OberonCore https://forum.oberoncore.ru/ |
|
Содержание и методы образования в информатике https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=76&t=3871 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Владислав Жаринов [ Воскресенье, 04 Март, 2012 14:01 ] |
Заголовок сообщения: | Содержание и методы образования в информатике |
Как результат мнения здесь, предлагается эта ветка. Что думаю о смысле. Как унаследованный от образования в целом - наверно, прежде всего то "развитие критического мышления", о котором говорил, допустим, Вирт - см. здесь. Но в информатике как сфере деятельности по максимально достижимой формализации применяемое соответственным образом. Т.е. чтобы принцип "критика - воздух науки" не приводил к результатам, сформулированным как в завершение темы "Экспериментальная постановка" из известного мультика "Пиф-паф-ой-ой-ой" :
Охотник и заяц - кто прав? кто неправ?.. Да, наше кредо - немногословность, - Условность! условность! условность! условность! Что-то нужно будет перенести из Хабаровского учебника по КП - предложения, наверно, как-нибудь дам в служебной ветке... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Вторник, 20 Март, 2012 14:42 ] |
Заголовок сообщения: | О необходимом чтении по образованию в информатике |
В развитие этого поста: viewtopic.php?p=71655#p71655 Тамошняя тема всё более предполагает разделение, обсуждавшееся ещё здесь. Предложения по переносу были даны здесь: viewtopic.php?p=71258#p71258. Спасибо! Книги Моисеева интересно было отыскать. Кое-о чём остальном: Катаева да, как-то упустил у себя. Хотя сам же выкладывал тут: viewtopic.php?p=60077#p60077. Пейперт впечатляет по-своему. У Паронджанова, думаю, можно (аккуратно и выборочно) рекомендовать также эту книгу. Хотя там тон изложения сильно приближен к первым постам Кубрикова - но проблемы обучения и воспитания названы во многом те же. По архитектуре и ассемблеру кое-что популярно изложено у Рембольда - тоже можно. Насчёт круга читателей - оно так. И Виталий Валерьевич сразу предполагал не для всех. Хотя я как-то в свои предложения включал много популярного - но понятно, что "учительница,... единственная проблема которой только в том, как бы скорее отсидеть до конца уроков и свалить с подружками на дачу..." ((С) Кубриков) и это читать не будет... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Вторник, 20 Март, 2012 14:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Дмитрий Колосов в viewtopic.php?p=71664#p71664 писал(а): Продолжая тему свободы образования. Вероятно, это тоже топик скорее для этой ветки.Иванов-Петров: История старая, обыкновенная и ничего нового не сообщающая ... Кстати, кто-то уже представлял эту статью где-то в конце года. В комментах обратило на себя внимание вот что: sergeyoho в http://ivanov-petrov.livejournal.com/17 ... #t88757209 писал(а): Тема отношений образования и государства она скользкая. В Израиле, например, сейчас неважно со школьным образованием, отдельная тема. Думаю, связано с тем, что Вы и упомянутые Вами авторы говорите.И есть так называемые Открытые Школы разной степени радикальности. От отсутствия оценок в менее радикальных до "дети собирают группу, которая хочет чему-нибудь поучиться и начинают договариваться с учителем об уроках" в более радикальных. То, что я слышал – небо и земля по сравнению с обычной школой. Но я также слышал, что эту систему обвиняли в больших процентах откашивания учеников от армии. И это меня не удивляет То есть какой-то небольшой процент детей в таких заведений, наверное, неплохо. Но невозможно в массовом порядке учить солдат на генералов. Ясно, почему невозможно "в массовом порядке учить солдат на генералов" - кто же тогда будет им подчиняться? |
Автор: | Владислав Жаринов [ Вторник, 20 Март, 2012 15:46 ] |
Заголовок сообщения: | Подходы к образованию |
