Дмитрий Колосов писал(а):
...
для любителей цитат)
http://lizard.jinr.ru/~tina/world/jivoi ... jj201.htmlЦитата:
...
Выше я уже рассказывал, что мои коллеги – учителя химии все без исключения знали предмет хуже моих же учеников. При этом половина из них имела степень бакалавра по химии.
...
Можно долго спорить о ценности образования и о том, каковым оно должно быть. В частности – насколько глубоко должна изучаться в школе та же математика. Лично мне, несмотря на то, что я в свое время занимался научной работой в области химии и активно использовал математический аппарат, ни разу в жизни не пригодилось знание дифференциального исчисления. В то же время я очень рад, что мне предоставилась возможность изучать его основы еще в средней школе. Рад потому, что в процессе обучения математике и естествознанию нарабатывается способность думать, вырабатывается привычка к обучению, способность постигать новое и решать поставленные задачи.
Если сравнивать систему среднего образования в разных странах, то можно прийти к следующим интересным наблюдениям. В сегодняшнем мире хуже всего обстоит дело в так называемых демократических странах: США, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Самая сильная система образования в странах с авторитарным (Китай) или традиционным (Япония) государственным устройством. В той же России образование было сильно в годы тоталитарного коммунистического режима. В сегодняшней “демократической” России образование куда слабее, чем еще двадцать лет назад.
....
Следующее интересное наблюдение. По признанию американских же педагогов, среднее образование в самих Штатах за три последних десятилетия сильно ухудшилось и продолжает ухудшаться. В этом смысле США и Россия движутся в одном направлении. Если еще пятнадцать лет назад нашим специалистам на рынке США не было равных, то сегодня им все труднее конкурировать со своими коллегами из Индии и Китая. Даже страны Латинской Америки начали поставлять в Штаты квалифицированных специалистов.
Конечно, в сегодняшнем меняющемся мире образование не может оставаться таким же, каким оно было двадцать лет назад. Система образования должна отвечать вызовам современности. Измения и реформы необходимы и неизбежны. Вопрос лишь в том, в какую сторону эти изменения будут происходить: усложнения, упрощения, или куда-то в бок? Мое глубокое убеждение, что все реформы должны быть исключительно в сторону усложнения и интенсификации учебного процесса, а не в сторону упрощения. Да, что-то может быть исключено из программы, что-то диверсифицировано, что-то может изучаться исключительно по желанию и при наличии способностей. Но в целом учебная программа должна быть сложнее, так как значительно сложнее и многограннее становится окружающий нас мир. Чтобы выжить в этом мире нужно усиленно трудиться.
...
Потребность же в инженерах и научных работниках на сегодняшний день покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом, из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. Профессор – белый американец в сегодняшнем американском университете - большая редкость. Здесь популярна следующая шутка. Если ваш профессор разговаривает с акцентом, то вам повезло: это значит, у вас хороший профессор. Если сегодня заглянуть в университетскую аудиторию американского техничекого вуза, открывшаяся взору картина никак не будет напоминать знакомую по кинофильмам Америку. За редким исключением там не увидеть ни одного белого человека. Все сплошь азиаты.
...
В конце концов, администрация школы порешила следующее. Во-первых, из всей учебной программы в первую очередь преподавать материал, включенный в тест. Тот факт, что для действительного понимание этих разделов требуется знение других, не включенных в тест, во внимание не принимался. Объясняй учитель как хочешь. Во-вторых, три недели, предшествующие экзаменам, во всех без исключения классах надлежало заниматься исключительно подготовкой к тестам в виде разбора вопросов из тестов предыдущих лет. Дело в том, что из года в год вопросы в тестах очень похожи.
.....
Внедряемая вами программа сложна и требует времени и сил. Она разработана для небольших школ с одаренными и целеустремленными учениками, где у преподавателей достаточно времени для подготовки к урокам. Попытка применить эту систему к нашей огромной и разнородной школе - это путь к краху. В нашей школе мы наблюдаем совершеннейшую апатию к учебе со стороны студентов, безразличие родителей и практически полное отсутствие времени у учителя на подготовку к урокам.
....
А за результатами дело не встанет. Думаю, что по итогам этого учебного года успеваемость в нашей школе подскочет до неприлично высокого уровня. Никто ведь не знает, что такой итог достигнут простым запретом ставить плохие оценки, а попросту говоря - созданием совершенно иной шкалы оценок, где минимально возможная оценка – «70». Увидев такой впечатляющий результат, руководители дистриктов и директора школ должны просто расхватать эту методику. Хотя с финансами все обстоит не так просто.
....
Все вроде бы нормально, да вот только ученики стали получать незаслуженно высокие оценки и перестали учиться совсем. Очень недолгое время единственным спасением оставалась оставалась оценка “0”, которую пока никто не отменял. Но здесь сориентировалась администрация, и этот кран нам перекрыли. Теперь, чтобы поставить “0”, нужно было пройти через многочисленные процедуры. Я их перечислю, так как, это хоть и длинно, но ярко показывает всю абсурдность ситуации. Итак, вот эти меры. Применяются последовательно, если не помогает предыдущая, переходим к следующей:
1. Позвонить родителям и сообщить, что их ребенок не занимается.
2. Оставить студента после школы у себя в классе, где он будет делать работу, которую не выполнил во время урока. Разумеется, никто эти внеаудиторные часы учителю оплачивать не собирается.
3. Вызвать ученика на проработку на мини-педсовет в составе пяти–шести учителей. Чтобы вызвать на этот педсовет, нужно сначала согласовать это с заместителем директора, то есть получить его разрешение. Мини-педсовет должен принять решение (!!!), что учитель имеет-таки право поставить “0”.
4. Отправить студента к завучу для наложения дисциплинарного взыскания.
Так как студентов, нуждающихся в таких специальных мерах, у каждого учителя не единицы, а десятки, то, разумеется, заниматься такими глупостями учитель просто физически не может. В результате в течение недели после введения этих правил отметка “0” в школе исчезла как таковая. Думаю, что это и была конечная цель нововведения. Теперь учителя, не глядя, просто ставили “70”.
.....
В классах есть много детишек, которые могут хорошо учиться. Но процент неблагополучных или просто неспособных учиться настолько велик, что нормального учебного процесса, как того требует программа, не получается.
и дальше по тексту
на текст наткнулся случайно, но описываемые процессы очень начинают напоминать те, что происходят в "обычных" школах.