К этой же теме, из статьи "
Круг отчуждения"
Цитата:
XI. Деинтеллектуализация
Предлагаемый тип образования и жизни отнимает умение мыслить. Идиотские стандарты касательно того, что такое образование, которые вбивают в головы людей, по своей сути, знаменуют собой интеллектуальную кастрацию, порождение глубочайшей импотенции в том, что касается мышления, и построение непреодолимых барьеров между этими людьми и властвованием. Люди с таким образованием должны быть рабами. Основа рабского образования — это низведение интеллектуальной жизни к набору операций О1, О2, О3... Оn, ничем не отличающихся от операций сверлильных или шлифовальных, а всего мышления — к сумме операций с определенными коэффициентами.
Даже в компьютере всё устроено лучше. Все понимают, что компьютер не человек. Но, понимая это, все убеждены, что образование — это обучение сумме операций, как в профессионально-техническом училище. В результате, чем образованнее в этом смысле становится бедняга, тем он в меньшей степени может мыслить. Это чистая игра с плебеями, нацеленная на деинтеллектуализацию.
Если сужать это к нашей конкретике, вспоминается сразу: "А чего вы меня учите всякой фигне!? Нам надо настоящие, профессиональные языки --- Си, яву, ... --- учить." И наблюдения Вирта:
Цитата:
Кроме того, вузы становятся все более похожими на коммерческие предприятия, предлагая то, что требуют и за что платят их клиенты, вместо того, что более способствовало бы развитию в долгосрочной перспективе. Но студенты сосредоточивают свое внимание на том, что даст им лучшие шансы в поиске работы, т.е. на овладении навыками, необходимыми в данный момент для работы на предприятиях индустрии.
Очевидно, перед нами в высшей степени устойчивый порочный круг: учителя не могут изменить свои курсы, т.к. они должны привлечь и доставить удовольствие студентам; студенты требуют то, что практикуется в промышленности; а индустрия применяет и воспроизводит то, чему обучены ее работники. Этот замкнутый круг напоминает ситуацию, описанную мной во введении к сообщению о Паскале в 1970 г.: вузы стремятся учить тому, что требует индустрия, а в индустрии практикуется то, чему ее работники выучились в вузах.
(Вирт. Н. Преподавание информатики: потерянная дорога. — Приветствие на открытии Конференции ITiCSE, Аархус (Дания), 24.06.2002. // Пер. с англ. Ткачёв Ф. В. / URL:
http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/2002 ... hus/ru.htm)
Цитата:
XII. Обесценивание труда
Труд становится некачественным и воспринимается как унижение. Между тем, труд делает человека человеком. И постоянное осуществление труда халтурно-криминального, начиненного собственным пониманием того, что работаешь на вора и что работать надо плохо, иначе будешь посмешищем, приводит к стремительной деградации личности.
...
И Вирт, о том же, сущностно подобном, в нашей отрасли. Главное склепать, запустить, и сбагрить пользователю. А там хоть трава не расти.
И это --- норма! Цитата:
"Достаточно хорошее ПО" редко бывает действительно достаточно хорошим - это грустное проявление духа нынешнего времени, в котором исчезает личная гордость за свою работу. Сама мысль о том, что человек может испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы - просто потому, что эта работа творческая и профессиональная, признана абсурдной. Не ценится ничего, кроме экономического успеха и его денежного выражения. Отсюда можно сделать вывод: наша профессия сделалась просто тривиальной работой. Но по моему убеждению, нельзя ожидать качественно выполненной работы, если не отдавать ей себя полностью, если нет личного удовлетворения, более того - удовольствия от нее.
(Пешио К. Никлаус Вирт о культуре разработки ПО — «Открытые системы», №01, 1998. / URL:
http://oberoncore.ru/library/peshio_vir ... rabotki_po)
***
"Грустное проявление духа нынешнего времени":
Ты отчего же так живешь,
Как будто свой башмак жуешь,
Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?! (
MOTOR-ROLLER - Песня о войне)