OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Пятница, 19 Апрель, 2024 14:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 127 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Среда, 06 Февраль, 2008 01:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Раз уж речь зашла: я все больше склоняюсь к тому, чтобы радикально переделать черепашку эту.

Координироваться щас тяжко -- ориентируюсь просто на то, чтобы обстругать себе комплект и выложить -- вот и сама собой получится та самая обещанная конкуренция метод. материалов на базе единой платформы! :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Среда, 06 Февраль, 2008 12:11 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Хорошо бы..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Среда, 06 Февраль, 2008 17:04 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Коллеги!

Предлагаю попробовать работу с черепашкой LabTurtleRu через пульт дистанционного управления (приведен в примерах к черепашке в ШБМ). На мой взгляд, получилось неплохо:
1) не глючит (уверенность);
2) легко осваивается малышней (предположение);
3) режим "запись действий" порождает готовую программу "похождений черепашки", которую можно изучать и модифицировать (факт);
4) примеры на реализацию рисунков с ПДУ - пропедевтика, самое-самое начало знакомства с самым первым исполнителем и элементами геометрии (так думаю);
5) набор кнопок-команд опти(мини)мальный, пользоваться можно только теми, которые понимаешь, а другие - пробовать нажимать из любопытства (почти уверен).

Что хотелось бы: индикацию пера "поднято/опущено", "толстое/тонкое", откат команд назад хотя ба на несколько действий. Кажется, нужна еще краткая инструкция, вызываемая специальной кнопкой. Но вроде бы можно и без нее, ребенок сам научится методом тыка, как это делает 4-летний внук (черепашку ему еще не показывал, но свои мультики находит уверенно, Ворд прошерстил этим методом уже вдоль и поперек, читать еще не умеет).

Насчет раннего введения процедур - да! Но сначала, вероятно, надо подвести к циклу, счетчику цикла - переменной. Тогда и масштабирование-параметризация пойдет сама собой: на переменную "вешаем" размеры элементов рисунка...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 05:49 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
А.П. писал(а):
1) не глючит (уверенность);


Ха-ха-ха.
Илья Евгеньевич до сих пор поверить не может, что его черепашка глючит на всех лицейский компах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 05:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
А.П. писал(а):
Насчет раннего введения процедур - да! Но сначала ...


"Но сначала" убивает всю идею.

Я заговорил насчет процедур, потому что их прямо можно вводить без всяких усилий на тех примерах, которые у ребят уже есть -- взял блок из 8 команд, и оформил процедурой. И вызывай до посинения.

Зачем сначала запутывать дело циклами????????


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 05:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
А.П. писал(а):
Предлагаю попробовать работу с черепашкой LabTurtleRu через пульт дистанционного управления ...


Ну, и главный вопрос: ЗАЧЕМ? :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 09:49 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда, 16 Ноябрь, 2005 00:53
Сообщения: 4625
Откуда: Россия, Орёл
Info21 писал(а):
А.П. писал(а):
1) не глючит (уверенность);


Ха-ха-ха.
Илья Евгеньевич до сих пор поверить не может, что его черепашка глючит на всех лицейский компах.
Дайте примерчик, ради интереса, в котором глючит. И заодно скажите на каком ББ Вы гоняли (на школьной версии, которая на сайте лежит?)?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 12:59 
Администратор

Зарегистрирован: Вторник, 15 Ноябрь, 2005 01:14
Сообщения: 4695
Откуда: Россия, Орёл
Info21 писал(а):
А.П. писал(а):
1) не глючит (уверенность);


Ха-ха-ха.
Илья Евгеньевич до сих пор поверить не может, что его черепашка глючит на всех лицейский компах.

Хотя я в школьные дела не вмешиваюсь обычно, но тут уже даже мне стало интересно... похоже глюк наблюдаете только Вы в лицее (и у себя в конторе, кажется, Илья вспоминал). Из многих пользователей скачавших пакет больше никто (пока) об ошибке не сообщал. Из этого можно сделать некоторый вывод, что глюк связан не только с Lab, но и с конкретной используемой конфигурацией. Я бы рекомендовал завернуть весь Ваш набор в том виде, в котором вы его применяете в архив и отправить Илье для анализа. Всётаки разобраться нужно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 13:12 

Зарегистрирован: Понедельник, 28 Ноябрь, 2005 10:28
Сообщения: 1428
А мне черепашка кажется не очень подходящей в методическом плане.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 15:32 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда, 16 Ноябрь, 2005 00:53
Сообщения: 4625
Откуда: Россия, Орёл
Trurl писал(а):
А мне черепашка кажется не очень подходящей в методическом плане.

Смотря кого (возраст) обучать. Для одних понятие "направления головы" измеряемое в градусах, действительно будет сложным. Для других (более старших, когда знаний по геометрии дост-но), я думаю, будет полезно поупражняться именно с углами.

Однако та черепаха, как есть сейчас - прототип, из которого могут получиться несколько более применимых в методическом плане исполнителей. Например, просто отрезание некторых частей даст нам Кушниренковского чертёжника.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 16:37 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Попробую ответить на некоторые "ха" и "зачем"

1. Я пробовал много раз, правда не в классе с детками, черепашку из Lab, но ВНЕ самой среды. Просто как вызов модуля LabTurtleRu в обычной простой программе на КП. Ни одного зависания или замечания припомнить не могу (с черепашкой Кюна-Зинна морока шла по нарастающей, это заметили многие!). Все примеры в ШБМ сделаны нами именно так. Что и попросил бы проверить независимо и без лишних эмоций :)

2. Пульт ДУ хорош, на мой взгляд, для первых шагов (минут) изучения и освоения возможностей черепашки детками, никогда до этого никакого программирования не изучавшими. Можно предложаить деткам десятки интересных заданий на отрисовку с ПДУ разных траекторий-фигур, не говоря ни одного явного слова из области программирования! Зачем? Чтобы освоить необходимый далее минимум геометрии и приучить к аккуратной ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ работе с будущими командами (что есть зачатки логики и алгоритмики)!
Кстати, придумал ПДУ мой ученик, тогда 10-классник С.Шамшеев.

3. Черепашка нужна затем, что это - очень дружелюбный ребенку, наглядный "процессор", имеющий понятную систему команд. Управлять этим процессором-исполнителем - занятная игра, придуманная С.Пейпертом как завлекаловка в программирование. (Не буду излагать психолого-педагогическми терминами, коими слабо владею). На эксплуатации этого желания поиграть и любопытства и держится идея всех детских исполнителей алгоритмов.

4. Насчет цикла. Нарисуйте черепашкой квадрат. Что вы сделали? Пару команд записали 4 раза подряд. Теперь изобразим треугольник, пятиугольник, 8-угольник. Что мы подмечаем? Повторяемость той же пары команд идти-повернуть. Почва (в головах)для сворачивания повторов в цикл готова. Теперь придумаем (введем в программу) счетчик числа повторов и занесем его в особую конструкцию, которая называется цикл и записывается так: FOR... END. Вызывается она четырьмя нажатиями: "для", F5 (или всего двумя, но с переходом на латиницу: f, F5). Счетчик - это клеточка памяти компьютера, в которой будет храниться только номер повтора. У счетчика должно быть имя, например, буква п (работаем только на кириллице!). Счетчик повторов должен стартовать со значения 1 и закончиться значением 4 (3, 5... - сколько надо). Погрузим нашу пару команд в одном экземпляре внутрь цикла и проверим результат. Получилось??!

Повторяем это объяснение несколько раз, слегка варьируя текст, поскольку многовато нового, доселе незнакомого. Закрепляем на 5-7 примерах правильных многоугольников. Попутно выясняем зависимость угла поворота от требуемого числа сторон. Вводим еще одну клеточку-переменную - длину стороны многоугольника дл. Обясняем, что задать ей числовое значение - это записать, например, дл := 40;... и т.д.
8-й класс понять сие способен, давал примерно как изложено в двух подгруппах.

А теперь покажите мне существенный изъян в этой методе, но только, пожалуйста, не умозрительно, а с обкаткой на конкретной возрастной группе (от 10 человек) :lol:

5. Я нисколько не против раннего введения процедур. Можно ДО цикла, можно сразу после - большой разницы не вижу. Главное - наращивать объем "наших" знаний на начальном этапе очень мелкими наглядными порциями, давая время на размышление и запоминание, добиваясь полного понимания сути и не отвлекая внимание на сложные непонятные "окрестности". Рабочий "инструмент", разумеется, должен тикать, как хорошие часы!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 16:59 

Зарегистрирован: Понедельник, 28 Ноябрь, 2005 10:28
Сообщения: 1428
Евгений Темиргалеев писал(а):
Смотря кого (возраст) обучать. Для одних понятие "направления головы" измеряемое в градусах, действительно будет сложным. Для других (более старших, когда знаний по геометрии дост-но), я думаю, будет полезно поупражняться именно с углами.


Поупражняться, конечно, полезно. В качестве средсва творческого самовыражения - средство замечательное. Но говорю об использовании черепашки для обучения основам программирования.
Операционная обстановка с одной стороны слишком сложная (с дискретным пространством дети обращаются уверенней, чем с континуумом), а с другой - слишком простая. Главный недостаток - отсутствие "обатной связи", невозможность делать простые утвеждения о состоянии черепашки. То есть, нет почвы для введения условий и циклов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 17:47 

Зарегистрирован: Понедельник, 28 Ноябрь, 2005 10:28
Сообщения: 1428
А.П. писал(а):
А теперь покажите мне существенный изъян в этой методе

Да Вы же сами его упомянули.
Цитата:
Повторяем это объяснение несколько раз, слегка варьируя текст, поскольку многовато нового, доселе незнакомого.

При том, что, как справедиво замечено:
Цитата:
Главное - наращивать объем "наших" знаний на начальном этапе очень мелкими наглядными порциями


Вы сразу вводите понятие переменной и самый сложный из существующих в Обероне видов цикла. И с наглядностью не все хорошо - зачем нужен номер повтора? Эта метода хороша в Лого, где можно просто написать
repeat 4 (3, 5... - сколько надо).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 19:43 

Зарегистрирован: Четверг, 01 Июнь, 2006 11:14
Сообщения: 240
Trurl писал(а):
Главный недостаток - отсутствие "обатной связи", невозможность делать простые утвеждения о состоянии черепашки. То есть, нет почвы для введения условий и циклов.


обратная связь есть в роботе (справастена, радиация и тд)
в логомировой черепахи по идее тоже есть "взятьцвет", который возвращает номер цвета под черепахой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 20:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
А.П. писал(а):
1. Я пробовал много раз, правда не в классе с детками, черепашку из Lab, но ВНЕ самой среды. ...


Проблема, похоже, в специфической обертке для документов. Илья Евгеньевич уже, вроде, сам догадался правильно.

Анатолий Иванович, про циклы понятно. Все же видно.
Но процедура без параметров -- гораздо проще "концептуально": вынес блок, дал имя, вызывай.

Остальное прочту после, сил нет.....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Четверг, 07 Февраль, 2008 20:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
.... А в общем, коллеги, проще надо. ПРОЩЕ.

Напомнить, как KISS расшифровывается?

(четто нервный стал............)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Февраль, 2008 07:57 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Цикл FOR я выбрал как "наименьшее из зол", потому как в нем явно прописаны граничные значения счетчика. О знаке ":=" в нем можно вначале ничего не говорить, "так надо, позже узнаете". Про цикл WHILE надо еще больше рассказывать, вводить понятие условия и правила его записи, явно задавать до цикла и увеличивать в нем переменную (но оператор присваивания еще не знаем!). Да, циклу "repeat 4" в Лого любой цикл в КП уступает по простоте, тут ничего, похоже, не поделаешь. Но эта трудность легко окупается другими преимуществами черепашки на КП.

Насчет "отсутствия" обратной связи в черепашке. Коллеги! Когда из-за ошибки в команде черепашка идет "не туда", и это прекрасно видно на ее траектории (сопровождается обычно эмоциональными воплями новичков :D ), какую еще более наглядную обратную связь вам надо?? Чтобы брызги летели во все стороны от убившейся насмерть зверюшки? :(

На мой взгляд, благодаря наличию развитой системы команд и максимальной наглядности, черепашка - наиболее важный, наиболее удачный среди детских исполнителей алгоритмов. Вокруг ее команд непринужденно "накручиваются" циклы, процедуры, переменные, константы, ввод из входного потока, диалоговое управление программой (пример - наш ПДУ) и другое "настоящее" программирование на настоящем (не игрушечном!!!) языке попутно с освоением геометрии. Детки и не заметят, как слезут с черепашки и окажутся во "взрослом" программировании. Начинать можно примерно с 5 класса и к 9-му уже владеть условиями, циклами, массивами, процедурами с параметрами, хорошо развитой логикой построения алгоритмов для разного рода задач, клавиатурно-мышиной "мелкой" техникой и т.д.
Или я неправ? :D :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Февраль, 2008 09:44 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Думаю, непедагогам будет интересно посмотреть, чем пичкают деток на одном из популярных конкурсов по информатике:
http://www.infoznaika.ru/
Скачайте файлы заданий за последние годы...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Февраль, 2008 13:24 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
А.П. писал(а):
Насчет "отсутствия" обратной связи в черепашке. Коллеги! Когда из-за ошибки в команде черепашка идет "не туда", и это прекрасно видно на ее траектории (сопровождается обычно эмоциональными воплями новичков :D ), какую еще более наглядную обратную связь вам надо?? Чтобы брызги летели во все стороны от убившейся насмерть зверюшки?


Анатолий Иванович, речь не об этой "обратной связи".
Речь об обратной связи исполнителя с алгоритмом. Т.е. тут нужно понимать, что управление Черепашкой - это самый простой вариант управления, когда алгоритм просто выдаёт последовательность команд на Черепашку.
Управление Роботом - совсем другой коленкор. Тут есть исполнитель, его состояние, окружающая среда, и требуется планировать поведение на основе информации об окружении/состоянии, поступающей от исполнителя (обратная связь с исполнителем).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Программирование в 5-м классе (?)
СообщениеДобавлено: Пятница, 08 Февраль, 2008 15:04 

Зарегистрирован: Пятница, 02 Декабрь, 2005 14:35
Сообщения: 210
Откуда: Россия, Томск
Спасибо, Илья!

При таком исполнителе, думаю, будет иной, более высокий уровень алгоритмики. То есть не совсем для начинающих.
Но пока не до "робота". Кстати, напоминаю о соотв. статье в газету.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 127 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2024, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB