Рэйлвэй Каген писал(а):
...
Странно другое - пока мы тут увлеклись элитами, никто не возразил против описанных трансформаций
"социального лифта". Это вроде совсем не оффтоп.
Тут можно сказать и не противопоставляя Ваши позиции - и почему увлеклись, в частности.
Что, если эта картинка действительно соответствует чему-то в реальности (а в общем-то некоторую часть студней в "цивилизованных шоблах сапиенсов", наверное, можно считать "соцтуристами") - то это ведь м.б. как раз следствием того, что говорилось о неоднородности элит и способах влияния... Некоторые "активные" могут одобрять такое превращение... кстати, у нас в публикациях по профобру говорилось прямо о том же - "пусть учатся, пока нет для них работы"... только источники не смогу привести...
Кстати, вот это:
...
"Социальный туризм" легко превратится в "emergency pipe"(пож.), когда общество, осознав значительный количественный перевес "продвинутых" начнёт брать на содержание "отсталых", либо "продвинутые" вовсе не захотят делиться рентой(тут всего две крайности). Появятся все шансы для осознанного комфортного "бомжевания" продвинутых индивидов. Получается этакая модель диффузии с избирательным усилением для стадного инстинкта. Может быть даже автоколебательная
...
- близко к пониманию Коротича (который "Огонёк" в "перестройку" редактировал). Он потом много был за рубежом, несколько лет преподавал в Штатах, в частности. Можно найти в его книге
"От первого лица". Он как раз считает, что в то время в США возобладала "первая крайность"... именно в целях предотвращения подобного указанным гражданским конфликтам...
...
История не даст соврать, что именно в цивилизованном обществе вопросы(конфликты) перестали разрешаться один на один. Как ни странно, основным способом стал "шобла на шоблу" или "на одного всей шоблой". И вовсе не из-за смещения норм морали "цивилизованных" сторон, а из-за вполне осознанной необходимости иметь статистически достоверный результат на выходе ещё до начала решения вопроса. За счёт работы по тем самым цивилизованным критериям/"интерфейсам".
...
Здесь есть ещё одна грань - т.н. "цивилизованность интерфейсов" зиждется ведь часто на принципе "незнание <наших> законов не освобождает"...
Помните, как за бусы и/или "огненную воду" у аборигенов новых земель приобретались эти самые земли?.. А на закономерные претензии говорилось: "- Но ваши вожди ведь подписали? А по нашим законам раз подписано - значит, правильно... (и что из того, что не всегда прочитано - это не наши проблемы)"... И необходимость в "шоблах" (судебно-силовых), в частности, есть следствие такой "активности"... как иначе убедишь обманутых?.. Так что статистическая достоверность выступает как средство достижения конкретных групповых/личных целей силами более широких масс... Что не позволяет, однако, "перехитрить природу" - если уж решение тупиковое, то согласованность его "до начала решения" лишь гарантирует что-то на ограниченный момент... а дальше что будет, то будет...
Да, насчёт превращения одной пирамиды в другую - в
этом курсе (на с. 151) представляется концепция социального интеллекта - открытой системы, одной из основных характеристик которой является "сетевая (не пирамидальная)" структура. Только, думаю, реалистичность её осуществления зависит опять же от преобладающего среди сапиенсов умотипа...