Дмитрий Колосов в viewtopic.php?p=71656#p71656 писал(а): vvp писал(а): Кубриков писал(а): Точно, пусть каждый сам берёт что хочет. Вот и пускай каждый сам выбирает то, что ему интересно изучать и изучает самостоятельно, а не протирает штаны на совершенно неинтересных и ненужных ему лекциях. Это все хорошо. Но образование не заключается в том, что каждый хочет. Почему? Практика школы Summerhill, гипотеза о "знании как органе" Милослава Балабана, вероятностная педагогика Александра Лобка (перечислил только ведущие) утверждают обратное. Ту есть ещё проблема "критической рефлексии" над потоками сообщений. Которые, как говорит Фурдуев, м.б. "организованы". Так что нужно, видимо, включать в это умение ещё и игнорирование "медиакризисных" потоков, как указывется в этих источниках. Милослав Балабан в http://externy.ru/?page_id=138 писал(а): ... Это да. Вот есть результаты М.А. Холодной - здесь и здесь. Кстати, с учётом и её результатов тот же Фридланд (которого кое-кто критикует... а кое-кто из Вашего "списка для чтения" ничего против этого не имеет ) утверждал, что можно не "передавать знания напрямую" - т.е. для буквального восприятия - а только развивать "индивидуальный ментальный опыт".Многие споры и недоразумения возникают из-за того, что любому из нас трудно бывает самому понять, что никакого (особенно «правильного») знания передать никому прямо нельзя. Можно лишь как-то углубить личный опыт («грамотность») собеседника, сделать его в чем-то «более сметливым». Если такое уточнение станет важным в его жизни, то у него может появиться новое знание о том, что ему кто-то когда-то говорил или писал. «Правильность и истинность» такого знания каждый определяет для себя сам. Казенное заблуждение насчет легкой доступности чужих, но «объективных и правильных» знаний мешает развитию школы. Кстати, как думаете - нет ли противоречия между отрицанием "казённого заблуждения" и упором на форму представления, облегчающую доступность? Если есть - как его снимать в практическом образовании? Дмитрий Колосов в viewtopic.php?p=71656#p71656 писал(а): ... Вот насчёт этого и выбора - а как это сделать, по Вашему мнению? И можно ли этим охватить широкие массы учащихся? Или это не для всех?
Милослав Балабан в http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/1715.html писал(а): ...Пока на свете существует школа, а в ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут. Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу. Дайте им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком. Милослав Балабан - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ. |
Автор: | Валерий Лаптев [ Вторник, 20 Март, 2012 19:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Подходы к образованию |
Владислав Жаринов писал(а): Дмитрий Колосов в viewtopic.php?p=71656#p71656 писал(а): ... Вот насчёт этого и выбора - а как это сделать, по Вашему мнению? И можно ли этим охватить широкие массы учащихся? Или это не для всех?Милослав Балабан в http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/1715.html писал(а): ...Пока на свете существует школа, а в ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут. Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу. Дайте им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком. Милослав Балабан - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ. 1. Свобода должна быть, но только в рамках изучаемой дисциплины. 2. До свободы нужно дорасти. Чтобы что-то исследовать, надо сначала хоть что-то знать. А то давайте поисследуем таблицу умножения, не выучив ее. Или поисследуем сложение... Это 3-4-5 лет максимум... 3. Некоторые умения ДОЛЖНЫ быть обязательными. Например, читать и писать человек ДОЛЖЕН уметь. А это - уроки и домашние задания... . |
Автор: | Дмитрий Колосов [ Среда, 21 Март, 2012 11:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Подходы к образованию |
