OberonCore
https://forum.oberoncore.ru/

Педагогическая цель и метод
https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=76&t=4162
Страница 2 из 11

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 11:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Можно предположить, что общий уровень людей был чуть другой (и учителей, и учеников). Отсюда и результатов было, возможно, проще достичь... :) ну и если не выходить за круг "необходимых предметов" - то это вообще не столько метод, сколько достаточно гармоничное развитие учителя...
А сейчас ситуация м.б. такова, что знать-то "учёные педагоги", может, и знают... кто-то включая и Савельева... да только многие ли из знающих сейчас думают о том, о чём Вы?.. Кому-то надо должность, кому-то степень...
Не в этом ли дело?..

Автор:  vvp [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 11:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Info21 писал(а):
Опять же, мысль была подтасована:

Отнюдь не говорилось, что нужно знать как можно больше психологии.

Но ведь замах рассуждений глобальный -- а к таким замахам и требования соответствующие.


А требования у кого и зачем?

Теперь пусть у меня замах глобальный, спорить не буду, откуда следует обязательность следования именно тем или иным канонам. А может быть именно каноны меня и смущают. Я исследователь, хочу применить какой-то свой метод к какому-то предмету. Почему я должен учитывать какие-то рамки. Я ведь имею право на свой подход. если он глупый, это выясниться спустя какое-то время. Требования тут ни причем. Единственно с чем я соглашусь, что меня может в таком случае никто не читать. Свободные уши имеют право выбора слушать или не слушать, но не более того.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 11:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
Можно предположить, что общий уровень людей был чуть другой (и учителей, и учеников). :)
А сейчас ситуация м.б. такова, что знать-то "учёные педагоги", может, и знают... кто-то включая и Савельева... да только многие ли из знающих сейчас думают о том, о чём Вы?.. Кому-то надо должность, кому-то степень...
Не в этом ли дело?..


Это есть. В практической деятельности важны не только знания, но и ценностные установки. И элементарная мыслительная добросовестность. А сейчас люди не о том думают и не только педагоги. Но все же я не думаю, что раньше все было лучше и "Иваси была жирнее". Люди вряд ли сильно изменились. И процент добросовестных думаю такой же. Но эффекта от знания нет. Стало быть копать надо в другом месте.

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 11:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Да, и я не о том. А что объём и структура знания, "нормативно одобренного к передаче", во "время оно" и сейчас сильно различаются... Отсюда - что раньше в педагогике давало эффект, сейчас может буксовать...
Другое дело - надо задуматься, а нет ли в нынешнем "избыточной сложности"?.. :wink:

Наверное, здесь такая штука ещё. Что результаты по нейробиологии, развитию личности новые - они ведь реально новые. :) Публикации - нескольких лет. Результаты - исходные это Бехтерева с коллегами где-то с 1980-х, а развитие (и другие направления) - Холодная, Савельев etc - с 1990-х...
Так что тут ещё и "канона" не сложилось. А вот подумать, видимо, есть над чем... Может, как раз путь в том, чтобы Ваши цели осуществлять на базе этих результатов?..

Автор:  vvp [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
А вот подумать, видимо, есть над чем... Может, как раз путь в том, чтобы Ваши цели осуществлять на базе этих результатов?..


Это вполне может быть. Но у меня принцип. Я пытаюсь реализовать цель минимальными средствами и только если не получается начинаю расширять инструментарий. Уверен, что при ином подходе изучение возможного инструментария может стать единственной целью. Образно говоря если нужно забить гвоздь, надо взять и забить его а не выбирать молоток идеальной конструкции. Несколько топорно, но этого требует вполне физический принцип стремления к минимальным энергетическим затратам.

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Ну по идее да... только ситуация может выглядеть и так - забиваем обычный гвоздь в железобетон... :) и тогда минимизация требует взять всё-таки твердосплавный дюбель... :)

Автор:  vvp [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
Ну по идее да... только ситуация может выглядеть и так - забиваем обычный гвоздь в железобетон... :) и тогда минимизация требует взять всё-таки твердосплавный дюбель... :)


Но я пока не знаю куда я забиваю гвоздь и пока не попробую и не узнаю. А если выдвигать гипотезы, то можно многое чего предположить. В гипотезах и утонуть недолго. Поэтому предпочитаю пробовать, получать результат, анализировать его и уже потом принимать решение, нужна мне нейрофизилогия или твердосплавный дюбель.

