OberonCore https://forum.oberoncore.ru/ |
|
Математика--Информатика--Языки/лит-ра https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=7&t=741 |
Страница 1 из 6 |
Автор: | Info21 [ Среда, 14 Ноябрь, 2007 12:39 ] |
Заголовок сообщения: | Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Предлагаю тут обсуждать тему о том, что краеугольная информатика в школьном курсе есть полноценный мост между математикой и языками/литературой, если говорить об уморазвивающих дисциплинах. На эту тему И.Л.Фукс из Томска хорошо знает, я упоминал в томском докладе. Вот и на здешних форумах уже народ зацепил тему в ветке viewtopic.php?f=6&t=544&hilit=&p=10581#p10581: Юра писал(а): По теме: совершенно неожиданно мне пришла на ум аналогия с написанием школьного сочинения или изложения. Вначале составляется общий план произведения, затем он уточняется, прорабатывается в деталях (разработка сверху-вниз). И только после - по плану - пишется текст, со старанием, как можно полнее раскрыть каждую подтему (этап реализации). Глубокий пунктик, вот и лезет. |
Автор: | Руслан Богатырев [ Среда, 14 Ноябрь, 2007 15:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Эта тема неоднократно раскрывалась у А.П.Ершова. См., например, "Программирование — вторая грамотность" (1981) -- http://www.europrog.ru/classics/ae1981.pdf Что касается связи с языком для математики и программирования, то она более глубинная: есть две основополагающие дисциплины -- философия и математика. Язык (словесность) напрямую связан с возможностью рассуждать, формулировать мысли в изменяемой аксиоматике, т.е. с философией. Программирование же является третьей фундаментальной дисциплиной. Впрочем, в отношении плана имеет смысл посмотреть вот этот материал: http://rbogatyrev.livejournal.com/2007/09/25/ |
Автор: | AVC [ Пятница, 16 Ноябрь, 2007 10:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
info21 писал(а): Юра писал(а): По теме: совершенно неожиданно мне пришла на ум аналогия с написанием школьного сочинения или изложения. Вначале составляется общий план произведения, затем он уточняется, прорабатывается в деталях (разработка сверху-вниз). И только после - по плану - пишется текст, со старанием, как можно полнее раскрыть каждую подтему (этап реализации). Глубокий пунктик, вот и лезет. Пока что все в рамках структурного программирования. В описании Кнута (см. т.1 "Основные алгоритмы", п.1.4.1 "Подпрограммы") процесс написания программы очень близок тому методу, что описал Илья Ермаков (с той разницей, что Кнут пишет только о подпрограммах). На тему школьных сочинений. Кажется, сходным образом писал свои гимназические сочинения некто Володя Ульянов (и всегда получал за них высшую оценку, учитель был восхищен логикой изложения). Так что Вирт, Кнут, Ермаков и Ленин применяют один и тот же метод. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что за рамками этого обязательного (IMHO) метода (или этой дисциплины) остается самое главное: сам процесс размышления. Как правило, школьные сочинения не способствуют развитию способности размышления (а могли бы). И если сосредоточиться только на "складности", то и не будут. Короче говоря, проектирование сверху-вниз и реализация снизу-вверх сами по себе замечательны. Но для написания хороших программ и сочинений их недостаточно. Ведь и содержание имеет значение. К сожалению, этот момент слабо (IMHO) отражен в учебной литературе для программистов. Хотя можно назвать как минимум одно исключение: книгу Ахо, Хопкрофта и Ульмана "Структуры данных и алгоритмы". Там авторы ясно указывают на выбор математической модели, как на шаг, предшествующий разработке алгоритма. Вообще, прикладных математиков учат, что для решения задачи надо сначала 1) выбрать математическую модель, 2) а потом найти решение в ее рамках (т.е. разработать алгоритм). А если пойти еще дальше, то хорошо бы добавить еще один "предварительный" пункт: надо уметь выбрать задачу, действительно достойную того, чтобы ее решать. |
Автор: | Сергей Губанов [ Понедельник, 19 Ноябрь, 2007 11:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
AVC писал(а): ...надо уметь выбрать задачу, действительно достойную того, чтобы ее решать. Тогда уж не "достойную", а ту которую "действительно надо". |
Автор: | Info21 [ Понедельник, 19 Ноябрь, 2007 16:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Первым про "программирование как вторую грамотность" заговорил Нюгаард -- который с Далом придумал ООП в Симуле. Но идея у Нюгаарда (профсоюзника и социалиста) была в том, чтобы дать возможность всем трудящимся участвовать в управлении производством и обчеством через ИТ. Ершов взял эту идею и накрутил красивых слов. Кроме фразы в конце, что прог-е между математикой и лингвистикой, -- какое-то скучное словоблудие. В другом тексте еще хуже. На самом деле мне хотелось пообсуждать более простые и понятные вещи, вроде -- умение четко описывать ситуации и формулировать последовательности действий (диспутанты забывают, что речь тут о школьниках 12 лет, когда асбтр. мышление только проклевывается, и каша в голове) -- умение написать, например, простую страничку документации, описывающую средства простого модуля -- и сопоставить это с более сложной вещью--сочинением, и т.п. Увидеть в простых вещах корни "больших" умений. |
Автор: | Darksnake [ Понедельник, 19 Ноябрь, 2007 21:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Та наука, к которой вы пытаетесь подойти, если не ошибаюсь, называется теоретическая лингвистика. К сожалению энтузиастов, которые бы объединили ее и математику в лице алгоритмике не так много. В качестве классного чтива по теме предлагаю Турчина. |
Автор: | Info21 [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 00:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Darksnake писал(а): Та наука, к которой вы пытаетесь подойти, если не ошибаюсь, называется теоретическая лингвистика. К сожалению энтузиастов, которые бы объединили ее и математику в лице алгоритмике не так много. В качестве классного чтива по теме предлагаю Турчина. Я не пытаюсь подойти ни к какой науке -- теор. лингвистику, скажем, ... знаю. Чтение есть и интересней Турчина. Ничего объединять я тоже не желаю, это бессмысленно. Здесь меня лично интересует, какие простые, но краеугольные для выращивания умов вещи можно перечислить для ориентира УЧИТЕЛЯМ в СРЕДНЕЙ школе. Указать понятные упражнения, и указать, какие "компетенции" они развивают, и с каких боков это примыкает (но не обязательно перекрывает) математику и языки/лит-ру. Вот. |
Автор: | ScrollLock [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 00:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Цитата: По теме: совершенно неожиданно мне пришла на ум аналогия с написанием школьного сочинения или изложения. Вначале составляется общий план произведения, затем он уточняется, прорабатывается в деталях (разработка сверху-вниз). И только после - по плану - пишется текст, со старанием, как можно полнее раскрыть каждую подтему (этап реализации). Я делал в школе весьма похожую вещь, но несколько иначе - сразу делал общий план сочинения, затем писал отдельные более-менее независимые друг от друга участки текста, а затем уже "линковал" и додумывал "переходники" между ними и "гуманитарствовал" во введении и заключении. В сочинении есть очень важный момент, которого нет в программировании - понимание человеческих отношений в литературном произведении, что требует довольно развитого "социального интеллекта". Особенно сложны стихотворные произведения. На мой взгляд, написание технической документации проще, чем сочинения - не нужно понимание литературных персонажей, более простой и прямолинейный язык доков, нет пафосных вступлений и заключений. |
Автор: | Info21 [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 11:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
ScrollLock писал(а): ... написание технической документации проще, чем сочинения - не нужно понимание литературных персонажей, более простой и прямолинейный язык доков, нет пафосных вступлений и заключений. Вот, наконец, золотые слова. Можно себе представить задание по написанию маленькой документации к маленькому модулу где-нить в 7м классе. Это уже и не изложение, и еще не сочинение. Тот самый промежуточный камешек. Подозреваю, что такое упражнение имеет смысл даже с точки зрения обучения программированию самого по себе. Разбавить обезъянье тыканье в клавиши чем-нибудь напрягающим мозги. |
Автор: | AVC [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 12:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
info21 писал(а): ... обезъянье тыканье в клавиши... Кстати, хороший образ иного "процесса" программирования. И правда, порой кажется, что наша индустрия -- это большой обезьянник. |
Автор: | Info21 [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 15:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
AVC писал(а): info21 писал(а): ... обезъянье тыканье в клавиши... ... порой кажется, что наша индустрия -- это большой обезьянник. Почему "кажется"? http://www.expert.ru/printissues/russia ... _chelovek/ |
Автор: | Valery Solovey [ Вторник, 20 Ноябрь, 2007 17:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
info21 писал(а): ScrollLock писал(а): ... написание технической документации проще, чем сочинения - не нужно понимание литературных персонажей, более простой и прямолинейный язык доков, нет пафосных вступлений и заключений. Вот, наконец, золотые слова. Не помню, что говорили в школе насчёт введения для художественных произведений, но подозреваю, что именно то, к чему я пришёл спустя некоторое время после её окончания. А именно: оно устанавливает направление движения мысли автора, которое раскрывается в дальнейшем повествовании. Насчёт заключения, правда, не могу припомнить, когда оно в документации потребовалось бы. Кстати, в документации по ББ есть вступления. Например, описывающие триаду Модель-Отображение-Контроллер. Или отступление, даже не знаю. Но без такого дополнительного объяснения данной триадой было бы пользоваться затруднительно. Обучение проходило бы по принципу проб и ошибок. Я понял, почему обращение к файлам настолько громоздкое, и почему нельзя было сделать более удобного способа только после прочтения той части документации, которая в мейнстриме содержит только пафос. Встречаются такие вступления как: "Мы задумали новый проект. Однако мы всё крутились и крутились, однако никак и с места сдвинуться не могли. Так мы и сидели, пока меня не 'осенил' кирпич. Так, собственно, и зародился наш Супер Проект." Однако, отказываться от проверенного веками элемента произведения толь ко потому, что последние лет 20 он только и делает, что отнимает время на прочтение из-за неумелого использования, всё-таки не стоит. Далее, в школьную литературу попадают в основном произведения классиков, которые потому и стали классиками, что у них были хорошие мысли и они грамотно и доходчиво их передавали. Школьникам не приходится делать сверхусилий для понимания образов. Соответственно, сочинения не такая уж сложная штука (я говорю про сочинение как таковое, а не про очень хорошее сочинение). В случае же с документацией, вам предлагается стать этим самым классиком, чтобы грамотно и доходчиво передать способ использования инструмента, а не простое описание графического интерфейса. Чем грамотнее документация написана, тем реже в её придётся потом подсматривать. Это я к тому, что хотя язык технических документов и проще, не стоит забывать о тех сложностях, которые подстерегают документописателя. info21 писал(а): Подозреваю, что такое упражнение имеет смысл даже с точки зрения обучения программированию самого по себе. Разбавить обезъянье тыканье в клавиши чем-нибудь напрягающим мозги. Я даже могу кое-что предложить, но это будет не для 7 класса. Это поможет заставить уважать проектирование и поумерит пыл при "обезъянем тыканьи в клавиши". Как я заметил, программы, которым предшествовало проектирование, проще описать. Человек при проектировании описывал проект довольно простыми понятиями (для данного проекта), поэтому документация содержит довольно чёткие определения действий и описания процессов. Если же сначала был получен код, и лишь затем взялись за документирование, то понятия вычленять очень сложно. К тому же, они всё равно страдают невнятностью.Упражненьице будтет состоять в следующем: на первом занятии класс делится на две группы. Первая группа проектирует, а вторая - пишет программу. На втором занятии (Когда оно будет? Через неделю?) все составляют документацию. На третьем занятии - вторые делают проект написанной программы, а первые - пишут код. Тут важно, чтобы документацию оценивали как сочинение. Может, для этого выделить один урок русского языка? Так как проверяться будет всё: лексики до вложенного смысла. |
Автор: | ScrollLock [ Пятница, 23 Ноябрь, 2007 01:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Valery Solovey писал(а): Далее, в школьную литературу попадают в основном произведения классиков, которые потому и стали классиками, что у них были хорошие мысли и они грамотно и доходчиво их передавали. Школьникам не приходится делать сверхусилий для понимания образов. Соответственно, сочинения не такая уж сложная штука (я говорю про сочинение как таковое, а не про очень хорошее сочинение). Лично для меня это была очень сложная штука в 7-9 классах - мог просидеть над заданным на дом сочинением часов 10 и не факт, что хорошо написать. Получались синтаксически и грамматически правильные тексты, но с весьма примитивным и прямолинейным содержанием, часто скатывающимися к пересказу. Дело сдвинулось в 9 классе, когда сменился учитель и было объяснено, КАК их писать, КАК анализировать (и то мне года полтора понадобилось на "вникание" в технологию). При этом написание README к проге или реферата было ощутимо проще - там не надо анализировать очень сложные человеческие взаимоотношения, можно выражаться коротко и по существу, разбивать на разделы без сложных "переходных" кусков. Цитата: Тем, кому не нтавится пафос - пусть не добавляют его во вступление и заключение. Но чем провинились сами начало и концовка? Ничем не провинились. Просто в школьном сочинении их написать сложнее, чем в реферате, доках или научной статье (они прямолинейнее и лаконичнее); не всегда приходят на ум выводы из литературного произведения или идея вступления. P.S. Ещё раз повторюсь, что для меня литература была самым сложным предметом (потягаться с ней могла разве что история), а школьные математика, физика, химия казались лёгкими по сравнению с ней. |
Автор: | Valery Solovey [ Пятница, 23 Ноябрь, 2007 12:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Я не хочу сказать, что сочинение проще, но настоящая документация тоже непростая задача. По сложности она порой очень близка к сочинению. А в том сообщении, на которое я высказал своё мнение, говорилось, что документация проще и точка. Так и тянет решить, что это простая задача. |
Автор: | Info21 [ Пятница, 23 Ноябрь, 2007 14:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Солидаризуюсь со ScrollLock'ом -- сочинение было настоящей мукой. Всегда был в непонятках насчет мыслей в своей голове по поводу героев и их отношений Человеки гораздо сложнее модулей Считаю тех. документацию фундаментально более простым делом. А на примерах модулей и т.п. специально для школьников -- так и вообще можно сложность обеспечить минимальную. Порог вхождения тут явно ниже, чем с литературой. |
Автор: | Trurl [ Пятница, 23 Ноябрь, 2007 15:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
В наше время в сочинении еще надо было провести литературоведческий анализ произведения. А я их чаще всего не сдавал. Критик во мне засел сильнее, чем творец. Напишешь, бывало, прочитаешь - никуда не годиться - и в корзину. |
Автор: | Сергей Губанов [ Пятница, 23 Ноябрь, 2007 18:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Похвастаюсь. Пару моих сочинений учителя читали вслух всему классу (и в паралельном классе тоже). Я там двигал мысль, что в школе нужно изучать не Маяковского с Горьким, а, например, Рэя Брэдбери, вот тогда народ литерутуру любить станет ("Войну и Мир" я так и не прочитал). Читая мои сочинения вслух всему классу учителя думали, что тем самым меня наказывают, чтобы я больше так не писал, вот дураки, эффект получился обратный. |
Автор: | Info21 [ Воскресенье, 25 Ноябрь, 2007 11:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
Сергей Губанов писал(а): Похвастаюсь. Пару моих сочинений учителя читали вслух всему классу (и в паралельном классе тоже). Я там двигал мысль... Вот о том и речь, что упражнения по документации доступней, чем анализ "Войны и мира" Проанализировали модулек какой, а потом уж и за "Войну и мир" можно |
Автор: | Димыч [ Четверг, 29 Ноябрь, 2007 11:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
info21 писал(а): Предлагаю тут обсуждать тему о том, что краеугольная информатика в школьном курсе есть полноценный мост между математикой и языками/литературой, если говорить об уморазвивающих дисциплинах. На эту тему И.Л.Фукс из Томска хорошо знает, я упоминал в томском докладе. Вот и на здешних форумах уже народ зацепил тему в ветке viewtopic.php?f=6&t=544&hilit=&p=10581#p10581: Юра писал(а): По теме: совершенно неожиданно мне пришла на ум аналогия с написанием школьного сочинения или изложения. Вначале составляется общий план произведения, затем он уточняется, прорабатывается в деталях (разработка сверху-вниз). И только после - по плану - пишется текст, со старанием, как можно полнее раскрыть каждую подтему (этап реализации). Глубокий пунктик, вот и лезет. Предлагаю ознакомиться с текстом Master of Fine Arts in Software Очень близко к обсуждаемой теме. И хотя там предлагается курс для студентов, многие идеи можно использовать напрямую и со школьниками. Вообще на сайте Richard P. Gabriel'a очень много информации о связи программирования и литературы. |
Автор: | ScrollLock [ Суббота, 01 Декабрь, 2007 20:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Математика--Информатика--Языки/лит-ра |
info21 писал(а): Вот о том и речь, что упражнения по документации доступней, чем анализ "Войны и мира" Проанализировали модулек какой, а потом уж и за "Войну и мир" можно Приёмы анализа весьма художественного текста и документов/статей сильно отличаются друго от друга. Я помню, как мог спокойно "накатать" README к небольшой программе, но сочинение вызывало трепет. А "Войну и мир" лично мне было читать очень скучно (на первых 150 стр. надоело и ограничился чтением краткого содержания), иной хелп или справочник веселее и эмоциональнее читается. Идя на выпускной по литературе, почти ничего не знал про содержание этого произведения. "Тихий дон", "Властелин колец", и даже "Преступление и наказание" намного легче читаются. |
Страница 1 из 6 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |