Валерий Лаптев писал(а):
Вот еще интересная цитата:
http://az.lib.ru/z/zelinskij_f_f/text_0300.shtmlЦитата:
"Варвар удивляется, -- писал Гегель, -- когда узнает, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: он думает, что могло бы быть и иначе". Варвар не верит, что "без труда не вынешь рыбку из пруда". Он уже почти уверен, что на самом-то деле все обстоит как раз наоборот. Как же объяснить ему, что для ответа на вопрос, что такое история, надобно сначала узнать, что такое "греческая история", т. е. история в собственном смысле; а для ответа на вопрос, что такое философия, нельзя не начать с изучения греческой философии или опять-таки философии как таковой, философии в собственном смысле. И касается это всего без изъятия круга гуманитарного знания (кстати сказать, и понятия "гуманитарного" и "круга знания" -- античного происхождения).
Но стоит только сановному невежде пробить брешь в этом круге, стоит лишить школу школьной античности, под видом "приближения школы к жизни" вышвырнуть из нее сначала древние языки, потом античную историю и философию, -- и превратить ее в общедоступное всеобщее среднее образование, -- дело сделано европейская культурная традиция подорвана. Сперва поколения внутри одной страны, а потом и целые народы начинают говорить на разных языках, и -- повторяется история вавилонского столпотворения.
...
Тут, правда, не забыть бы о другом. Что та же демократия, возникнув в антике ок. 2500 лет назад как рабовладельческая, так и не стала нигде принципиально иной. Только рабов и полурабов нет-нет да и пытались эвфемистически именовать - то "бродягами" да пауперами, то "достойными помещения в работные дома", то "врагами народа", то "недочеловеками", то "гастарбайтерами" да "мигрантами"... А в общем понятие об устройстве общества оставалось на уровне, который хорошо описали Стругацкие в "Понедельнике..." ...помните, там они описывают сюжетику фантастики, и о большом пласте "цивилизованной" говорят примерно так: "рассуждения о золотом веке, когда каждый культурный гражданин может свободно творить и созидать, имея несколько рабов."
И никакое изучение "надлежащего круга", ессно, также ничего не меняло в этом. И города называли Ганнибалами и Каирами, Филадельфиями и Мемфисами... и сознание оставалось на уровне соответствующих времён...
Не, ну кое-что, конечно, модифицировалось... теперь варвар уверен, что не просто "без труда", а "без труда по созиданию реальных ценностей (одних только денежных) можно вынуть рыбку из пруда". Кстати, и "лёгкость курса и обеспеченность диплома" у "булонцев" имеют внешне убедительное обоснование - мол, высшее образование (по крайней мере, на первой ступени) имеет главной целью не приобретение "savour faire", а выработку навыка существования в коллективе... ну ясное дело, если семья (о роли и месте детей в которой при "цивилизованности" кое-что сказал
Григорян), школа (прибретающая вид "хайль-скул"... только фюреров много
) и "Главная улица" в частноиндивидуалистическом обществе учат преимущественно иному (не на словах, конечно - на поступках "уважаемых" и "успешных" граждан)...
Не потому ли, что изучали как "лучшие образцы", а не как "точки отсчёта"?..