Коллеги!
В последнее время в сфере школьного образования идут активные подвижки в сторону формирования пакета свободного ПО. Правительство выделяет значительные деньги на приоритетный нацпроект «Образование». Правда, дележка этих денег ведется чиновниками обычным ... способом. Тем не менее, стоит попробовать получить некоторую сумму на то, что я назову здесь «проектом обустройства» КП/ББ для среднего российского образования. Хотелось бы обсудить набросок проекта. Может, его удастся подать «наверх» и так или иначе претворить в жизнь.
Материалы, наработанные энтузиастами, интересны и полезны, но оставляют желать лучшего. Их надо очень придирчиво перелопатить и существенно дополнить. Поэтому в состав гипотетического Проекта я бы включил:
1. Доработку перевода документации ББ, выполненного энтузиастами (техническое редактирование, приведение терминологии к единообразию, вычитка...)
2. Перевод на русский язык ряда разработок из Коллекции Г.Зинна (Basic, Ctls, Escher, Music, Beautifier, …), которые могут использоваться в преподавании программирования и вообще в школе, а также в будущих разработках для школьного образования (инструментальные пакеты и наборы типа Ctls). Возможно, расширить Beautifier некоторыми средствами пакета "Мастер" С.Губанова
3. Развитие ББ подключением/настройкой функций офисных пакетов с учетом школьной специфики. Например, чтобы ББ мог использоваться как развитый текстовый редактор.
4. Пополнение ББ цифровыми образовательными ресурсами по различным предметам и темам школьной программы (например, тренажеры/демонстраторы/калькуляторы по таблице умножения, склонению числительных по падежам, работе с обыкновенными дробями и др.; вообще говоря, это направление развития бесконечно)
5. Полную юникодизацию ББ
6. Доработку пакета «черепашка»
7. Воспроизведение на КП известных и разработку новых учебных исполнителей (программных роботов) ("а-ля Роботландия").
8. Доработку системы локального автоматического тестирования (САТ) решений учебных задач (без выхода в какую-либо сеть)
9. Доработку системы дистанционного автоматического тестирования для олимпиад по информатике разного уровня, начиная со школьных и кончая российскими
10. Формирование Задачника – обширного банка задач, тестовых наборов к части из них с правильными ответами и образцовыми решениями на КП, покрывающими с большим запасом все темы школьного курса программирования.
11. Подготовку «оберток» и/или методических пособий для ряда сложных разделов - типа графического пакета Info21sysTPGraphics и пакета Lab, получения данных с датчиков учебной цифровой лаборатории, работа с мышью и клавиатурой (чтение скан-кодов клавиатур разных модификаций), программирования анимаций, кросс-программирования игровых и учебных роботов, и т.д. Пользование подобными средствами надо сделать таким же простым, как циклом FOR. С графикой и автозаменой, например, это хорошо удалось info21!
12. Подготовку
официальной бесплатной школьной версии ББ с перспективой дальнейшего развития
13. Подготовку и выпуск серии методических пособий суммарным объемом порядка 200 (двести) авторских листов - заделы у ряда авторов есть, и немалые.
14. Поддержку порталов, посвященных так или иначе КП/ББ
15. Проведение массовых курсов переподготовки методистов и учителей информатики по методам преподавания основ алгоритмизации на базе КП/ББ, устройству и развитию среды, технике проведения олимпиад на КП и т.п.
16. Организацию региональных (?) центров технической поддержки (сall-центр) или через специальный портал
17. Перенос школьной версии на Линукс
В обсуждениях с интересующимися из числа новичков часто затрагиваются темы возможных доработок/развития ББ. Хорошо бы все их суммировать и вычленить то, что действительно нуждается в улучшении, не нарушая духа и базовых принципов оберон-систем.
Насчет олимпиад и автоматической проверки решений. Я к ним отношусь нейтрально - как к одному из возможных средств оценки уровня ЗУН, привлечения интереса к предмету и т.п. Раз уж они есть, то надо ими пользоваться, как говорится, во благо, но не возводя в культ
Задача-максимум – добиться такого уровня развития, качества и распространения ББ, чтобы он стал продолжением операционной системы любого школьного компьютера и домашнего компьютера школьника.
Возможно, под эту масштабную задачу следует выкупить у разработчиков ББ некую генеральную лицензию.
Как организоваться и кто что будет делать - пока не обсуждаю.
Какие будут замечания и предложения?