Владислав Жаринов писал(а): Это да. Вот есть результаты М.А. Холодной - здесь и здесь. Кстати, с учётом и её результатов тот же Фридланд (которого кое-кто критикует... а кое-кто из Вашего "списка для чтения" ничего против этого не имеет ) утверждал, что можно не "передавать знания напрямую" - т.е. для буквального восприятия - а только развивать "индивидуальный ментальный опыт". Кстати, как думаете - нет ли противоречия между отрицанием "казённого заблуждения" и упором на форму представления, облегчающую доступность? Если есть - как его снимать в практическом образовании? [ Спасибо за ссылки! Всё это направление прошло мимо меня. Буду навёрстывать. Запнулся у Фридланда: Цитата: Наиболее полно информационные процессы рассмотрены С.А.Бешенковым и Е.А.Ракитиной [1, с.56 – 61], которые дают следующее определение: «Информационный процесс – совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели)» [1, с. 57]. Не помню откуда (м.б. Моисеев, м.б. Урсул), но рассмотрение информационного процесса вне процесса управления (сильно: наличие ИП сигнализирует о ПУ) не имеет смысла. Так что Фридланд только ставит обратно с головы на ноги. Отправил сообщение через личную почту. |
Автор: | Владислав Жаринов [ Четверг, 22 Март, 2012 18:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Подходы к образованию |
Валерий Лаптев писал(а): ... Вот, кстати, примерно такие же сомнения возникли... Тем более, что обсуждали уже.. и я приводил конкретный пример: viewtopic.php?p=60340#p60340.Фигня. Давать полную свободу - нельзя. 1. Свобода должна быть, но только в рамках изучаемой дисциплины. 2. До свободы нужно дорасти. Чтобы что-то исследовать, надо сначала хоть что-то знать. А то давайте поисследуем таблицу умножения, не выучив ее. Или поисследуем сложение... Это 3-4-5 лет максимум... 3. Некоторые умения ДОЛЖНЫ быть обязательными. Например, читать и писать человек ДОЛЖЕН уметь. А это - уроки и домашние задания... . Кстати, про читать и писать. Вот я, скажем, правил не знаю. И в школе не знал (иногда зубрил и сдавал - а так словесница подходила с учётом реальной грамотности). Пишу неидеально, думаю - но пишу. Откуда это? А из книг - я читал уже перед школой. Ну и из речи окружающих, понятно. Но. Можно ли считать, что мне (и вообще ребёнку) предоставлена полная свобода в изучении языка? Наверное, нет - среда и определяет процесс и результат. С учётом способностей - и вот тут учителю работа по их раскрытию. Правильно, что при этом учеников д.б. мало - уже говорил (а Потопахин и другие так и делают). Язык как систему (скажем, по принципу Милашевича) у нас, сами знаете, в школе не проходят. А м.б. было бы интересно - в сочетании с визуализацией грамматики, попытками её формализации (и через это - введением в ряд разделов математики) и программирования работы с языками (а это уже информатика). Вот Кубаныч действует в этом направлении... не он один, конечно... Просто пример такого же рода - программа для игрового обучения - но по заданиям. Это к чему? Сначала надо изучить "триаду" (М-И-Я) в базовом объёме - и одновременно (или сразу после) "научиться учиться". В частности, управлять поступающими потоками данных. С учётом того, что Фридланд, например, так определяет: Фридланд А.Я. в download/file.php?id=1790 на с. 209 писал(а): ... А каковы механизмы донесения мнений - правдивы они или ложны - как раз показывают те же Фурдуев и Почепцов.По-видимому, одна одна из задач информатики - показать, что в информационных системах источником данных является человек, что кроме сознательного заблуждения человек иногда говорит неправду, по поводу и без повода. Другой важной задачей информатики является научить человека мыслить системно во взаимосвязи событий и явлений, и то, что кажется справедливым на первый взгляд, может оказаться полной ерундой при учёте других факторов. ... Я бы только уточнил роль информатики в системе дисциплин - примерно как у Перегудова. Вот так, думаю, и можно дорасти до свободы... кто как думает?.. |
Автор: | Владислав Жаринов [ Четверг, 22 Март, 2012 18:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Подходы к образованию |
Дмитрий Колосов писал(а): ... Я было удивился... вроде он как раз с этим определением спорит. Посмотрел - так и есть... Правда, не всем нравится - тем же критикам...Запнулся у Фридланда: Цитата: Наиболее полно информационные процессы рассмотрены С.А.Бешенковым и Е.А.Ракитиной [1, с.56 – 61], которые дают следующее определение: «Информационный процесс – совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели)» [1, с. 57]. Не помню откуда (м.б. Моисеев, м.б. Урсул), но рассмотрение информационного процесса вне процесса управления (сильно: наличие ИП сигнализирует о ПУ) не имеет смысла. Так что Фридланд только ставит обратно с головы на ноги. ... Но и у него есть с чем поспорить - с той же абсолютизацией объектности... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Четверг, 22 Март, 2012 19:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Info21 в viewtopic.php?p=71694#p71694 писал(а): ... школа, по сравнению с игрой, -- обучение форсированное, заведомо более эффективное с точки зрения штамповки неких относительно простых навыков (необходимость в чём диктуется соображениями, в сущности, войны, ну, или международной конкуренции), но менее эффективное ввиду своих известных провалов. А цель методики -- решить эту проблему, найдя трюки-приёмчики-обманчики-обстановку, чтобы суметь придать обязательной дрессировке форму свободной игры, чтобы включить и по-максимуму задействовать соответствующие зашитые в мозговой hardware -- приматические -- механизмы. ... Вот как раз идея - предложить учням "поиграть с языком". Может, как "большой проект" - программа-переводчик. Но основное - формализация каких-то законов языка. |
Автор: | Дмитрий Колосов [ Пятница, 23 Март, 2012 13:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Подходы к образованию |
Валерий Лаптев писал(а): ... Милослав Балабан в http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/1715.html писал(а): ...Пока на свете существует школа, а в ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут. Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу. Дайте им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком. Фигня. Давать полную свободу - нельзя. 1. Свобода должна быть, но только в рамках изучаемой дисциплины. 2. До свободы нужно дорасти. Чтобы что-то исследовать, надо сначала хоть что-то знать. А то давайте поисследуем таблицу умножения, не выучив ее. Или поисследуем сложение... Это 3-4-5 лет максимум... 3. Некоторые умения ДОЛЖНЫ быть обязательными. Например, читать и писать человек ДОЛЖЕН уметь. А это - уроки и домашние задания... . Цитата: «8 сентября 1990 г. Совет Министров СССР принял решение о снятии грифов "секретно", "не для печати" и "не подлежит оглашению" с постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, касающихся прописки, опубликование которых ранее не допускалось. Однако оно до сих пор не исполнено, а нормативные акты не только не опубликованы, но даже не рассекречены. Символично, что и само Постановление тоже не опубликовано. Здесь важно отметить, что институт прописки просто не мог действовать в условиях прозрачности (она же гласность). На примере актов, регулирующих прописку, можно было бы показать, как население делилось на категории и подкатегории, в результате чего многие граждане СССР впоследствии остались без гражданства только потому, что не попадали в какую-либо категорию, позволяющую их прописать.» Давид Горелишвили, "Этот непостижимый административный учет" (вероятно, важен весь корпус его статей) |
Автор: | Владислав Жаринов [ Пятница, 23 Март, 2012 21:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Ага. В частности, интересно это: Д. Горелишвили в http://www.computerra.ru/focus/251778/ писал(а): ... По-моему, одно из лучших определений приматизма как общественной реализации первого умотипа Ткачёва. Соответственно не только прощение грехов нужно предлагать - но и пути перехода к критической рефлексии. А то в условиях концентрации вещества/энергии/данных такие пути нащупают...
Наиболее разрушительную и вместе с тем прогрессивную часть любого общества составляют люди авантюрного склада. Те, кто допускает наибольшее количество ошибок, склонен необдуманно брать на себя невыполнимые обязательства и способен, преодолевая угрызения совести, свои обязательства нарушать. Именно эти люди готовят и совершают революции, именно они оказываются нарушителями даже самых либеральных законов и в то же время именно они открывают Америки и нащупывают пути, по которым в дальнейшем движется весь мир. Если не предложить авантюристам прощение грехов, они наверняка найдут способ разнести в клочья любое общество и любой способ управления. |
Автор: | Дмитрий Колосов [ Пятница, 23 Март, 2012 22:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Владислав Жаринов писал(а): Ага... нащупают... Злые языки говорят, что в одной стране вот так. И вот так. Брешут, наверное. |
Автор: | Владислав Жаринов [ Суббота, 24 Март, 2012 11:30 ] |
Заголовок сообщения: | Образование - "большая дубинка" приматического социума? |
Вряд ли... Первое как раз можно считать примером на организацию той самой "самозамкнутой схемы" оргдеятельности (МСУ). Второй автор начинает за здравие - напоминая, что уклады жизни могут и сменяться. Те же греки и латиняне для нас "древние" , как уже говорил... В то же время забывая такую вещь. Что бывает и "стереотипный динамизм". Так, на смену упомянутым цивилизациям - не менее по-своему урбанистическим, чем современные - пришли средневековые. И что же? Они точно также "делали камень, который не могут поднять". Торговая культура тогдашней Европы (с центром в Средиземноморье) породила "венецианскую глобализацию". Её крах стал важным фактором в эпидемии чумы, всем известной. Пришла на смену реформатская ментальность. До чего она доразвивалась? До гитлеризма в общественной жизни и позитивизма в философии. И опять до сверхконцентрации, которая слабо управляема. Нельзя сказать, что и за океаном было и есть лучше - формы только другие... Потому он и кончает за упокой. Так, в его построениях совершенно отсутствует как ценность право на жизнь и достоинство не собственника - человека. Той самой свободной личности... А те же российские кулаки (не всякие, понятно) не только отстаивали то, что уже им принадлежит - но и захватывали собственность дворян (т.н. "грабишки" с конца XIX века). Подпрягая тот самый "охлос" (по-русски это называется "глот"). Оттуда и вышли "комбедовцы". И если следовать его логике - снова выйдут... Т.е. это логика "спонсирования экстремизма"... Чуть подробнее об этих фактах писал когда-то в этом посте (надо бы его, наверное, разделить - уж очень велик и многонаправлен ). Это опять не к тому, что "англосаксы плохие" - у нас-то то же самое... А к тому, что некая модель развития раз за разом повторяет свои же ошибки. И не потому ли, что ориентирована на "конкретно-банановую республиканность"?... Тут можно ещё обратить внимание на наблюдения Зубка. Имеется в виду третий автор в сборнике из этого поста. Он там тоже показывает, что вроде носителям позитивизируемой у Яковенко ментальности свойственна ассоциативность. Но... т.к. он не ставит целью апологетику какого-то уклада жизни - то пишет и о том, что реально она заканчивается на уровне "комьюнити" - т.е. социально-психологически устойчивой ассоциации. Диаметр которой, очевидно, от народа зависит слабо... явно примерно такой же, как у нас... А дальше - всё то же, что Яковенко на нашем примере негативизирует - отчуждение от участия, кивание на "этих" (в их реалиях - "в Вашингтоне", "на другом побережье" etc). Так что умотипы, похоже, опять рулят... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Суббота, 24 Март, 2012 12:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Вот, кстати, это тоже в тему. И связывается с произведением из этого поста. В том смысле прежде всего, что там главная героиня встречает людей как раз из той самой "МСУ". В частности, товарищ, который "не задумывался, потому что коммуняки этого не хотят" - это человек, принявший роль "рабчего-исполнителя" в МСУ. И студент, откровенно плюющий на учёбу - тоже... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Воскресенье, 02 Сентябрь, 2012 10:32 ] |
Заголовок сообщения: | Языки и методы образования программистов |
