Да как бы не совсем так... если посмотреть на это:
...
Аспект 5
Сегодня, к сожалению, в нормальной, «обычной» школе все происходит не так, как планируется, а так, как получится. ... Любого ребенка, у которого нет патологии, можно научить мыслить, творить, понимать, если у учителя будет технология и четкая установка: «раз я берусь это сделать, значит, сделаю». Педагогика, как и любая другая деятельность, должна быть технологичной. Скажем, инженер, который берется построить мост через реку, повар – приготовить обед или «самый плохой архитектор», готовый построить дом, отличаются от «самой хорошей пчелы» тем, что они еще до того, как взялись за работу, знают, что они сделают: что у них в результате получится и за счет чего это получится. ... Как говорил кто-то из греков, ребенок, увидев механическую лягушку, очень удивляется, почему она прыгает; но в тысячу раз больше был бы удивлен знающий устройство этой лягушки, если бы она не прыгала.
... Вместо того чтобы разобраться, из каких умений состоит, скажем, «умение решать задачи», и обучить ребенка этим умениям, учитель предлагает ребенку решать задачи. При этом как бы подразумевается, что если ребенок будет решать очень много задач, то он научится их решать естественным образом.
...
Ага. Уже интересно. Например, это:
Цитата:
1.1. ...
Вербальный способ отчетности – непременный спутник вербального способа обучения – изначально провоцирует такой обман. Нелишне заметить, что деятельностный тип образования лишен такого недостатка, поскольку опирается на принципиально иной способ контроля «обученности»: «Не надо болтать! Сделай и предъяви результат».
как раз имелось в виду здесь:
viewtopic.php?p=77526#p77526.
А это:
Цитата:
1.2. Наивная вера в то, что «знания передаются». Смею утверждать, что так называемого «процесса передачи знаний» нет и быть не может, ибо всякое «реальное», полноценное знание, «полученное» учеником в процессе обучения, на деле есть результат его собственного понимания, результат рефлексии над своим личным опытом.
...
Знания «получаются», как мы уже говорили, только в качестве результата рефлексии и понимания, и, несмотря на то что практически вся литература по дидактике пестрит фразеологизмами типа «передача знаний», «усвоение знаний» и т.п., знания не передаются и не усваиваются – ибо то, что «передается», не есть знания, а то, что есть знание – то всегда «усвоено».
- уже к вопросу о том, как образуется "индивидуальный ментальный опыт" ((С) М.А. Холодная)...
И опять же к разнице между ТРУДным и сЛОЖным...
Не затратит
образующий-ся достаточно "нервной энергии" - не будет у него понимания... другой вопрос - что тратить надо на труды...
Ну а это (курсив мой):
Цитата:
1.3. ...
«Глубокое уважение к языку науки» еще в большей степени отрывает тексты, написанные (сказанные) этим языком, от жизненного опыта ребенка, фактически накладывая запрет на рефлексию, поскольку нет оснований не согласиться с О.А.Донских (1987, с.201-202), который утверждает, что «условие рефлексии – свободное отношение к слову... Свободное отношение к слову способствует разрыву жесткой связи между содержанием текстов и способом его фиксации».
- видимо, то, что Фёдор Васильевич называет "отрыв смыслов от словоформ"?..
И наконец это:
Цитата:
Аспект 4
...
В обществе стагнирующем, неразвивающемся задача обучения – обеспечить заполнение всех функциональных ячеек структуры общественной мегамашины человеческим материалом. При этом целью обучения является человек, максимально точно вписывающийся в качестве «винтика» в имеющуюся структуру. Разумеется, ни о каком развитии или автономии речь в таком случае просто не может идти – всякое самостоятельно принятое решение, всякий «творческий подход» со стороны человека в подобных структурах эти структуры разрушает.
В обществе развивающегося типа, напротив, обучение направлено на производство «нестандартных», «автономных», самостоятельно принимающих решения индивидов, которые предназначены не для того, чтобы вписаться в существующие общественные структуры, а для того, чтобы создавать новые и перестраивать старые.
- что-то мне сильно напоминает "развитие алгоритмического мышления" в некоторых пониманиях... и "связывания образования с бизнесом"...
И наконец это:
Цитата:
Аспект 4
Неразрушимая в отечественной психологии и школе вера в то, что «думать» (рефлексировать и мыслить) естественно присуще человеку как биологическому виду, тем более венцу творения, не только глубоко ошибочна (что давно совершенно однозначно продемонстрировано разнообразными Маугли), но и чрезвычайно вредна. Ведь если это так, то к чему напрягаться и обучать его мыслить, думать, рефлексировать – не учат же рыбу плавать, а птицу летать. Эта вера может и не декларироваться, но тем не менее именно она лежит в основе того, что обучение мышлению (и рефлексии как его виду) подменяется, в лучшем случае, побуждением мыслить (R.S.Bickerson, 1984, с.26). В результате сама проблема смещается из сферы обучения в область воспитания.
...
Соответственно, можно говорить о двух типах образования:
* Образование, обеспечивающее процесс воспроизводства и представляющее собой обучение тем знаниям, умениям и навыкам и тем личностным качествам, которые необходимы для оптимального заполнения функциональной ячейки (социальной, профессиональной, политической, коммунальной и т.д.).
* Образование, обеспечивающее процесс развития и направленное на создание автономных личностей, личностей «как таковых», а не в расчете на заполнение имеющихся функциональных мест.
Эти два
принципиально различных типа образования я буду называть в дальнейшем соответственно –
подготовка (1-й тип) и собственно
образование – в смысле «воспитание личности» (2-й тип).
Проблема адекватного соотношения этих двух типов образования необычайно важна, но выходит за рамки данной статьи, поэтому отмечу только, что в обществах стагнирующего типа, с преобладанием процессов воспроизводства над процессами развития, образование 1-го типа (подготовка) начинает играть доминирующую роль, захватывая всю систему народного образования сверху донизу и превращая университеты и институты в ПТУ или казармы. Напротив, в обществах, в которых на первый план выходят процессы развития, система образования начинает работать преимущественно по 2-му типу (и в Новой истории тому множество примеров). ...
...
P.S. В нашей Новой гуманитарной школе мы пытаемся найти формы работы, позволяющие не только научить ребенка тому, что он должен знать и уметь, но и научить его знать,
что он должен знать и уметь. ...
По ходу работы над темой учитель на основе анализа деятельности ребенка (его письменных работ, его выступлений, ответов, вопросов, реакций и т.п.) составляет возможно более полный список того, что каждый конкретный ребенок не знает или не умеет. Такой личный список, выдаваемый каждому ребенку, весьма активизирует его познавательную деятельность.
...
- без комментариев...