OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Воскресенье, 16 Декабрь, 2018 11:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 12:26 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9062
Откуда: Россия, Орёл
Сильные мысли об имеющихся проблемах и в какую сторону что надо менять.

Прикладываю PDF-презентацию - 1-ю из 4 лекций "О проблемах преподавания математики".

Вложение:
л1_матвуз.pdf [663.22 КБ]
Скачиваний: 287


Всё это брал здесь: http://www.pretich.narod.ru/Zemlia/mate ... or_ch.html, там есть ещё его пособие по математике.
Также он хвалит В. Босса "Лекции по математике".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 13:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Илья Ермаков писал(а):
Сильные мысли ...
А как Вы оценили, что "сильные" именно "мысли", а не, скажем, "выражения"? :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 13:29 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9062
Откуда: Россия, Орёл
Потому что не в воздухе подвешенные, а из-опытные - и совпадающие с собственным опытом :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 14:36 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Илья Ермаков писал(а):
Потому что не в воздухе подвешенные, а из-опытные - и совпадающие с собственным опытом :)
По-моему, там любопытен только "измерительный факт" -- насчет построения студентами 3-го курса производной от ступенчатой функции.

Всё остальное -- "обобщенное камлание" из банальностей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 15:14 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9062
Откуда: Россия, Орёл
Ну, для нас здесь многие тезисы о преподавании информатики тоже банальны, но они либо неприняты, либо откровение для всех остальных.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 15:37 

Зарегистрирован: Пятница, 20 Июль, 2007 17:26
Сообщения: 683
Откуда: Псков
Если в техническом вузе, а тем более в университете, такие простейшие тесты проходят такой малый процент студентов, то надо решительно отсеивать и чем раньше тем лучше, после первого же семестра (это как испытательный срок).
PS.
Про книги Босса (говорят, что псевдоним) интересно было бы услышать мнение. Идея его показалась очень привлекательной.
Почитать, чтобы вспомнить или ознакомиться - самое то.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 18:25 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Илья Ермаков писал(а):
Ну, для нас здесь многие тезисы о преподавании информатики тоже банальны, но они либо неприняты, либо откровение для всех остальных.
Информатика -- слишком новая дисциплина. А математика -- очень даже старая.

Так что тамошние тезисы вовсе не откровение, ни в каком смысле.

Более того, они недодуманные.
Например, от "повторенье -- мать ученья" переход к "выучиванию без понимания" -- это как?
Выучивание с пониманием точно так же требует повторения.
Новый синапсы оформляются повторным прохождением сигнала.

Без повторенья -- только если сопровождать научение электрошоком или имитацией расстрела :)
Но "шоковый" способ много раз не сработает.

Впрочем, про повторенье он говорит на самом деле.
То есть сам себе противоречит :)

****

Проблема не в том, что никто не понимает этих банальностей, а в
1) неизбежной массовости системы образования (проецируем знание на поток студней, что застрянет в мозгах -- то застрянет)
2) дороговизне (в разных смыслах) более тщательного (более индивидуализированного) подхода
3) дороговизне разработки методик, отличных от массовых (пункт 1).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Среда, 28 Сентябрь, 2011 20:39 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Да, в самом пособии у Шура конкретики больше. Вообще показ аналогий из разных предметок через общность матмоделей представляется хорошим делом.
    Помню, как, взявшись отроком за расчёт колонок, почитал справочник по акустике... где как раз был среди прочего ряд электроакустических аналогий... так и узнал, что динамик с оформлением можно представить как RLC-цепь... :)
А математика в школе - как и здесь говорится, отдельно ото всего была.
    Кстати, размышления насчёт повторения вообще-то с филологической точки зрения не случайны... возможно, Шур и тот, кого он цитируют, не в курсе, что фраза в оригинале звучит как "Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев". :) Из того же разряда и "Исключением поверяется правило", и "В здоровом теле здоровый дух - редкая удача!"... :D
Хотя по поводу практическому - насчёт синапсов спорить не буду. :) Вероятно, древние просто заметили, что у лентяев оформляется за большее число раз... :wink:

А насчёт понятного изложения предмета правильно, думаю. Вот и у Успенского ставится этот вопрос. Чтобы уделить больше внимания междисциплинарным связям - и именно на разных приложениях одного матемаппарата набирать количество тех самых повторений, а не на заталдычивании этого самого аппарата как "вещи в себе". Только прав Фёдор Васильевич, что это более тщательного подхода требует - на который не больно-то кто идёт...
С другой стороны, проблема-то назрела. Вот взять этот пост. Начинается (в очередной расширенной редакции - уже и заканчивается :wink:) такими антинацистскими лозунгами в связи со всем уже известной методологией визуализации... :) а в середине - такой же точно сегрегационизм, только по иному основанию - сумел выучить математику нынешними методами или нет. Прям по "доктору" Хассу - "человек-математик"... И та же [конц]лагерная риторика - "неполноценных в дворники", "надорвался - на пенсию" (кто её платить-то будет? :wink:).
Хотя что взять, если до сих пор поиску инвариантов не учат? Вот и не может чел увидеть в своей позиции частный случай критикуемой (причём после приписывания другому того, что весьма сомнительно там обнаружить :wink:). И всё, заметим, ради обоснования "мейнстрима" - и чтобы опять Паскаль с Обероном лягнуть (предварительно отождествив их). М.б., и в математике пора "мейнстрим изложения" увидеть... с той же "избыточной сложностью"?..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 29 Сентябрь, 2011 10:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Драконограф писал(а):
"Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев".
"Исключением поверяется правило",
"В здоровом теле здоровый дух - редкая удача!"
Спасибо, мне эти примеры страшно в жилу.

Вот про исключение: давно себе сформулировал, что на самом деле смысл "подтверждения" в том, что обычно можно указать причину, почему конкретное исключение нарушает конкретное правило.
А в вышеприведенной формулировке этот смысл довольно явно выражен.

----
Общее правило: гуляющие мемы оббиваются для более легкого распространения по мозгам, и чем они шырше распространяются, тем к более посредственным мозгам они "прибиты". Впрочем, кажется, про это я уже говорил...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 29 Сентябрь, 2011 10:15 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Драконограф писал(а):
взять этот пост.
Да, клиника.

А в математике избыточная сложность тоже есть. Она всюду есть в изрядных количествах. Просто с децтва привыкши не всё замечаешь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: А.Б. Шур и М-И-Я
СообщениеДобавлено: Суббота, 01 Октябрь, 2011 12:15 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Я, собственно, это больше к сказанному здесь:
Драконограф в viewtopic.php?f=79&t=3565#p65481 писал(а):
...
Вообще появление техноязыка и шампур-метода проявило ту вещь, что широкое распространение ИТ требует в школе изучения дисциплины "Формальные языки" - как части и математики, и информатики и в связи с предметами "Родной/иностранный язык". Вот на том же форуме сколько Владимир Даниелович (а в основном Илья Евгеньевич) говорили, почему ДРАКОН является языком... взрослым дядям-специалистам вроде... :) И здесь как взялись совершенствовать - так вылезли те же грабли... ;) Впрочем, это по формуле "Математика-Информатика-Языки"... которую ещё предстоит выводить "для всех"... и шампур-метод, чтобы занять в ней достойное место, должен выйти из "пелёнок исходности"... ;) :|
Это можно конкретизировать в контексте Информатики-21 - но здесь будет, пожалуй, не в тему, поэтому помещаю там, где обсуждение литературы. Конкретно - в этой теме.

Опять уточню - речь не о проспекте, а о самом пособии. Кстати, оно уже упоминалось ранее - здесь. Но дам здесь ссылку на актуальную версию, пожалуй:
http://deming.ru/Statyi/ShurBiblioteka.htm

По ранее упомянутым здесь примерам аналогии моделирования электрических и механических систем сделал выдержку (см. в этом посте).


Последний раз редактировалось Владислав Жаринов Вторник, 20 Декабрь, 2011 08:56, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: А.Б. Шур и М-И-Я
СообщениеДобавлено: Четверг, 06 Октябрь, 2011 09:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Драконограф писал(а):
Иначе говоря - это книга, раскрывающая суть формулы М-И-Я уже для учней.
Эту суть не учням надо раскрывать, а учителям.

Учням же надо просто давать правильные задачки.
Формула спрятана в выборе задачек -- и в тех поправляющих замечаниях, которые сделает препод по ходу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Четверг, 06 Октябрь, 2011 13:15 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Да... наверное, поэтому и я всё возвращаюсь к "Решению сложных задач" Виталия Валерьевича. :) Дал задачку - и раскрыл в связи с этим какую-то новую грань... А при этом путь рассуждений всё равно предлагается единый, естественный - качественное-математическое-информатическое...


Последний раз редактировалось Владислав Жаринов Суббота, 03 Декабрь, 2011 07:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Октябрь, 2011 20:37 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Ваше замечание можно и развить. Но здесь оффтопик - поэтому в отдельной теме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 19 Декабрь, 2011 15:23 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9062
Откуда: Россия, Орёл
Коллеги, мне пришло письмо от А. Шура.

Александр Борисович пишет, что хотел бы ответить высказавшимся здесь участникам на некоторые замечания, но не хотел бы вмешиваться в "непрофильный" форум.
Его просьба - проинформировать здесь вам об адресах его блога:

Цитата:
У меня есть ответы по некоторым репликам в мой адрес, но я не
стал включаться в дискуссию, т.к. мне кажется, что эта тема
не совсем подходит к направлению Вашей конференции, и мои
ответы не найдут заинтересованных читателей, а я ограничен
во времени и силах. К тому же, всегда испытываю затруднения
при регистрациях на форумах (не понимаю, в чем дело).

Но все же хочу Вас адресовать к моим блогам
http://elementy.ru/blogs/users/ashur/,

http://elementy.ru/blogs/users/ashur/54520/,

и имеющимся там отсылкам.

Возможно, я свои ответы размещу там же.

Как Вы должны были понять, эти работы - результат не
основной, а побочной моей деятельности. Но все же,
хотелось бы, чтобы они попадали по назначению.

Если можно, я просил бы проинформировать Ваших читателей
об указанных адресах.

С уважением, А.Шур


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 20 Декабрь, 2011 08:51 

Зарегистрирован: Воскресенье, 01 Ноябрь, 2009 05:13
Сообщения: 2046
Пожалуй, здесь существенно также это:
А.Б. Шур в http://elementy.ru/blogs/users/ashur/54520/ писал(а):
...
И нашлись люди, которые помогли
разместить его на солидном сайте [1], выделив место для моей авторской
библиотеки http://deming.ru/Statyi/ShurBiblioteka.htm
...
Загадочны законы распространения информации - регулярно обновляемая версия на сайте [1] посещается во много раз реже.

Мне не удалось договориться с издателями сайта [2] о замене их файла
на более новый. Они просто перестали отвечать на мои письма.

И все же, свою роль этот сайт сыграл. Здесь пособие нашло своего читателя, точнее, читатель нашел его.

Есть и другие самодеятельные распространители, но мне неизвестна их
статистика.

Но пользователи несут определенные потери из-за того, что пособие
не совсем "то". В чем недостатки этой версии?

Прежде всего, незавершеность - в конце последней главы ясно указано: "продолжение следует".

Имеются стилистические погрешности. В последующих версиях внесена
дополнительная редакторская правка.

Имеются мелкие ошибки и чисто компьютерные накладки.

Некоторые формулы в разных ОС читаются по-разному. Иногда греческие
буквы превращаются в нечто невразумительное.

В основной версии эти накладки по мере выявления устраняются.

Разумеется, и основная версия не лишена недостатков, и главный из них
- неполнота. Но тут я рассчитываю на продолжателей, что в моем
возрасте достаточно естественно.
...
Короче, пользуемся правильным источником. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 23 Январь, 2012 12:03 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9062
Откуда: Россия, Орёл
А.Б. Шур
"Уйти от экстенсивности"
http://www.ecolife.ru/edu-blog/?p=191

Цитата:
...
Антипод экстенсивности – интенсивность. Само это слово провоцирует вопрос о перегрузке. Я под интенсивностью в данном контексте понимаю достижение максимального результата при минимуме усилий и затрат. Ведь бессонные ночи, зубрежка и корпение над учебниками и заданиями – это та же экстенсивность, только не оптом, а в розницу.
Моя цель – показать реальную достижимость интенсивного (в указанном смысле!) пути. И сделать это я хочу на примере самой проблемной из школьных наук – высшей математики (ВМ). Роль ее в образовании уникальна, но, как ни странно, и посейчас далеко не всеми понята.
Если школьные проблемы ВМ по-настоящему осознать и решить, то аналогичные вузовские проблемы переместятся на новый, более высокий уровень. Но пока этого не произошло, о тех и других приходится говорить как об одном и том же, поскольку не сделанное в школе неизбежно приходится доделывать и переделывать в вузе. Либо математическое образование оказывается попросту фиктивным (что и наблюдается).
...
Все способы повышения интенсивности подразделяются на два пути. Один основан на использовании педагогической техники. Другой – на принципах онтодидактики. Признавая значимость первого, я буду говорить преимущественно о втором.
Напомню, что онтодидактика подразумевает вторжение в глубину изучаемой науки, с переработкой, иногда радикальной, содержания и способов изложения в научном плане [2].
...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 23 Январь, 2012 12:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 7932
Откуда: Троицк, Москва
Илья Ермаков писал(а):
А.Б. Шур
"Уйти от экстенсивности"
http://www.ecolife.ru/edu-blog/?p=191
...
Цитата:
онтодидактика подразумевает вторжение в глубину изучаемой науки, с переработкой, иногда радикальной, содержания и способов изложения в научном плане [2].
Что попытка что-то объяснить (как и это что-то куда-то приложить) позволяет прояснить предмет -- общее место. Тот же Оберон.

Но здесь оно как-то мудрёно выражено.
Сам люблю сложные слова, но "онтодидактика" представляется надуманным понятием. По кр. мере на первый взгляд.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2018, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB