OberonCore
https://forum.oberoncore.ru/

Педагогическая цель и метод
https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=76&t=4162
Страница 5 из 11

Автор:  Дмитрий Колосов [ Вторник, 11 Декабрь, 2012 15:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

vvp писал(а):
Валерий Лаптев писал(а):
vvp писал(а):
Моя дискуссия с Федором Васильевичем подвигла меня рассказать одну очень показательную историю о ученых.
....

Дык опубликуйтесь на архиве ж поскорее!!!
Чтоб не сперли!


Я думаю там переть особо нечего. Кроме того я почти уверен, что знаю где искать контрпример, только некогда.


Тогда предлагаю такой пример: Формирование целевого стереотипа или Жизнь удалась!

Автор:  Владислав Жаринов [ Среда, 12 Декабрь, 2012 13:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Ну, в общем, пикировки, наверное, не очень будут полезны для топика темы... :wink:

В случае академика, возможно, некий менеджерский паттерн поведения (он же, видимо, какую-то должность занимает?) преобладает над научной этикой.

Насчёт раскладывания - тут всё же соглашусь со Щедровицким в конце этого поста: viewtopic.php?p=68088#p68088. Имеется в виду, что обобщая опыт использования керосиновой лампы, нельзя прийти к электричеству. :) Как можно - через интуицию, очевидно...

Автор:  Дмитрий Грачёв [ Среда, 12 Декабрь, 2012 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
Как можно - через интуицию, очевидно...


А если рассматривать интуицию как бессознательное обобщение опыта данное в виде образов, ощущений, сновидений и т.д.?

Автор:  vvp [ Среда, 12 Декабрь, 2012 13:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Дмитрий Грачёв писал(а):
Владислав Жаринов писал(а):
Как можно - через интуицию, очевидно...


А если рассматривать интуицию как бессознательное обобщение опыта данное в виде образов, ощущений, сновидений и т.д.?


Рассматривать её можно как угодно. А вот что она есть на самом деле. Рассматривая её так или иначе мы подгоняем понятие под нужную теорию. А зачем?

Автор:  Илья Ермаков [ Среда, 12 Декабрь, 2012 20:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Однако факт есть факт - без отсутствия нужного опыта не срабатывает интуиция (может быть, опыта из другой сферы, но подходящего к данной ситуации как ключ к замку). И напротив, при накоплении опыта, при его структуризации и при умении "слушать то место, которым чуют" - интуиция срабатывает почти гарантированно. Накормил голову сырьём, походил, покрутил в голове ассоциации - и через день-два (год-два :) ) что-то выстрелит.

Автор:  vvp [ Четверг, 13 Декабрь, 2012 01:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Илья Ермаков писал(а):
Однако факт есть факт - без отсутствия нужного опыта не срабатывает интуиция (может быть, опыта из другой сферы, но подходящего к данной ситуации как ключ к замку). И напротив, при накоплении опыта, при его структуризации и при умении "слушать то место, которым чуют" - интуиция срабатывает почти гарантированно. Накормил голову сырьём, походил, покрутил в голове ассоциации - и через день-два (год-два :) ) что-то выстрелит.


Это пожалуй бесспорно, но вопрос о сводимости интуиции к опыту этим не решается

Автор:  Рыжий [ Четверг, 13 Декабрь, 2012 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

В науке о стрессах есть такое понятие: доминантный след. Если вас долго пинать ногами, то у вас вырабатывается устойчивость к данному виду стресса, а это, в свою очередь, открывает вам глаза на другие стрессогенные источники, позволяющие вам по новому взглянуть на старые предметы. Так и с педагогикой. :) Ну, вот, если вас учитель станет, при всем честном народе, обвинять в тупизне...тут возможны варианты. :D Эта вариатичность определяет, в конечном счете, таректорию развития индивида. А т.к. любое активное педагогическое воздействие это стресс, то и изучать в первую очередь нужно виды возможных реакций воспитуемого, их основания и последствия. А так же, способы корректирующего воздействия. Это и есть частная педагогика. Однако, думается, нужно выделить общую педагогику: она отличается от частной включением постановки вопроса о целеполагании. О цели педагогического воздейстия и том типе личности, который должен сформироваться у воспитуемого. Такого рода установки оказывают сильнейшее влияние на методологию частной педагогики. Какие именно виды доминантного следа вы хотите получить. Какая система мимов станет определяющей для индивида или группы? Неприятие наукой представления Докинга о культуре, как о доминирующей системе мимов, на которые оная распадается - большое затруднение при анализе целей и задач педагогического воздейстия. Нужно сказать, что даже советская педагогика уделяла этому больше внимания, чем уделяется нынче.

Автор:  Info21 [ Четверг, 13 Декабрь, 2012 15:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Рыжий писал(а):
Неприятие наукой представления Докинга о культуре, как о доминирующей системе мимов, на которые оная распадается - большое затруднение ...
Браво.
Можно ссылку на "неприятие", хотя бы самую приблизительную?

Автор:  Рыжий [ Четверг, 13 Декабрь, 2012 19:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Пардон, это написано в Викепедии. Раздел "Культура".
Цитата:
Социобиологи также утверждают, что культуру можно рассматривать с точки зрения элементарных элементов, с помощью которых происходит культурный обмен. Такие элементы, или «meme», как они были названы Ричардом Докинсом в своей книге «The Selfish Gene», опубликованной в 1976, аналогичны понятию генов в биологии. Несмотря на то, что такая точка зрения приобрела некоторую популярность, большинство академических учёных её полностью отвергают.

Однако если почитать некоторую литературу, напр. западные учебники по социологии, то там, по факту, эта идея присутствует. Вообще-то, я бы удивился, если бы данная концепция нашла свое отражение в массовом сознании. Это вам не переливание из пустого в порожнее, так можно и до объективных критериев дегенерации допрыгаться. :D

Автор:  Info21 [ Четверг, 13 Декабрь, 2012 19:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Рыжий писал(а):
Пардон, это написано в Викепедии. Раздел "Культура".
Спасибо.

Автор:  Рыжий [ Пятница, 14 Декабрь, 2012 01:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Вот, полюбуйтесь на это:
Изображение
Это партийная советская пропаганда. Подробное исследование буржуазных мемов. Их эволюции и иерархии. У меня таких книжек целый воз. И про коммунистические мемы тоже воз. Все зло от этого. Еще Карл Маркс... :roll:
Вот что там написано:
Изображение
И не говорите мне что это не мем или мемплекс, или, что это не имеет отношения к целям и методу педагогики.

Автор:  Info21 [ Пятница, 14 Декабрь, 2012 08:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Рыжий писал(а):
Вот, полюбуйтесь на это:
Изображение
Это партийная советская пропаганда. Подробное исследование буржуазных мемов. Их эволюции и иерархии. У меня таких книжек целый воз. И про коммунистические мемы тоже воз. Все зло от этого. Еще Карл Маркс... :roll:
Вот что там написано:
Изображение
И не говорите мне что это не мем или мемплекс, или, что это не имеет отношения к целям и методу педагогики.
Большое спасибо! Заколлекционировал.

Нам, здешним пропагандистам, сомневаться в существовании мемов и мемплексов невозможно. Как и в их прямом отношении к педагогике.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 03:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Их можно назвать мемами, можно момами или мимами. Можно придумать еще какое-нибудь название. Вопрос вот в чем. Докинг открыл новую сущность или просто перелопатил уже известное на новую терминологию. Последнее вполне возможно. Думаю, что любая отрасль знания развивается по такой схеме. Сначала набирается информация, на этом этапе желающих поучаствовать в процессе не очень много (бонусы никто не дает), потом создается теория, вполне завершенная. И вот тут, когда уже все ясно появляется много ученых (потому что все ясно и работать уже легко), но так как уже все сделано, то единственная возможность засветится, это придумать свою систему понятий. А вот тут начинается настоящая научная борьба (за бонусы).

В отношении культуры как мне кажется такая исчерпывающая теория уже есть. Я её полное выражение например увидел у Шпенглера в Закате Европы. Далее, чтобы был смысл в новых теориях надо чтобы явление радикально изменилось, тогда опять будет что реально изучать.

Хочу пояснить смысл и цель моих рассуждений с этой позиции. Я не делаю никаких открытий. Я полагаю, что в педагогике уже все сделано и если только человек изменится радикально, то только тогда у педагогики появится предмет для исследований. А сейчас все просто перелопачивают известное под свою понятийную базу. Моя цель показать, что на базе общеизвестного уже можно решить главную задачу любого педагога практика это сформулировать цель и выработать свой индивидуальный метод и быть успешным.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 06:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

vvp писал(а):
Думаю, что любая отрасль знания развивается по такой схеме ...
Вводное слово "думаю" тут применимо лишь с огромной натяжкой, см. ниже.

На этом примере хочу еще раз попытаться прояснить суть моей критики:

Виталий Валерьевич -- Вы опытный педагог, силой своей личности создавший некий образовательный домен.
И Ваш конкретный опыт представляет большой, безо всякого сомнения, интерес.

Но Вы занимаетесь широчайшими обобщениями -- не только наивными, но и по-банальному ошибочными.
"По-банальному" в том смысле, в каком повторяют оддни и те же ошибки, взявшись за сложное дело, люди без поставленной, как мы на этом форуме говорим, базовой техники.
Для подобных обобщений у Вас нет ни материала, ни техники.
"Думаю", подобные вышецитированному, не заменяют ни первое, ни второе.
В результате -- фантазирование в виде густой понятийной каши.

У меня с самого начала возник сильнейший диссонанс от явленного Вами в рассуждениях сочетания трезвости взгляда с одной стороны -- и беспомощности в обобщениях с другой.

Если Вы хотите донести свой опыт до публики, то нужно отдавать себе отчёт, что обобщенческая компонента в изложении будет сильно этому мешать.
И будет Вашей серьезной уязвимостью.

А вот эта уязвимость меня реально беспокоит.
Не хотелось бы, чтобы участники проекта на ровном месте "подставлялись".

С другой стороны, мне как координатору, одному из держащих этот зонтик, хотелось бы от подобных обобщений отмежеваться.
Чтобы молчание не было засчитано за согласие.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 06:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

К своему предыдущему сообщению хочу добавить, что еще одна возможность для продолжения науки, кроме радикального изменения предмета это радикально новый уровень понимания. Но все же очень часто за новый уровень понимания выдается терминологическая игра.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 06:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Info21 писал(а):
А вот эта уязвимость меня реально беспокоит.
Не хотелось бы, чтобы участники проекта на ровном месте "подставлялись".

С другой стороны, мне как координатору, одному из держащих этот зонтик, хотелось бы от подобных обобщений отмежеваться.
Чтобы молчание не было засчитано за согласие.


Федор Васильевич. Моя уязвимость ни на кого не распространяется. И мои фантазии форум ровным счетом ни к чему не обязывают, так что мне непонятно в чем проблема. А отмежевались вы уже достаточно хорошо. Думаю в ваш личный огород камня никто не кинет.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 08:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Еще я не понял две вещи. Во-первых, эту ветку просматривают судя по посещаемости десятки человек и большинство молчат. Это же не означает, что они согласны. Зачем нужно дистанцироваться публично. Можно возразить аргументированно, сказать свое фи, если не нравится, это нормально и это понятно. А зачем публично говорить, что я тут ни при чем, я его не поддерживаю. Не поддерживайте и все тут.

Второе. Что означает форум - зонтик. Зонтик, ядерный или какой другой имеет свойство защищать. Кого от от чего защищает форум. Я думаю, что любой форум, и этот в том числе просто площадка для обсуждения самых различных вещей. И чем обсуждение разнообразнее тем форум интереснее. Для примера педсовет.орг убрал в архив проблемные ветки и сейчас там просто скучно.

Автор:  Валерий Лаптев [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 08:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Сугубое ИМХО.
Пока в ваших размышлениях наукой не пахнет. Поэтому спорить пока не о чем... :)
Но мне очень нравится стиль изложения - очень четко и понятно написано. Читать легко. И возникает интерес - а что ж автор дальше-то расскажет?

Автор:  Илья Ермаков [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 10:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

У Виталия Валерьевича, мне кажется, осмысление опыта, которое ближе к художественному. Но при стиле выражения, "ищущем точного слова". С точки зрения опоры на какие-либо психолого-медицинские знания, как бы, ваши мысли "не-научны". Но стиль выражения своего понимания - точным, ясным языком, читается очень интересно.

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 16 Декабрь, 2012 10:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

vvp в viewtopic.php?p=76501#p76501 писал(а):
Их можно назвать мемами, можно момами или мимами. Можно придумать еще какое-нибудь название. Вопрос вот в чем. Докинг открыл новую сущность или просто перелопатил уже известное на новую терминологию. Последнее вполне возможно. ...
Вообще-то представляется, что это то же самое, что некогда называлось "установками" (с успешного языка одного психотэрапэута вошло в массовый язык :)). Ну и Почепцов о том же вроде как пишет: viewtopic.php?p=57034#p57034. Есть мнения, что Адорно (тот самый, который счёл, что после Освенцима культура невозможна и от разочароования решил подставить массам битлов) мыслил теми же категориями (и на опыте обитлования хотел подтвердить своё не-"высокое мнение о человеке"). Вот "Психологию толпы" не знаю... может, ещё у ле Бона это было?..
Обобщать не буду. :)

Насчёт этого:
vvp в viewtopic.php?p=76506#p76506 писал(а):
Еще я не понял две вещи. Во-первых, эту ветку просматривают судя по посещаемости десятки человек и большинство молчат. Это же не означает, что они согласны. Зачем нужно дистанцироваться публично. Можно возразить аргументированно, сказать свое фи, если не нравится, это нормально и это понятно. А зачем публично говорить, что я тут ни при чем, я его не поддерживаю. Не поддерживайте и все тут.

Второе. Что означает форум - зонтик. ...
- под "зонтиком", очевидно, подразумевается проект И-21, частью которого является и форум (одноимённый из числа входящих в "пространство общения" Оберонкоре). Знак которого вроде как стоит и на ряде книг Виталия Валерьевича. Фёдор Васильевич, очевидно, хочет сказать, что он как раз не требует убирать этот контент - именно потому и дистанцируется...
Ну а про остальных - может, времени нет... и/или желания высказываться...

Страница 5 из 11 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/