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Да, действительно, что вызывает конкретный вопрос. На данный момент результаты не позволяют принять определённое решение?

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Вы уже, наверное, догадались, к чему это я. :) Что и гипотезы без интуиции - это перекос - но и наоборот тоже. Это одно. Другое - что примеры есть, чем заканчивается игнорирование, видимо, человеческого мышления. Хотя бы этот: viewtopic.php?p=76091#p76091.

Автор:  vvp [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
Да, действительно, что вызывает конкретный вопрос. На данный момент результаты не позволяют принять определённое решение?


Пока инструментария достаточно

Автор:  Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

А, ну тогда хорошо, если на базе реального опыта утверждается. А то почитаешь, как вот эти фонематисты, видимо, совершенно произвольно методы определяют... и думаешь - а не пошёл бы ещё кто их путём...

Автор:  Дмитрий Колосов [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 14:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

vvp писал(а):
...

Есть один интересный момент в человеческом мышлении. Он хорошо виден в малом. Никто не будет бесконечно развивать знания о таблице умножения. Никто не будет бесконечно совершенствовать способы решения квадратных уравнений. То есть в малом мы согласны, что для каждой области знания есть предел совершенства. Однако в большом мы на это не готовы, думаю это от того, что тогда логика и последовательный вывод приведет нас к идее о ограниченности интеллекта вообще. А это уже неприятно. А что если большие теории также ограничены как и малые и вопрос только в масштабе? И интеллектуальный инструмент также имеет предел совершенства.
...

Отлично! Ещё о цене подобного разрыва.
Пахнер Ф. За жизнь матерей. Трагедия жизни И.Ф. Земмельвейса. - М.: Медгиз, 1963 г. - 223 с.
Цитата:
«Примерно до середины 19 века в акушерских клиниках Европы свирепствовала родильная лихорадка. В отдельные годы она уносила до 30 и более процентов жизней матерей, рожавших в этих клиниках. Женщины предпочитали рожать в поездах и на улицах, лишь бы не попасть в больницу, а ложась туда, прощались с родными так, будто шли на плаху. Считалось, что эта болезнь носит эпидемический характер, существовало около 30 теорий ее происхождения. Ее связывали и с изменением состояния атмосферы, и с почвенными изменениями, и с местом расположения клиник, а лечить пытались всем, вплоть до применения слабительного. Вскрытия всегда показывали одну и ту же картину: смерть произошла от заражения крови.

Ф. Пахнер приводит такие цифры: "...за 60 лет в одной только Пруссии от родильной лихорадки умерло 363624 роженицы, т.е. больше, чем за то же время от оспы и холеры, вместе взятых... Смертность в 10% считалась вполне нормальной, иначе говоря из 100 рожениц 10 умирало от родильной лихорадки..." Из всех заболеваний подвергавшихся тогда статистическому анализу, родильная лихорадка сопровождалась наибольшей смертностью.

В 1847 г. 29-летний врач из Вены, Игнац Земмельвейс открыл тайну родильной лихорадки. Сравнивая данные в двух различных клиниках, он пришел к выводу, что виной этому заболеванию служит неаккуратность врачей, осматривавших беременных, принимавших роды и делавших гинекологические операции нестерильными руками и в нестерильных условиях. Игнац Земмельвейс предложил мыть руки не просто водой с мылом, но дезинфицировать их хлорной водой - в этом была суть новой методики предупреждения болезни.

Окончательно и повсеместно учение Земмельвейса не было принято при его жизни, он умер в 1865 г., т.е. через 18 лет после своего открытия, хотя было чрезвычайно просто проверить его правоту на практике. Более того, открытие Земмельвейса вызвало резкую волну осуждения не только против его методики, но и против него самого (восстали все светила врачебного мира Европы).

Земмельвейс был молодым специалистом (к моменту своего открытия он успел проработать врачом около полугода) и не пристал еще к спасительному берегу ни одной из имевшихся тогда теорий. Поэтому ему незачем было подгонять факты под какую-то заранее выбранную концепцию. Опытному специалисту сделать революционное открытие гораздо сложнее, чем молодому, неопытному. В этом нет никакого парадокса: крупные открытия требуют отказа от старых теорий. Это очень трудно для профессионала: давит психологическая инерция опыта. И человек проходит мимо открытия, отгородившись непроницаемым "так не бывает"...

Открытие Земмельвейса, по сути, было приговором акушерам всего мира, отвергавшим его и продолжавшим работать старыми методами. Оно превращало этих врачей в убийц, своими руками – в буквальном смысле – заносящими инфекцию. Это основная причина, по которой оно вначале было резко и безоговорочно отвергнуто. Директор клиники, доктор Клейн, запретил Земмельвейсу публиковать статистику уменьшения смертности при внедрении стерилизации рук. Клейн сказал, что посчитает такую публикацию за донос. Фактически лишь за открытие Земмельвейса изгнали с работы (не продлили формальный договор), несмотря на то, что смертность в клинике резко упала. Ему пришлось уехать из Вены в Будапешт, где он не сразу и с трудом устроился работать.

Естественность такого отношения легко понять, если представить, какое впечатление открытие Земмельвейса произвело на врачей. Когда один из них, Густав Михаэлис, известный врач из Киля, информированный о методике, в 1848 г. ввел у себя в клинике обязательную стерилизацию рук хлорной водой и убедился, что смертность действительно упала, то, не выдержав потрясения, он кончил жизнь самоубийством. Кроме того, Земмельвейс в глазах мировой профессуры был излишне молод и малоопытен, чтобы учить и, более того, чего-то еще и требовать. Наконец, его открытие резко противоречило большинству тогдашних теорий.

Поначалу Земмельвейс пытался информировать врачей наиболее деликатным путем – с помощью частных писем. Он писал ученым с мировым именем – Вирхову, Симпсону. По сравнению с ними Земмельвейс был провинциальным врачом, не обладавшим даже опытом работы. Его письма не произвели практически никакого действия на мировую общественность врачей, и все оставалось по-прежнему: врачи не дезинфицировали руки, пациентки умирали, и это считалось нормой.

К 1860 году Земмельвейс написал книгу. Но и ее игнорировали.

Только после этого он начал писать открытые письма наиболее видным своим противникам. В одном из них были такие слова: "...если мы можем как-то смириться с опустошениями, произведенными родильной лихорадкой до 1847 года, ибо никого нельзя винить в несознательно совершенных преступлениях, то совсем иначе обстоит дело со смертностью от нее после 1847 года. В 1864 году исполняется 200 лет с тех пор, как родильная лихорадка начала свирепствовать в акушерских клиниках - этому пора, наконец, положить предел. Кто виноват в том, что через 15 лет после появления теории предупреждения родильной лихорадки рожающие женщины продолжают умирать? Никто иной, как профессора акушерства..."

Профессоров акушерства, к которым обращался Земмельвейс, шокировал его тон. Земмельвейса объявляли человеком "с невозможным характером". Он взывал к совести ученых, но в ответ они выстреливали "научные" теории, окованные броней нежелания понимать ничего, что бы противоречило их концепциям. Была и фальсификация, и подтасовка фактов. Некоторые профессора, вводя у себя в клиниках "стерильность по Земмельвейсу", не признавали этого официально, а относили в своих отчетах уменьшение смертности за счет собственных теорий, например, улучшения проветривания палат... Были врачи, которые подделывали статистические данные. А когда теория Земмельвейса начала получать признание, естественно, нашлись ученые, оспаривавшие приоритет открытия.

Земмельвейс яростно боролся всю жизнь, прекрасно понимая, что каждый день промедления внедрения его теории приносит бессмысленные жертвы, которых могло бы не быть... Но его открытие полностью признало лишь следующее поколение врачей, на котором не было крови тысяч женщин, так и не ставших матерями. Непризнание Земмельвейса опытными врачами было самооправданием, методика дезинфекции рук принципиально не могла быть принята ими. Характерно, например, что дольше всех сопротивлялась пражская школа врачей, у которых смертность была наибольшей в Европе. Открытие Земмельвейса там было признано лишь через... 37 (!) лет после того, как оно было сделано.

Можно представить себе то состояние отчаяния, которое овладело Земмельвейсом, то чувство беспомощности, когда он, сознавая, что ухватил, наконец, в свои руки нити от страшной болезни, понимал, что не в его власти пробить стену чванства и традиций, которой окружали себя его современники. Он знал, как избавить мир от недуга, а мир оставался глух к его советам.»

источник

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 02 Декабрь, 2012 17:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

vvp писал(а):
а педагоги ученые думаю все знают довольно много. Нормальный педагог ученый думаю обязательно знает много о психологии.
Да ладно.

vvp писал(а):
А требования у кого и зачем?
Хорошо, ожидания.

Архимед вот был прекрасный инженер, и что.

***

Не хотел сюда входить, но не утерпел.
Прошу прощения.

Автор:  vvp [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 02:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Дмитрий Колосов привел думаю отличный пример ценности больших теорий. К этому добавить могу только следующее. Большие теории надо конечно уважать, в них вложено много труда. Но на пьедестал ставить необязательно. А у нас это происходит сплошь и рядом. Как результат, когда дело касается авторитета и авторитетной теории большое количество вроде бы умных людей теряют способность думать. А по этому поводу очень хорошо сказал Блез Паскаль - Будем учиться добросовестно мыслить вот главный принцип морали.

Кстати еще одна мысль о антропологии и нейрофизиологии. Федор Васильевич сказал, что я не бы не стал говорить некоторые вещи если бы знал эти науки лучше. Сразу извиняюсь за неточное цитирование. Возможно я бы ничего не стал говорить если бы знал все вещи которые уже открыты. Потому как тогда у меня уже были бы ответы на все вопросы. Но проблема ведь не в том, что-бы получить ответы в рамках принятой концепции. Я не сомневаюсь, что ответы уже есть и сколько научных школ столько и ответов. Можно выбирать как на базаре.

А с этими науками дело обстоит вот как. В принципе любой нормальный педагог скажет, что учитель не общечеловеческая профессия а глубоко национальная. Наверное причины этого антропология сможет хорошо объяснить на основе твердых научных фактов. НО зачем это мне. Я могу это тоже объяснить, кондово конечно, но объясню достаточно, для того чтобы понять, какой национальности мои ученики. А для узбеков должен найтись узбек. У американцев возникло непонимание японской нации. Я жил в Японии несколько дней и успел понять, что многое наверное не пойму, так я туда работать учителем и не поеду . Так что антропологическое знание штука интересная, но не для меня. Для меня это чистая любознательность.

Нейрофизилогия. Она не сомневаюсь хорошо объясняет работу мозга. Но опять же что дает мне такое объяснение, кроме удовлетворения чисто академического любопытства. Кстати мы умеем обучать высокоуровневому программированию не особенно вдаваясь в аппаратное устройство, то есть игнорируем нейрофизиологию компьютера. А много ли мы научили бы прикладных программистов если бы хорошее знание аппаратуры было обязательным?

Вот такое у меня ретроградное отношение к науке. Прежде чем что-то изучать, если это не для удовлетворения любопытства я всегда задаюсь вопросом а зачем? Нельзя ли получить ответы проще. Сухомлинский ничего не знал про нейрофизиологию, а ответы получал и еще как получал, всем бы так.

Автор:  vvp [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 04:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Ощущаю некоторую неловкость наезжая на идею хорошего качественного знания. Но сейчас вспомнил свой опыт и вспомнил нескольких очень умных мальчишек у который страсть к изучению нового была доведена до такого состояния, что они не могли получить решение простой задачи, утопая в исследовании. Поэтому хочу еще раз расставить методологические акценты. Должны быть люди, чья цель чистое исследование и должны быть люди чья цель получение определенного результата за ограниченное время. Это разные задачи и подход к организации дела должен быть разный.

Кроме того и там и там должно быть два противовеса. Первый это накопленное знание как гарант против профанации, а второй умение сомневаться как гарант против академической спеси (я никого не имею ввиду конкретно).

Автор:  Владислав Жаринов [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 08:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

А Бабаян задумался над "хорошей нейрофизиологией компьютера"... и в результате получился Эльбрус (правда, говорят, до него "Барроуз" задумался... ;) но, может, статься, до "принципа Эльбруса" они и не дошли... настолько вопрос не знаю)...
Потом (тут, как обычно говорю, специалисты должны поправить, если где-то ошибаюсь :)). Язык ("информатический", т.е. программирования/алгоритмики) любого уровня ведь определён для заданной же "языковой машины". Реальной или виртуальной - не имеет значения. Создатели языка часто задумываются и над её "нейрофизиологией"... например, чтобы создателям операционных сред не приходилось реализовывать чересчур сложную виртуализацию... :) Да и для человека мы имеем в виду его "тезаурус", квалификацию, базовые способности...

Автор:  Владислав Жаринов [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 08:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Вот ещё некие данные: http://media-mera.ru/forum/viewtopic.ph ... t=188#p469. Там и возрастная психология, и общий метод обсуждаются... что-то близко даже...

Автор:  Info21 [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 09:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Хорошо. Тогда прямым текстом:

Примитивизация смысла моих намёков в точности соответствует довольно ... любительскому уровню рассуждений.

Илья Евгеньевич умеет хорошо разъяснять, что в таких случаях человек обречён путаться так же, как до него путалось множество людей.

Между прочим, Земмельвейс был обучен на лучшем уровне своего времени.
Он не был ни самоучкой, ни любителем с опытом, ни фельдшером -- он был первоклассно обученным врачом.

***

И ещё: я имел в виду не столько наличие в науках готовых ответов, сколько сам язык формулировки вопросов.

Автор:  Дмитрий Колосов [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 10:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Info21 писал(а):
Он не был ни самоучкой, ни любителем с опытом, ни фельдешером -- он был первоклассно обученным врачем.


  1. ... как, впрочем, и те, кого в тексте сравнивают с убийцами.
  2. ... как, впрочем, и те, кто долгие годы не только игнорировал, но и активно противодействовал изменению практики.
  3. ... что не мешало его адресатам пользоваться "цветовой дифференциацией штанов".


И самое главное: То, что "заметил" Игнац Земмельвейс, было в своём роде общим местом. См. источник.

ЗЫ. На форуме замечены непонимающие суть пожизненной ренты?

Автор:  vvp [ Понедельник, 03 Декабрь, 2012 13:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Педагогическая цель и метод

Владислав Жаринов писал(а):
А Бабаян задумался над "хорошей нейрофизиологией компьютера"... и в результате получился Эльбрус (правда, говорят, до него "Барроуз" задумался... ;) но, может, статься, до "принципа Эльбруса" они и не дошли... настолько вопрос не знаю)...
Потом (тут, как обычно говорю, специалисты должны поправить, если где-то ошибаюсь :)). Язык ("информатический", т.е. программирования/алгоритмики) любого уровня ведь определён для заданной же "языковой машины". Реальной или виртуальной - не имеет значения. Создатели языка часто задумываются и над её "нейрофизиологией"... например, чтобы создателям операционных сред не приходилось реализовывать чересчур сложную виртуализацию... :) Да и для человека мы имеем в виду его "тезаурус", квалификацию, базовые способности...


Бабаян задумавшись над нейрофизиологией получил нейрофизиологический результат. Операционная система думаю тоже из области нейрофизиологии. А вот насколько над ней надо задумываться разработчикам языков высокого уровня и насколько прикладным программистам. Я не специалист в этом вопросе, и с моей дилетантской точки зрения прикладникам можно ограничится самыми общими сведениями. Готов согласится знание аппаратуры позволяет на некоторые вещи поглядеть сверху, но уровень сложности человеческого мозга таков, что есть смысл посчитать трудозатраты и быть может обойтись меньшим. А полезность нейрофизиологов в человеческом случае колоссальна и без педагогики.

Страница 2 из 11 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/