OberonCore
https://forum.oberoncore.ru/

А.Б. Шур о проблемах преподавания математики
https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=76&t=3577
Страница 1 из 1

Автор:  Илья Ермаков [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 12:26 ]
Заголовок сообщения:  А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Сильные мысли об имеющихся проблемах и в какую сторону что надо менять.

Прикладываю PDF-презентацию - 1-ю из 4 лекций "О проблемах преподавания математики".

Вложение:
л1_матвуз.pdf [663.22 КБ]
Скачиваний: 355


Всё это брал здесь: http://www.pretich.narod.ru/Zemlia/mate ... or_ch.html, там есть ещё его пособие по математике.
Также он хвалит В. Босса "Лекции по математике".

Автор:  Info21 [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 13:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Илья Ермаков писал(а):
Сильные мысли ...
А как Вы оценили, что "сильные" именно "мысли", а не, скажем, "выражения"? :)

Автор:  Илья Ермаков [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 13:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Потому что не в воздухе подвешенные, а из-опытные - и совпадающие с собственным опытом :)

Автор:  Info21 [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 14:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Илья Ермаков писал(а):
Потому что не в воздухе подвешенные, а из-опытные - и совпадающие с собственным опытом :)
По-моему, там любопытен только "измерительный факт" -- насчет построения студентами 3-го курса производной от ступенчатой функции.

Всё остальное -- "обобщенное камлание" из банальностей.

Автор:  Илья Ермаков [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Ну, для нас здесь многие тезисы о преподавании информатики тоже банальны, но они либо неприняты, либо откровение для всех остальных.

Автор:  albobin [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 15:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Если в техническом вузе, а тем более в университете, такие простейшие тесты проходят такой малый процент студентов, то надо решительно отсеивать и чем раньше тем лучше, после первого же семестра (это как испытательный срок).
PS.
Про книги Босса (говорят, что псевдоним) интересно было бы услышать мнение. Идея его показалась очень привлекательной.
Почитать, чтобы вспомнить или ознакомиться - самое то.

Автор:  Info21 [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 18:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Илья Ермаков писал(а):
Ну, для нас здесь многие тезисы о преподавании информатики тоже банальны, но они либо неприняты, либо откровение для всех остальных.
Информатика -- слишком новая дисциплина. А математика -- очень даже старая.

Так что тамошние тезисы вовсе не откровение, ни в каком смысле.

Более того, они недодуманные.
Например, от "повторенье -- мать ученья" переход к "выучиванию без понимания" -- это как?
Выучивание с пониманием точно так же требует повторения.
Новый синапсы оформляются повторным прохождением сигнала.

Без повторенья -- только если сопровождать научение электрошоком или имитацией расстрела :)
Но "шоковый" способ много раз не сработает.

Впрочем, про повторенье он говорит на самом деле.
То есть сам себе противоречит :)

****

Проблема не в том, что никто не понимает этих банальностей, а в
1) неизбежной массовости системы образования (проецируем знание на поток студней, что застрянет в мозгах -- то застрянет)
2) дороговизне (в разных смыслах) более тщательного (более индивидуализированного) подхода
3) дороговизне разработки методик, отличных от массовых (пункт 1).

Автор:  Владислав Жаринов [ Среда, 28 Сентябрь, 2011 20:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Да, в самом пособии у Шура конкретики больше. Вообще показ аналогий из разных предметок через общность матмоделей представляется хорошим делом.
    Помню, как, взявшись отроком за расчёт колонок, почитал справочник по акустике... где как раз был среди прочего ряд электроакустических аналогий... так и узнал, что динамик с оформлением можно представить как RLC-цепь... :)
А математика в школе - как и здесь говорится, отдельно ото всего была.
    Кстати, размышления насчёт повторения вообще-то с филологической точки зрения не случайны... возможно, Шур и тот, кого он цитируют, не в курсе, что фраза в оригинале звучит как "Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев". :) Из того же разряда и "Исключением поверяется правило", и "В здоровом теле здоровый дух - редкая удача!"... :D
Хотя по поводу практическому - насчёт синапсов спорить не буду. :) Вероятно, древние просто заметили, что у лентяев оформляется за большее число раз... :wink:

А насчёт понятного изложения предмета правильно, думаю. Вот и у Успенского ставится этот вопрос. Чтобы уделить больше внимания междисциплинарным связям - и именно на разных приложениях одного матемаппарата набирать количество тех самых повторений, а не на заталдычивании этого самого аппарата как "вещи в себе". Только прав Фёдор Васильевич, что это более тщательного подхода требует - на который не больно-то кто идёт...
С другой стороны, проблема-то назрела. Вот взять этот пост. Начинается (в очередной расширенной редакции - уже и заканчивается :wink:) такими антинацистскими лозунгами в связи со всем уже известной методологией визуализации... :) а в середине - такой же точно сегрегационизм, только по иному основанию - сумел выучить математику нынешними методами или нет. Прям по "доктору" Хассу - "человек-математик"... И та же [конц]лагерная риторика - "неполноценных в дворники", "надорвался - на пенсию" (кто её платить-то будет? :wink:).
Хотя что взять, если до сих пор поиску инвариантов не учат? Вот и не может чел увидеть в своей позиции частный случай критикуемой (причём после приписывания другому того, что весьма сомнительно там обнаружить :wink:). И всё, заметим, ради обоснования "мейнстрима" - и чтобы опять Паскаль с Обероном лягнуть (предварительно отождествив их). М.б., и в математике пора "мейнстрим изложения" увидеть... с той же "избыточной сложностью"?..

Автор:  Info21 [ Четверг, 29 Сентябрь, 2011 10:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Драконограф писал(а):
"Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев".
"Исключением поверяется правило",
"В здоровом теле здоровый дух - редкая удача!"
Спасибо, мне эти примеры страшно в жилу.

Вот про исключение: давно себе сформулировал, что на самом деле смысл "подтверждения" в том, что обычно можно указать причину, почему конкретное исключение нарушает конкретное правило.
А в вышеприведенной формулировке этот смысл довольно явно выражен.

----
Общее правило: гуляющие мемы оббиваются для более легкого распространения по мозгам, и чем они шырше распространяются, тем к более посредственным мозгам они "прибиты". Впрочем, кажется, про это я уже говорил...

Автор:  Info21 [ Четверг, 29 Сентябрь, 2011 10:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Драконограф писал(а):
взять этот пост.
Да, клиника.

А в математике избыточная сложность тоже есть. Она всюду есть в изрядных количествах. Просто с децтва привыкши не всё замечаешь.

Автор:  Владислав Жаринов [ Суббота, 01 Октябрь, 2011 12:15 ]
Заголовок сообщения:  А.Б. Шур и М-И-Я

Я, собственно, это больше к сказанному здесь:
Драконограф в viewtopic.php?f=79&t=3565#p65481 писал(а):
...
Вообще появление техноязыка и шампур-метода проявило ту вещь, что широкое распространение ИТ требует в школе изучения дисциплины "Формальные языки" - как части и математики, и информатики и в связи с предметами "Родной/иностранный язык". Вот на том же форуме сколько Владимир Даниелович (а в основном Илья Евгеньевич) говорили, почему ДРАКОН является языком... взрослым дядям-специалистам вроде... :) И здесь как взялись совершенствовать - так вылезли те же грабли... ;) Впрочем, это по формуле "Математика-Информатика-Языки"... которую ещё предстоит выводить "для всех"... и шампур-метод, чтобы занять в ней достойное место, должен выйти из "пелёнок исходности"... ;) :|
Это можно конкретизировать в контексте Информатики-21 - но здесь будет, пожалуй, не в тему, поэтому помещаю там, где обсуждение литературы. Конкретно - в этой теме.

Опять уточню - речь не о проспекте, а о самом пособии. Кстати, оно уже упоминалось ранее - здесь. Но дам здесь ссылку на актуальную версию, пожалуй:
http://deming.ru/Statyi/ShurBiblioteka.htm

По ранее упомянутым здесь примерам аналогии моделирования электрических и механических систем сделал выдержку (см. в этом посте).

Автор:  Info21 [ Четверг, 06 Октябрь, 2011 09:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур и М-И-Я

Драконограф писал(а):
Иначе говоря - это книга, раскрывающая суть формулы М-И-Я уже для учней.
Эту суть не учням надо раскрывать, а учителям.

Учням же надо просто давать правильные задачки.
Формула спрятана в выборе задачек -- и в тех поправляющих замечаниях, которые сделает препод по ходу.

Автор:  Владислав Жаринов [ Четверг, 06 Октябрь, 2011 13:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Да... наверное, поэтому и я всё возвращаюсь к "Решению сложных задач" Виталия Валерьевича. :) Дал задачку - и раскрыл в связи с этим какую-то новую грань... А при этом путь рассуждений всё равно предлагается единый, естественный - качественное-математическое-информатическое...

Автор:  Владислав Жаринов [ Пятница, 07 Октябрь, 2011 20:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Ваше замечание можно и развить. Но здесь оффтопик - поэтому в отдельной теме.

Автор:  Илья Ермаков [ Понедельник, 19 Декабрь, 2011 15:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Коллеги, мне пришло письмо от А. Шура.

Александр Борисович пишет, что хотел бы ответить высказавшимся здесь участникам на некоторые замечания, но не хотел бы вмешиваться в "непрофильный" форум.
Его просьба - проинформировать здесь вам об адресах его блога:

Цитата:
У меня есть ответы по некоторым репликам в мой адрес, но я не
стал включаться в дискуссию, т.к. мне кажется, что эта тема
не совсем подходит к направлению Вашей конференции, и мои
ответы не найдут заинтересованных читателей, а я ограничен
во времени и силах. К тому же, всегда испытываю затруднения
при регистрациях на форумах (не понимаю, в чем дело).

Но все же хочу Вас адресовать к моим блогам
http://elementy.ru/blogs/users/ashur/,

http://elementy.ru/blogs/users/ashur/54520/,

и имеющимся там отсылкам.

Возможно, я свои ответы размещу там же.

Как Вы должны были понять, эти работы - результат не
основной, а побочной моей деятельности. Но все же,
хотелось бы, чтобы они попадали по назначению.

Если можно, я просил бы проинформировать Ваших читателей
об указанных адресах.

С уважением, А.Шур

Автор:  Владислав Жаринов [ Вторник, 20 Декабрь, 2011 08:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Пожалуй, здесь существенно также это:
А.Б. Шур в http://elementy.ru/blogs/users/ashur/54520/ писал(а):
...
И нашлись люди, которые помогли
разместить его на солидном сайте [1], выделив место для моей авторской
библиотеки http://deming.ru/Statyi/ShurBiblioteka.htm
...
Загадочны законы распространения информации - регулярно обновляемая версия на сайте [1] посещается во много раз реже.

Мне не удалось договориться с издателями сайта [2] о замене их файла
на более новый. Они просто перестали отвечать на мои письма.

И все же, свою роль этот сайт сыграл. Здесь пособие нашло своего читателя, точнее, читатель нашел его.

Есть и другие самодеятельные распространители, но мне неизвестна их
статистика.

Но пользователи несут определенные потери из-за того, что пособие
не совсем "то". В чем недостатки этой версии?

Прежде всего, незавершеность - в конце последней главы ясно указано: "продолжение следует".

Имеются стилистические погрешности. В последующих версиях внесена
дополнительная редакторская правка.

Имеются мелкие ошибки и чисто компьютерные накладки.

Некоторые формулы в разных ОС читаются по-разному. Иногда греческие
буквы превращаются в нечто невразумительное.

В основной версии эти накладки по мере выявления устраняются.

Разумеется, и основная версия не лишена недостатков, и главный из них
- неполнота. Но тут я рассчитываю на продолжателей, что в моем
возрасте достаточно естественно.
...
Короче, пользуемся правильным источником. :)

Автор:  Илья Ермаков [ Понедельник, 23 Январь, 2012 12:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

А.Б. Шур
"Уйти от экстенсивности"
http://www.ecolife.ru/edu-blog/?p=191

Цитата:
...
Антипод экстенсивности – интенсивность. Само это слово провоцирует вопрос о перегрузке. Я под интенсивностью в данном контексте понимаю достижение максимального результата при минимуме усилий и затрат. Ведь бессонные ночи, зубрежка и корпение над учебниками и заданиями – это та же экстенсивность, только не оптом, а в розницу.
Моя цель – показать реальную достижимость интенсивного (в указанном смысле!) пути. И сделать это я хочу на примере самой проблемной из школьных наук – высшей математики (ВМ). Роль ее в образовании уникальна, но, как ни странно, и посейчас далеко не всеми понята.
Если школьные проблемы ВМ по-настоящему осознать и решить, то аналогичные вузовские проблемы переместятся на новый, более высокий уровень. Но пока этого не произошло, о тех и других приходится говорить как об одном и том же, поскольку не сделанное в школе неизбежно приходится доделывать и переделывать в вузе. Либо математическое образование оказывается попросту фиктивным (что и наблюдается).
...
Все способы повышения интенсивности подразделяются на два пути. Один основан на использовании педагогической техники. Другой – на принципах онтодидактики. Признавая значимость первого, я буду говорить преимущественно о втором.
Напомню, что онтодидактика подразумевает вторжение в глубину изучаемой науки, с переработкой, иногда радикальной, содержания и способов изложения в научном плане [2].
...

Автор:  Info21 [ Понедельник, 23 Январь, 2012 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Б. Шур о проблемах преподавания математики

Илья Ермаков писал(а):
А.Б. Шур
"Уйти от экстенсивности"
http://www.ecolife.ru/edu-blog/?p=191
...
Цитата:
онтодидактика подразумевает вторжение в глубину изучаемой науки, с переработкой, иногда радикальной, содержания и способов изложения в научном плане [2].
Что попытка что-то объяснить (как и это что-то куда-то приложить) позволяет прояснить предмет -- общее место. Тот же Оберон.

Но здесь оно как-то мудрёно выражено.
Сам люблю сложные слова, но "онтодидактика" представляется надуманным понятием. По кр. мере на первый взгляд.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/