Info21 в viewtopic.php?p=74220#p74220 писал(а): Владислав Жаринов в viewtopic.php?p=74202#p74202 писал(а): Контекст применения учебного языка подвергся критике. По ходу дискуссии направленность критики уточнилась. М.б. кто-то из имеющих отношение к делу выскажется? Это не критика, а фантазии человека, не имеющего опыта массового обучения. Фтопку. Дмитрий Грачёв от лица ВЛ-группы также высказался содержательно здесь. В силу сложившихся обстоятельств весь состав участников м.б. представлен лишь вне данного пространства общения - что и определяет корректное место возможного продолжения дискуссии... потому свои вопросы поставил здесь... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Пятница, 28 Сентябрь, 2012 14:58 ] |
Заголовок сообщения: | Статья о Вирте |
Тут на Спейсе представили: http://www.osp.ru/os/2012/06/13017106/. В общем повторение известного, наверное. Обращает на себя внимание концовка: Ч. Северенс писал(а): ... Его нынешняя цель — закончить RISC-процессор на основе FPGA, выпустить обновленный Оберон для него и доработать книгу по этому языку, добавив главы с описанием процессора и его архитектуры. - т.е. Вирт ссредотачивается на реализации подхода, высказанного ещё в Тьюринговской лекции...*** Когда работа над аппаратным обеспечением, ПО и книгой Вирта будут окончены, можно будет построить учебную лабораторию с рабочими станциями для Оберона, в которой студенты — слушатели курсов компьютерных дисциплин смогут начать с написания программы «Hello world» на Обероне, потом перейти к основам объектно-ориентированного программирования и архитектуры операционных систем, а после — и к проектированию аппаратного обеспечения. Надежным помощником в этом им станет учебник с подробным описанием ПО и оборудования в лаборатории. Все будет настолько простым, элегантным, понятным и легким в освоении, что студенты смогут получить максимум знаний за максимально короткое время — иного Никлаус Вирт не допустит. Интересно, будет ли архитектура рассматриваться с позиций гарантоспособности... скажем, подобно "Защищенным ИС" Бабаяна?.. |
Автор: | Info21 [ Пятница, 28 Сентябрь, 2012 20:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Статья о Вирте |
Владислав Жаринов писал(а): Тут на Спейсе представили: http://www.osp.ru/os/2012/06/13017106/. Полезно помнить, что этот проект вдохновлен нашей тут всехшной активностью -- переводами и прочими успехами.
В общем повторение известного, наверное. Обращает на себя внимание концовка: Ч. Северенс писал(а): ... Его нынешняя цель — закончить RISC-процессор на основе FPGA, выпустить обновленный Оберон для него и доработать книгу по этому языку, добавив главы с описанием процессора и его архитектуры.... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Пятница, 28 Сентябрь, 2012 21:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
А вот если ещё Чистяков на этот процессор перешёл бы... |
Автор: | Владислав Жаринов [ Суббота, 10 Ноябрь, 2012 21:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Содержание и методы образования в информатике |
Вот недавно была беседа с одним психологом: http://deti.fm/schedule/19523/. Пока в архив не попала, так что узловые моменты по теме. 1. Родители должны лидировать в отношениях с детьми - по теории, которую она разделяет, это снимает с ребёнка ненужные нагрузки и позволяет ему естественно развиваться во взрослого. 2. Поскольку до определённого возраста (5..6 лет) ребёнок не способен "держать в уме более одной идеи (целевой установки) одновременно" - то до этого момента не следует ставить его в ситуацию, требующую планирования деятельности, а также и учить этому. Т.е. и алгоритмике тоже. Далее, ессно, нужно учить с оглядкой уже на формирование способности к абстрагированию к 12 годам. В связи с этим были некоторые мысли. Однако интересно, что кто думает об этом... и не только абстрактно... P.S. В архиве: http://deti.fm/f/programs/tdv/11%2006%20TDV%20(O_Pisarik)%201.mp3 - часть 1. http://deti.fm/f/programs/tdv/11%2006%20TDV%20(O_Pisarik)%202.mp3 - часть 2. |
Автор: | Владислав Жаринов [ Понедельник, 12 Ноябрь, 2012 09:14 ] |
Заголовок сообщения: | Развитие на базе привязанности и инфор-образование :) |
