В связи с тем, что проект ЯОС поворачивается в направлении школы, хотелось бы узнать, что вышло из "Информатики-XXI". Сейчас я пока общаюсь с преподавателями из "большого мира", пытаюсь получить постановку задачи, оценить рынок, промерять перспективность.
Общая идея внедрения ЯОС в школу изначально состояла в том, что ЯОС позволяет легко получить доступ к любой точке операционной системы, в отличие от Блекбокса, который не даёт доступа ниже определённого уровня. Я знаю, что у пользователей Блекбокса свои эстетические предпочтения (например, они любят раскрашенные тексты), но давайте попробуем абстрагироваться от таких мелочей. Если от них абстрагироваться, то получается, что в целом ОС, а не приложение, более предпочтительна для образования. Но дальше начинаются нюансы.
В мои времена в школе были БК-0010 и системное программирование было доступно школьникам - в 9-10 классе тогдашний советский школьник был способен вмешиваться, программируя на ассемблере, в почти любые аспекты работы компьютера. Программы работы с устройствами лично для меня были тёмным лесом, но рядом со мной были более продвинутые люди, которые к 18-19 годам были уже профессиональными хакерами (в плохом смысле слова) и до сих пор некоторые из них работают в сфере ИБ, достигнув значительных успехов.
Я освоил только калькулятор, который был ещё проще, но не на уровне паяльника. Люди, которым больше повезло (они подружились с электроникой) были способны спаять компьютер, написать или адаптировать для него ОС, и объяснить, как всё работает. Это люди постарше меня, для меня это люди - легенды, и мне кажется, именно таким и должен быть настоящий программист. Но я таких в жизни не встречал, только в интернете. В каком возрасте они всё это умели? Думаю, опять же, в старшем школьном, потому что потом особо некогда. Хотя это нужно отдельно выяснять.
В отличие от БК-0010, ЯОС является более сложной системой, но зато у неё есть исходные тексты, из которых где-то 95-99% написаны на Обероне - значит, постичь системное программирование с ЯОС проще.
Однако, когда я стал погружаться в тему, выяснилось, что этот уровень для школы слишком сложен и относится к продвинутому. В школе изучается только программирование в малом, программы размером до нескольких десятков строк. Системное программирование и даже изучение устройства ОС подразумевает чтение тысяч или десятков тысяч строк и внесение в них изменений. Это программирование "в большом". Именно им занимаются профессионалы, но к школе это не имеет отношения, для подготовки к ЕГЭ это не нужно вовсе. Плюс есть какие-то психологические аспекты взросления, которые мне совершенно непонятны, и которые бурно обсуждались в соседних темах, и которые имеют отношения к вопросу "to scratch or not to scratch". Я раньше был абсолютным противником скратча, на сегодня я получил аргументы и за и против, и вдоль него, и сильно понятнее пока не стало.
Поэтому хотелось бы получить какую-то краткую сводку итогов Информатики-XXI. Есть ли здесь кто-то, способный рассказать это за 4-6 часов? В конечном итоге я хочу получить постановку задачи о том, как нужно переделать ЯОС, чтобы можно было использовать её в школе.
Соответственно, про Информатику-XXI хотелось бы узнать основные достижения, провалы, идеи, какие сработали, какие нет. И т.п. Короче, некий экскурс.
|