергей Прохоренко [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 13:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Info21 писал(а):
Лично я постепенно сползаю к написанию всех текстов в ББ. Для учебника, в общем, достаточно. И RTF делается без проблем.
Многого не хватает, конечно (начиная с footnote).
С другой стороны, есть некая труднообъяснимая приятность.
Надо бы в этом направлении более систематически идти, что ли.


Не стоит идти в этом направлении. В Ворде есть такие совершенно незаменимые в Вашем случае вещи, как "структура" (outliner), оглавления и указатели, а также стили. Потратив один раз немного времени на настройку этих шаблонов, Вы получите красиво структурированный, удобочитаемый и легко модифицируемый текст.

Автор:  Сергей Прохоренко [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

vvp писал(а):
А вот ЕГЭ и Олимпиады для первой части это крутовато. Это нужен пока не существующий уровень понимания предмета.
Задачи ЕГЭ мне кстати не нравятся.


ЕГЭ вовсе не крутовато, а олимпиады действительно крутоваты для первой части - в этом Вы правы. Насчет ЕГЭ - всё зависит от того, как учить. Передо мной конкретный пример. Абитуриент практически не изучал информатику в школе, так как не было учителя. Я натаскал его за две недели. В день с ним занимался не больше часа. Самостоятельно он читал не больше полутора часов в день. ЕГЭ по информатике сдал на 67 баллов (в верхнем квартиле от всех, сдававших ЕГЭ по информатике), хотя и не особо стремился, так как информатику вместо физики требовали второстепенные вузы.

Задачи ЕГЭ и не должны нравиться. Это - испытание, через которое абитуриент вынужден пройти. Зато это прекрасный стимул к обучению (как и вступительные олимпиады).

Кроме собственно задач ЕГЭ есть еще такая вещь, как тематика ЕГЭ. Задачи могут и не совпадать с ЕГЭ, но должны охватывать тематику ЕГЭ.

Автор:  slava [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Цитата:
Издатель просит RTF файл с картинками в TIFF.
Любительщина с Латеком или Вордом профессиональную верстку не заменит (и это с самого начала был капитальный дефект замысла Кнута).
Какой то... странный издатель.
Если LaTeX не заменит профессиональную верстку, то ничто не заменит, тем более Word.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Сергей Прохоренко писал(а):
Задачи ЕГЭ и не должны нравиться.
Вы вкладываете разный смысл в слово "нравиться".

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

slava писал(а):
Цитата:
... Любительщина с Латеком или Вордом профессиональную верстку не заменит ...
Какой то... странный издатель.
Если LaTeX не заменит профессиональную верстку, то ничто не заменит, тем более Word.
Да нет. Издатель свое дело знает.

А Латек сам ничего не делает. Командочки должен написать кто-то. Вот тут и возникает любительщина, незамеченная Вами.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Сергей Прохоренко писал(а):
В Ворде есть такие совершенно незаменимые в Вашем случае вещи, как "структура" (outliner), оглавления и указатели, а также стили. Потратив один раз немного времени на настройку этих шаблонов, Вы получите красиво структурированный, удобочитаемый и легко модифицируемый текст.

Спасибо. У меня всё это есть с 1992 г. 8)
Поэтому реальность "Вы получите красиво ..." я знаю неплохо :)

Это знание и стоит за упомянутым сползнанием.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

О редакторе. Вообще-то издатель определяет на чем писать рукопись. Я к стыду своему еще не прочитал технических требований ДМК пресс. А вот мой первый издатель требовал Word причем 2000.

Еще мысль вслух о стиле. Первая часть расчитана на довольно молодых и неграмотных. ДЛя таких людей строгий стиль изложения врядли приемлем. Строгий стиль хорошо ложится на уже структурированное мышление (конечно это всего лишь мое мнение). Мое неформальное введение ведь так и называется введение и именно неформальное. Я специально выбрал стиль беседы с некоторым количеством трепа.
Вторая и третья часть стиль будет совершенно другим, если мне это конечно удастся осуществить такой резкий переход.

Автор:  slava [ Воскресенье, 12 Июль, 2009 14:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Планы и их прогресс

Цитата:
А Латек сам ничего не делает. Командочки должен написать кто-то. Вот тут и возникает любительщина, незамеченная Вами.
Для этого издатель готовит:
1. пакет стилей и макросов и
2. описание правил как всей этой кухней пользоваться.

Вы же всем этим добросовестно пользуетесь.
Результат: качество, которое не возможно получить в Word и легкость изменения (содержание, библиография, нумеризация секций и заданий -- строятся автоматически).

Страница 1 из 20 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/