Уточню, к каким конкретным вещам имеет отношение сказанное в предыдущем посте. Кстати, сегодня по программе повтор - в 23 мск. Также Писарик ведёт ЖЖ на эту тему "Заботливая альфа": http://alpha-parenting.livejournal.com/. Сейчас довольно активно пересматривают подход к преподаванию информатики - и алгоритмики в частности. При этом иногда высказываются за то, чтобы учить прямо с начала детского сада - т.е. с 3..4 лет. Как-то мне это не казалось оправданным - теперь понятно, почему... Что, думаю, не отменяет возможности как-то готовить к восприятию "многих идей"... Как один из основных принципов лидерства высказывается следующий - нужно спокойно вводить те или иные ограничения желаний ребёнка. При этом разделяя его огорчение по этому поводу - что с позиций "одной ведущей идеи" оказывается психологически правильным. Но и подтверждая - да, это не совпадает с твоими сиюминутными желаниями, но это так и не будет иначе. Тогда и огорчение постепенно перестаёт возникать... А потаканием всем желаниям привязанности и уверенности маленького человека не обеспечишь... и его способности к саморазвитию тоже... Кстати, там же указывается и на то, что есть разница между тем, что в известном анекдоте обозначено - "командир приказывает: Делай, как я!, а замполит: Делай, как я говорю!" - (курсив мой): О. Писарик в http://alpha-parenting.livejournal.com/1094.html писал(а): ... - это и к тому, что обсуждалось здесь: viewtopic.php?p=75057#p75057. Что жизнеспособность формируется не тем, что мама и папа чего-то там добились "в стороне" от ребёнка, зато теперь могут "удовлетворить все его матпотребности - ну а духпотребности разовьются в соответствии" ((С) Понедельник начинается в субботу) - а тем, что кто-то из них каждый момент может поддержать каждого ребёнка в его конкретной ситуации развития...Чтобы успешно развиваться, дети всегда должны быть в зависимой позиции, а взрослые – в позиции заботливой альфы, когда вы не просто знаете ответы на их вопросы, вы сами являетесь ответом на все их вопросы и все их нужды. Это очень важно и в ответ вызывает желание опереться на вас." ... И тут такая штука. Вроде речь о маленьких детях. Однако, во-первых, перекликается со вневозрастным образом учителя у Усова - ведь различные "приёмы объяснения" нарабатываются именно для того, чтобы быть опорой ученику... Во-вторых, то, что говорит Лаптев о первых итогах применения структурного редактора, наводит на мысль, что подход работает и для детей 18+... Правда, у них возрастные особенности свои - но и ситуация лидерства структурирована здесь иначе. Роль ограничителя фактически возложена на редактор как компонент предметной среды. Это он "не даёт" - а человек объясняет, почему "недопустимо разрешать неправильный результат мышления. Его надо запретить." ((С) сапиенти сат, откуда)...
Какие выводы можно сделать? Прежде всего - учителю, вставшему на путь "институционального" образования людей, вышедших из детского возраста, нужно не просто "знать все ответы" (что в случае группы Лаптева должно достигаться как раз в работе над системой автоматизированных оценок прежде всего). Но нужно и самому создавать продукты именно в этой среде. Тем самым одновременно и "выступая в роли не замполита, но командира" - и "набивая шишки" те, от которых надо избавить и ученика... и пользователя того, что уже этот ученик создаст... И взаимосвязанно - нужна сильная методическая поддержка работы. Которую тоже лучше бы реализовать в форме документов среды. Для чего нужна концепция её документа, развитая на уровне (и даже лучше) известного "текста как интерфейса"... Ну и конечно - при таком подходе надо уметь понимать, кто на каком уровне находится. Кому когда "отпускать вожжи" - в частности, показывать, когда и для чего надо "раз-другой в год" нарушать структурность программ, на что указывают Усов и Тюгашев. И кому дать не только методы поиска решения - но и готовые решения для облегчения самостоятельной работы там, где он не силён (и ничего уже с этим не поделаешь) - и до какого момента не давать, чтобы уже сформировались способности к творчеству во всём, в чём всё-таки можно этого ожидать... В общем опять же - не торопиться, а всматриваться по возможности в каждого ученика. Для чего максимально исключить рутину или переложить её на средства поддержки... |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |