Цитата:
Приехали к нам норвеги. Студенты и преподавтаели колледжа. Специальность «социальная работа». Вот что я у них выяснил, о том как выглядит норвежский образовательный процесс
Значит, так.
Для того, чтобы поступить в вуз, не нужно сдавать вступительные экзамены. Что же для этого нужно? Это очень интересно! Либо получить полное среднее образование (по-нашему 11 классов), либо отработать не менее 5 лет, в той сфере, по котрой собираешься учиться. В обоих случаях считается, что ты приобретаешь компетенцию, которая является равнозначной с точки зрения твоей возможности получать высшее образование. Компетенция, приобретенная в школе, называется общей, в процессе работы приобретается «реальная компетенция». Кроме того уже в школÑ �ную программу встроено профессиональное обучение.Это что-то типа наших профильных классов или УПК, но результат другой: выдается документ, дающий право быть как бы «помощником», подмастерьем в данной профессии.
Интересно, что многие студенты поступают в вуз в таком возрасте, когда у нас уже готовятся выходить на пенсию. Из пяти, гостивших у нас студентов, двум девушкам по 25 лет и трем мужчинам от 35 до 55. Это обычная картина. Там предпочитают сначала работать, а потом учиться. Как ни парадоксально это (для нас) звучит.
Обучение в вузе, к оторый называется университетский колледж, а по простому «школа», длится три года (кроме юристов и еще кого-то, медиков, что ли, те по 5 лет учатся. За эти три года студент должен набрать 180 пунктов, по 60 за каждый год.
Обучение очень насыщено практической работой, и является очень бедным, на наш взгляд, с точки зрения теории. Но это не является его недостатком, по мнению одной из студенток (рууской), которая прежде чем учиться в Норвегии, получила высшее образование в Архангельске. Теория познается из книг, списки которых даются в каждом семестре по каждому предмету. Эти книги просто приходится читать, потому что иначе ты не сможешь выполнить задания. Вообще, практика вне вуза занимает более 30% времени обучения.
Основные формы обучения в вузе, кроме практки это лекции и групповая работа. Семинарских занятий в нашем традиционном понимании просто нет.
Что такое групповая работа? С чего начать… Каждый год за курсом закрепляется индивидуальный куратор, который читает большинство предметов и который по своему усмотрению разбивает курс на группы по 4-5 человек. Групповая работа бывает двух видов однодневная (редко)и недельная (чаще). Кроме того, часто для групповой работы привлекаются все смежные специальности факльтета, которые образуют группы по «специалисту» от каждой специальности в группе. Такая работа обычно бывает однодневной.
В чем смысл групповой работы? В коллективном выполнении какого-либо проекта, разработки. Общую тему группе дает куратор, но группа должна ее сузить, конкретизировать. Групповая работа может быть «обязательной», когда группа собирается в колледже и отмечается присутсвие каждого человека. Такое бывает не часто и это единственный вид занятий, где отмечаются присутствующие. Если кто-то пропустил такое занятие, он должен написать заявление куратору с просьбой выдать индивидуальное задание. Также групповая работа может быть свободной: члены группы сами догвавриваются о том, как будут строить взаимодействие, кто и что будет делать. Они могут даже и не встретиться ни разу, взаимодействовать через Интернет. Кстати говоря, на первом курсе студентов специально обучают технологии групповой работы
Сразу возникает вопрос, а как быть с теми студентами, которые не будут работать в группе, захотят «схалявить»? Вот что делается там. Когда группы формируются, каждая такая группа разрабатывает контракт, под которым подписывааются все члены группы. Если оказывается, что контракт плохой, в него можно внести изменения, согласовав это с куратором.
Возникает и еще один вопрос: ведь в течение семестра изучается много предметов, как же тогда, одна группа должна в течение недели работать сразу над несколькими проектами? Нет. Обучнение сторится не линейным способом, как у нас, а концентрическим. Дисциплины изучаются по очереди, кучками. Допустим, в течение месяца, студенты проходят два-три предмета, потом еще два, потом еще три и т.д. Ну, и вот по каждой паре-тройке предметов уже ведется групповая работа, причем задания всегда даются такие, чтобы актуализировались знания по обоим предмет ам.
В конце недели каждая группа осуществляет презентацию своего проекта, затем имеет место его групповое обсуждение, а потом уже высказывается препод. Оценок никаких не ставится.
Теперь о самом больном: экзаменах и коррупции. Все норвеги в один голос уверяют, что никакой коррупции нет и быть не может. Единственый вариант нечестной игры — это когда студент скачал где-то что-то и хочет это выдать за свое.
Обычно экзамен проходить в два этапа: групповой и индивидуальный. Групповой экзамен заключается в том, что группа в целом получает определенную оценку: А, В, С,D или Е(незачет). Оценка ставится таким образом. Препод ставит на обложке высшую оценку (А). Потом начинает смотреть работу. Когда находит изъяны, указывает на них и говорит, ну, это уже не А, а В, потом смотрит дальше и говорит: ну, это и на В не тянет. В общем D. Ну, и в таком духе. При этом, какой-то фиксированной шкалы оценок нет. Есть плавающая шкала: оценки выставляются с ориентацией на наиболее сильных учеников курса (или группы). То есть они выступают как эталон для всех остальных. И тут сразу еще один вопрос, а есть ли у них в таком случае вообще какая-то общая система, что-то типа наших госов? Как я понял, нету. Кажды колледж учит, как хочет, формирует свои учебные планы и программы. Мне привели в качестве примера ситуацию, когда одна дама, обучающаяся на третьем курсе захотела перевестись на ту же специальность в другой колледж. Так ее взяли только на первый курс из-за несоответствия программ.
Но самое важное — индивидуальный экзамен. Его принимают два препода: один свой, другой независимый. Они могут либо повысить, либо понизить оценку, которую студент получил во время группового экзамена. В целом же эказмен проходит без билетов, задаются вопросы по той работе, которую делала группа. Тесты не используются вообще. Есть еще домашний экзамен. Студент получает задание и время на его выполнение. А дальше делает что хочет и как хочет. Кроме того, экзаменационные работы всегда сдаются в трех экземплярах и все три экземпляра, как я понял, проверяются независимыми экспертами.
И еще для общей информации. Каждый (!) препод имеет свой кабиент, обороудованный всем необходимым. А стандартная нагрузка препода составляет (160!!!) часов
Посмотреть его можно на этой странице:
http://scipeople.com/group/39/topic/1575/#3849