OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Пятница, 29 Март, 2024 01:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 13:02 

Зарегистрирован: Понедельник, 23 Март, 2009 10:35
Сообщения: 98
Откуда: Ханты-Мансийск
Андрей Русаков
КСО и Метаморфозы метода Ривина. Виталий Дьяченко

В архиве глава из книги В.К.Дьяченко «Новая дидактика» (2001).
А.Г. РИВИН (1878-1944), СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И РЕФОРМА ШКОЛЫ


Вложения:
Дьяченко_о_Ривине_1.zip [22.8 КБ]
Скачиваний: 318
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 13:27 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Цитата:
Но именно в теории КСО ещё в пятидесятые годы впервые в российской истории было заявлено то, о чем другие решатся заговорить лишь в восьмидесятые: «Сущность обучения — общение…».

Банальная фраза не пойми о чём. Общения кого с кем? Важно ли, кто является другой стороной общения? и т.п.
Основной механизм обучения - общение. Но механизм и сущность - вещи разные.

Цитата:
И наоборот: эти же идеи обвиняли в показной псевдореволюционности, в превращении учёбы в беспорядочную и непродуктивную суету. Однако метод Ривина раз за разом демонстрировал возможность успешного обучения всех тем знаниям и в том объёме, которые были востребованы самими учащимися.


Сущность образования как раз в передаче тех знаний, которые ещё не востребованы ни учащимися, ни часто даже их родителями.

А про сами методы работы Ривина - ведь произошли они (как и популярные методы Монтессори) из коррекционной педагогики. Использовать их во многих случаях наверняка можно. В ряду с многими другими приёмами.

=====
У меня вот давно стоит педагогическая задача - как снабдить всех студентов индивидуальными заданиями по каждой теме (задания на написание программ), но при этом не потратить море времени на их проверку. Как советует ТРИЗ :), формулируем идеальное решение: хорошо бы студенты проверяли друг друга сами. Как принудить их это делать?
Сейчас придумал. Группа делится на "команды" человек по 5-6. Это команды НЕ для коллективной работы. Задания у всех индивидуальные. Но я проверяю решения только у одного случайно выбранного человека из команды. И далее все 5 или 6 человек получают одинаковую оценку, по вот этой проверенной работе. Таким образом, они проверяют друг у друга очень внимательно, потому что своя оценка с вероятностью 5/6 будет зависеть от правильности чужой работы :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 13:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Цитата:
Организаторы сначала пытались просто брать учебник математики, вырезали из него страницы и наклеивали их на карточки. Материал получался непригодный. Слишком подробная разработка тем в учебнике, направленная на индивидуальное чтение-изучение, не давала работы для пары. Каждый учащийся индивидуально прочитывал текст и считал, что он всё в нём понял. Не было повода, чтобы спорить, беседовать, всё разъяснял автор учебника. Для того чтобы на тему, изложенную на карточке, в паре шла живая беседа-спор, в карточках должны быть недоговоренности, которые заставляли бы учащихся думать и каким-то образом объяснить то, что не объяснено было в задании.


Смотрите: учебник, оказывается, "не даёт работы для пары". "Всё разъяснял автор учебника".
Это хорошо или плохо, что "всё разъяснял"?

Здесь есть тонкое противоречие между тем, какие есть задачи: есть задача научить конкретному предмету и есть задача научить приёмам мышления - вплоть до неординарного, творческого.

Если задача научить некоторому предмету, то в этой задаче нужно передать быстро, эффективно основной опыт, накопленный предшественниками. Сам человек просто не успеет воспроизвести этот путь. Он неизбежно будет повторять те же грабли, по которым ходили предшественники и которые они уже обошли и изложили в учебниках пути обхода. Мы это видим постоянно на примере самоучек-программистов. Если бы я не прочёл в 2005 г. у Ткачёва про схемы циклов, а потом не прочёл у Дейкстры "Дисциплину программирования", я бы так и писал линейный поиск через break :) Потому что НЕРЕАЛЬНО додуматься самому, не будучи уже корифеем в предмете. Если стоит задача быстро "добросить" обучающегося на передний рубеж дисциплины, чтобы он мог вливаться потом в работы по ней, то тут не до развития "неординарного" мышления.

Моё мнение - развивать "неординарное" мышление нужно отдельными способами, не экспериментируя на изложении учебного материала. Это - отдельная задача. И неординарность неординарности рознь. Часто эта неординарность проявляется только в стремлении всё сделать через свою, особо найденную ж... :) (за примерами в среде юных программистов ходить далеко не надо). Настоящее неординарное мышление должно ставить целью эффективное решение сложных задач (а не поиск своих особых комбинаций для решения давно решённых). Это второй умотип "по Ткачёву". Я считаю ещё в таком мышлении очень важным навыки нахождения подобия (изоморфизма) между внешне, по форме непохожими структурами. Когда человек легко видит глубинное сходство внешне разных явлений (например, конструкций ЯП) и наоборот, легко выражает один и тот же смысл в разных формах. Математика, программирование и работа с текстами (перевод), про что говорит Info21, развивает это навык ("прокачивает" мозг) лучше, чем любые "нестандартные" подходы к обучению.

А суть этих "нестадартных" обычно в том, что "как бы так без сильного труда и сильной мотивации получить неплохой результат". Для массовой педагогики такая постановка вопроса тоже, думаю, актуальна. Повышение качества образования у немотивированной части учащихся - тоже важно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 14:05 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 18:55
Сообщения: 2272
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Илья Ермаков писал(а):
И далее все 5 или 6 человек получают одинаковую оценку, по вот этой проверенной работе. Таким образом, они проверяют друг у друга очень внимательно, потому что своя оценка с вероятностью 5/6 будет зависеть от правильности чужой работы :)
Представьте, что одному студенту надо получить "отлично", а другие вполне согласны на "хорошо". Тогда все 5-6 программ будут совершенно добровольно написаны одним и тем же студентом, которому надо "отлично".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 14:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Это зависит от групп. У меня сейчас идут равномерно-сильные группы. В них нет случаев, когда кто-нибудь совсем ничего не делает. Поэтому кто кому поможет - для меня незначительные детали. Пускай разбираются как хотят, главное, что им придётся в каком-то объёме поработать дома.
Сначала хотел давать задания на группу, потом понял, что если давать индивидуальные, при групповой оценке, то менее вероятна ситуация, что всё будет решать один.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 17 Октябрь, 2011 17:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Сергей Губанов писал(а):
Илья Ермаков писал(а):
И далее все 5 или 6 человек получают одинаковую оценку, по вот этой проверенной работе. Таким образом, они проверяют друг у друга очень внимательно, потому что своя оценка с вероятностью 5/6 будет зависеть от правильности чужой работы :)
Представьте, что одному студенту надо получить "отлично", а другие вполне согласны на "хорошо". Тогда все 5-6 программ будут совершенно добровольно написаны одним и тем же студентом, которому надо "отлично".
Может, какая-нибудь анонимизация-рандомизация поможет? Идея-то интересная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 18 Октябрь, 2011 06:09 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Дык и Илья говорит, что работу в бригаде выбирает случайно. А тема-то у каждого своя. И получается, чтобы написать "за всех" - надо сначала угадать, чью тему выберет препод... :) Если не угадали - все попадают, допустим, в "чёрный список", где у каждого до конца семестра проверяют индивидуально... :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2024, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB