OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Четверг, 25 Апрель, 2024 19:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 161 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 12:05 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
ScrollLock писал(а):
А математика - это именно гуманитарная наука, т.к. она изучает человеческое мышление, способы его рационализации и обмена идеями. Естественные науки используют её как язык.

Ваше объяснение интересно, я тоже в этом направлении размышлял как-то. Только я бы использовал другой термин. Это формальная наука, дающая формальную систему и формальный язык для применения в естественных и гуманитарных.
А лингвистику, например, я бы то же не относил к гуманитарным наукам, а отнёс вместе с математикой к формальным.
А гуманитарные - это от human, человек. Т.е. история, психология, экономика (имхо), общественные науки и т.п.

Цитата:
Но ведь иностранные языки это сугубо практическое дело, нужно прежде всего для общения с иностранцами и чтения иностранных журналов.

Язык - одна из основ мышления. Естественный - в первую очередь. А чем больше разных естественных языков человек изучает, тем лучше это для его мышления.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 13:14 

Зарегистрирован: Четверг, 17 Ноябрь, 2005 11:51
Сообщения: 2935
Откуда: г. Ярославль
ScrollLock писал(а):
...истинному программированию способен научиться малый процент людей, остальных надо учить кодингу и практике, используя языки и среды, дающие заработок.


Я как-то приводил число 15% - это не мои данные, это многолетние исследования ярославского лингвиста, в аспекте освоения такого школьного предмета как русский язык. 15 % - это люди, с т.н. 3-м культурным уровнем, способные воспринимать сложные вещи. Наблюдения за уроками школьной информатики дают примерно то же число. То есть, из всего класса, наберётся всего несколько человек, которые понимают, о чём идёт речь на уроке.
Далее, по той же теории, эти культурные уровни закладываются и цементируются в первые 7 лет жизни человека. Впоследствии изменить что-то очень сложно, практически невозможно.
Так вот, получается, что школьное программирование, по сути, предназначено не для всей массы, а для 15% людей. Казалось бы, остальных достаточно тупо натаскать. Но тут поднимается другой аспект программирования - не как прикладного навыка, а как умственной дисциплины, которая способна развивать и структурировать интеллект. Как именно способна, с какой силой - это уже вопрос меры, щас речь о качественной оценке.
Если программирование может помочь воспитать в людях культуру мышления (а это очень важно!), то с этой точки зрения, именно с точки зрения воспитания культуры мышления, интеллектуальной культуры, и надо оценивать инструменты, использующиеся в преподавании.
Проще говоря, если тот же VB затупляет культуру мышления, то его надо просто поганой метлой мести! Потому что культурный человек без проблем разберётся в прикладных, практических нюансах - потому что у него есть культура мышления! Это ж выгодно. Экономически :) Но выгодно стране, а не микрософту. Большому бизнесу как раз нужны тупые кодеры, не способные критически оценить ситуацию. А что, манагеры разрулят, если что... Уволят одних, наймут других - индусов же много...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 14:37 

Зарегистрирован: Понедельник, 30 Июль, 2007 10:53
Сообщения: 1538
Откуда: Беларусь, Минск
Илья Ермаков писал(а):
ScrollLock писал(а):
А математика - это именно гуманитарная наука, т.к. она изучает человеческое мышление, способы его рационализации и обмена идеями. Естественные науки используют её как язык.

Ваше объяснение интересно, я тоже в этом направлении размышлял как-то. Только я бы использовал другой термин. Это формальная наука, дающая формальную систему и формальный язык для применения в естественных и гуманитарных.
А лингвистику, например, я бы то же не относил к гуманитарным наукам, а отнёс вместе с математикой к формальным.
А гуманитарные - это от human, человек. Т.е. история, психология, экономика (имхо), общественные науки и т.п.
Математика как была точной наукой, так, наверное, и осталась по сей день. Если очень-очень огрубить идею, то предназначена она для создания формализмов, которые используются между людьми с целью донести до собеседника цепочку своих рассуждений. Этот аппарат используется для того, чтобы рассуждения поддавались проверке. А также, для того, чтобы доказать непротиворечивость различных частей рассуждений. (Вольный пересказ того, что вычитал из книги Святослава Сергеевича Лаврова)

Эти свойства математики делают её удобным инструментом людей различных профессий, но сама она от этого никуда не перекачёвывает.

По поводу лингвистики: тут на форуме была ссылка на статью про естественный язык, который не содержал рекурсию. Там же кратко излагалась теория Хомского. Если в качестве фундамента брать её, то лингвистика очень даже гуманитарная наука, так как при её изучении подвергается наблюдению человек. Это, конечно же, не значит, что она не может относиться к другой категории, просто для этого требуется обозначить фундамент.

Или я не прав?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 14:49 

Зарегистрирован: Среда, 01 Август, 2007 00:13
Сообщения: 162
Иван Кузьмицкий писал(а):
Но тут поднимается другой аспект программирования - не как прикладного навыка, а как умственной дисциплины, которая способна развивать и структурировать интеллект.

Я согласен с такой ролью программирования. Но это слишком общие слова, как именно развитие и структурирование интеллекта будет отражаться на вводном курсе, посвящённому написанию простейших программ (не на VB, а на Обероне, Паскале или даже Си или QBASIC)?

Цитата:
Проще говоря, если тот же VB затупляет культуру мышления, то его надо просто поганой метлой мести!

Он не затупляет культуру мышления, а просто переводит его в другую плоскость - создание интерфейсов. Я согласен с тем, что он не слишком удачен для обучения основам программирования - т.к. отвлекает от создания логики, алгоритма. ИМХО, целесообразно его изучить только после вводного курса программирования на "классическом языке" (Оберон, Паскаль, Си, Бейсик).

Цитата:
Так вот, получается, что школьное программирование, по сути, предназначено не для всей массы, а для 15% людей.

А с большинством тогда что делать? Всё-таки оно не такое уж и глупое, и полагаю, что азы кодования освоить может.

Илья Ермаков писал(а):
Попробуйте научить человека (особенно ребёнка) играть на гитаре, которая не строит, производства какой-нибудь советской провинциальной мебельной фабрики.

Я тут даже не о том говорю, что Си плохой, а Оберон хороший (ну или наоборот, у кого какие вкусы). А о том, какая будет принципиальная разница в профподготовке и мозгоконструировании при обучении на Обероне? С чего будет начинаться вводный курс для школьников, по Вашему мнению?

Илья Ермаков писал(а):
Только я бы использовал другой термин. Это формальная наука, дающая формальную систему и формальный язык для применения в естественных и гуманитарных.

Я тоже думаю, что математика - это не естественная и не гуманитарная наука, она уникальна и самобытна. Но если выбирать - или естественная, или гуманитарная (без альтернатив) - то однозначно гуманитарная (т.к. числа существуют только у нас в головах).

Илья Ермаков писал(а):
А чем больше разных естественных языков человек изучает, тем лучше это для его мышления.

Тогда чем больше языков программирования человек знает (желательно непохожих), тем лучше он мыслит.

Valery Solovey писал(а):
Математика как была точной наукой, так, наверное, и осталась по сей день. Если очень-очень огрубить идею, то предназначена она для создания формализмов, которые используются между людьми с целью донести до собеседника цепочку своих рассуждений. Этот аппарат используется для того, чтобы рассуждения поддавались проверке. А также, для того, чтобы доказать непротиворечивость различных частей рассуждений.

Я говорю не про "точная-неточная", а про "естественная-гуманитарная". Логика и правила рассуждений - это по существу описание принципов работы нашего разума, т.е. человеческого мозга (т.е. это - наука о человеке, причём о его разуме, т.е. гуманитарная). Поэтому я и сказал "гуманитарная", хотя точнее просто "математика" - она вне этой классификации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 15:15 

Зарегистрирован: Понедельник, 30 Июль, 2007 10:53
Сообщения: 1538
Откуда: Беларусь, Минск
ScrollLock писал(а):
Я говорю не про "точная-неточная", а про "естественная-гуманитарная". Логика и правила рассуждений - это по существу описание принципов работы нашего разума, т.е. человеческого мозга (т.е. это - наука о человеке, причём о его разуме, т.е. гуманитарная). Поэтому я и сказал "гуманитарная", хотя точнее просто "математика" - она вне этой классификации.
"Голова - предмет тёмный и исследованию не подлежит". Поэтому, боюсь, про описание разума будет слишком оптимистично. Иначе философии почти ничего не останется для исследования. К тому же, насколько я помню со студенческой скамьи (да и в интернете по такому поводу чутка покапался), формальная логика исследует высказывания с точки зрения формы, а не содержания. То есть, как бы снаружи. Отношения высказываний происходит по их результатам. Сам процесс их получения игнорируется. То есть работа мозга при использовании логики не учитывается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 15:23 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
ScrollLock писал(а):
... Но ведь иностранные языки это сугубо практическое дело, нужно прежде всего для общения с иностранцами и чтения иностранных журналов.


Вы сильно неправы 8)
Педагогической наукой (=систематизированный опыт) признано, что лучший предмет для развития ума детишек (до математики) -- это иностранные языки (лично я бы кроме английского латынью бы их грузил...).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 15:24 

Зарегистрирован: Четверг, 17 Ноябрь, 2005 11:51
Сообщения: 2935
Откуда: г. Ярославль
ScrollLock писал(а):
Иван Кузьмицкий писал(а):
Но тут поднимается другой аспект программирования - не как прикладного навыка, а как умственной дисциплины, которая способна развивать и структурировать интеллект.

Я согласен с такой ролью программирования. Но это слишком общие слова, как именно развитие и структурирование интеллекта будет отражаться на вводном курсе, посвящённому написанию простейших программ (не на VB, а на Обероне, Паскале или даже Си или QBASIC)?


Вам прямо тут, в двух словах набросать? :) Кто бы знал, что такое интеллект... Если серьёзно, я в этом плане больше доверяю Вирту, который сразу начинает с надёжности и точности.

ScrollLock писал(а):
Цитата:
Проще говоря, если тот же VB затупляет культуру мышления, то его надо просто поганой метлой мести!
Он не затупляет культуру мышления, а просто переводит его в другую плоскость - создание интерфейсов. Я согласен с тем, что он не слишком удачен для обучения основам программирования - т.к. отвлекает от создания логики, алгоритма. ИМХО, целесообразно его изучить только после вводного курса программирования на "классическом языке" (Оберон, Паскаль, Си, Бейсик).


Говоря "затупляет", я имел в виду, что приучает к расхлябанности, неточности и неаккуратности. А так же формирует определённый стереотип отношения к делу, вырабатывает стиль мышления "и так сойдёт". Представьте, что Вы - работодатель. Вам нужен такой специалист?

ScrollLock писал(а):
Цитата:
Так вот, получается, что школьное программирование, по сути, предназначено не для всей массы, а для 15% людей.

А с большинством тогда что делать? Всё-таки оно не такое уж и глупое, и полагаю, что азы кодования освоить может.


Я не говорил, что большинство "глупое". И эти культурные уровни, на самом деле, расположены не выше-ниже, круче-хуже, а скорее, в разных точках пространства.
Насчёт "кодирования", слово уж очень режет взгляд. Кодирование тождественно зашифровке, не так ли? Перевод читаемого текста в нечитаемый код.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 15:36 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда, 16 Ноябрь, 2005 00:53
Сообщения: 4625
Откуда: Россия, Орёл
ScrollLock писал(а):
Цитата:
Проще говоря, если тот же VB затупляет культуру мышления, то его надо просто поганой метлой мести!

Он не затупляет культуру мышления, а просто переводит его в другую плоскость - создание интерфейсов. Я согласен с тем, что он не слишком удачен для обучения основам программирования - т.к. отвлекает от создания логики, алгоритма. ИМХО, целесообразно его изучить только после вводного курса программирования на "классическом языке" (Оберон, Паскаль, Си, Бейсик).

Школьник должен осваивать навыки составления алгоритмов. Эти навыки развивают его мышление. Эти навыки применяются в повседневной жизни. Чтобы учить этим навыкам, даже не обязателен компьютер. Если же говорить о компьютере, как универсальном исполнителе, дающем большую наглядность - нужны языки, исполнители и проч - как можно более простые, чтобы сосредоточить внимание на алгоритмике, а не фичах и подводных камнях инструмента.

Составление интерфейсов, суперсложный (сплошные подводные камни) Си - не годятся для обучения. И лозунги того, что это дескать нужно для устройства на работу - туфта. Покажите мне хоть одного человека, работа которого связана с вычислениями и который считает в уме да на бумажке. А раз так - зачем учить? Давайте на математике будем учить считать на калькуляторе/компьютере, а не в уме.

И если и изучать составление интерфейсов в школе - то только на факультативе/спец. классах, а не в общем потоке. А сейчас как раз наоборот.

Цитата:
Цитата:
Так вот, получается, что школьное программирование, по сути, предназначено не для всей массы, а для 15% людей.

А с большинством тогда что делать? Всё-таки оно не такое уж и глупое, и полагаю, что азы кодования освоить может.
Большинство вполне может, при правильном обучении, освоить простые типовые алгоритмические схемы и на их основе начать решать более сложные задачи, где такие схемы сочетаются. Так же, как в математике - не 15% - единицы решат квадратное уравнение сами, однако по шаблону - научатся все. И потом решат биквадратное уравнение и т. п.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 16:01 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
Иван Кузьмицкий писал(а):
... Насчёт "кодирования", слово уж очень режет взгляд. Кодирование тождественно зашифровке, не так ли? Перевод читаемого текста в нечитаемый код.


Хорошо замечено.

И в общих курсах требуется не кодированию учить, а умению точно излагать. В этом смысле алгоритмические схемы вроде цикла это просто техника изложения сложного содержания.

С этой точки зрения чистота языка изложения (программирования) абсолютно необходима.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 16:36 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
ScrollLock писал(а):
Илья Ермаков писал(а):
А чем больше разных естественных языков человек изучает, тем лучше это для его мышления.

Тогда чем больше языков программирования человек знает (желательно непохожих), тем лучше он мыслит.

Отчасти так и есть (знать на уровне использования не обязательно, достаточно быть знакомым. ЯП - это не естественный язык и доступен для "обзорного прочувствования"). В подготовке студентов по ИТ-специальностям я бы на одно из главных мест поставил изучение истории и современности языков программирования. Очень сильно развивает инженерную эрудицию. Расширяются границы мышления.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 20:00 

Зарегистрирован: Среда, 01 Август, 2007 00:13
Сообщения: 162
Valery Solovey писал(а):
Отношения высказываний происходит по их результатам. Сам процесс их получения игнорируется. То есть работа мозга при использовании логики не учитывается.

Тогда получается, что относить ли математику к гуманитарным наукам -философский вопрос, т.к. не вполне ясно, являются ли законы формальной логики законами работы мозга или же законами, присущими именно окружающему миру.

info21 писал(а):
лично я бы кроме английского латынью бы их грузил

Латынь нужна только медикам - лучше уж тогда довести преподавание английского в школах до такого качества, чтобы он был для выпускников почти как родной.

Иван Кузьмицкий писал(а):
Говоря "затупляет", я имел в виду, что приучает к расхлябанности, неточности и неаккуратности.

Тут всё зависит от того, как учить программировать - можно и на Обероне написать так,что никто ничего не поймёт, а можно и на VB, QBASIC или Си написать очень наглядную и хорошую программу
"Настоящий программист напишет программу на Фортране, пользуясь любым языком программирования"

Цитата:
Вам прямо тут, в двух словах набросать?

Было бы неплохо.

Евгений Темиргалеев писал(а):
Большинство вполне может, при правильном обучении, освоить простые типовые алгоритмические схемы и на их основе начать решать более сложные задачи, где такие схемы сочетаются.

А может быть, с этого и следует начинать - с базовых конструкций языка и разбором основных алгоритмов (на языке и в блок-схемах)? А потом, отталкиваясь от шаблонов, уже начинать собственное творчество?

Цитата:
Покажите мне хоть одного человека, работа которого связана с вычислениями и который считает в уме да на бумажке. А раз так - зачем учить?

Затем, чтобы он мог прикинуть, что получится на выходе и не пропустил результат вроде "масса кролика - полторы тонны". Да и просто для развития мозгов и проверки сдачи в магазине.

Цитата:
суперсложный (сплошные подводные камни) Си

По сложности он почти не отличается от Паскаля (хотя Оберон немного проще). Некоторые вещи (указатели) даже проще для понимания, более лёгкий для набора синтаксис (хотя при некультурном форматировании читается плохо). Вот в C++ действительно наворотов многовато.

P.S. Моё ИМХО - самый сложный предмет в школе - это не математика, не программирование, а литература. Это связано с тем, что многие учителя считают, что написание сочинения - интуитивно понятный процесс и редко объясняют, какая технология и какие шаблоны можно использовать (хотя тут много зависит от учителя). Лично для меня это было совсем не очевидно и приходилось специально учиться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 20:16 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
По-моему, основное условие для свободного написания сочинений - много читать в детстве.
Кроме всего прочего, это даёт эффект "подкорочной грамотности", когда человек не делает орфографических ошибок вообще, а пунктуационных - почти. При этом может даже не помнить вообще никаких правил, просто "знает".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Понедельник, 22 Октябрь, 2007 21:23 

Зарегистрирован: Среда, 01 Август, 2007 00:13
Сообщения: 162
Илья Ермаков писал(а):
По-моему, основное условие для свободного написания сочинений - много читать в детстве.
Кроме всего прочего, это даёт эффект "подкорочной грамотности", когда человек не делает орфографических ошибок вообще, а пунктуационных - почти. При этом может даже не помнить вообще никаких правил, просто "знает".

У меня не в грамотности была проблема - я мог написать сочинение без ошибок и стилистических глупостей, но содержание было иногда анекдотичным.
А в детстве я довольно много читал, даже почти все произведения из школьной программы читал лично, а не в корявом пересказе. Была проблема не в прочтении литературного произведения, а в понимании его сути, человеческих взаимоотношений. Также сложным было создание "переходных" кусков между разными блоками сочинения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 08:43 

Зарегистрирован: Понедельник, 28 Ноябрь, 2005 10:28
Сообщения: 1429
ScrollLock писал(а):
Логика и правила рассуждений - это по существу описание принципов работы нашего разума, т.е. человеческого мозга (т.е. это - наука о человеке, причём о его разуме, т.е. гуманитарная).


Какого там человеческого. Человек он того - эрраре эст. А математика изучает совершенный разум, сиречь наука теологическая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 10:20 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда, 16 Ноябрь, 2005 00:53
Сообщения: 4625
Откуда: Россия, Орёл
ScrollLock писал(а):
Цитата:
Покажите мне хоть одного человека, работа которого связана с вычислениями и который считает в уме да на бумажке. А раз так - зачем учить?

Затем, чтобы он мог прикинуть, что получится на выходе и не пропустил результат вроде "масса кролика - полторы тонны". Да и просто для развития мозгов и проверки сдачи в магазине.

Совершенно верно. "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". И этим наше образование пока выгодно отличается, например, от обр. в США, где на этот вопрос ответили иначе и теперь 1/2 + 2/3 -- непосильная проблема. Для этого же в школах надо учить алгоритмику и именно её, а не интерфейсоклепание или низкоуровневую работу с памятью.

ScrollLock писал(а):
о сложности он почти не отличается от Паскаля (хотя Оберон немного проще). Некоторые вещи (указатели) даже проще для понимания, более лёгкий для набора синтаксис (хотя при некультурном форматировании читается плохо). Вот в C++ действительно наворотов многовато.
Вы ошибаетесь. Одни неявные преобразования базовых типов чтобы объяснить как следует надо времени столько же, что хватит на пол Оберона. А указатели в Си - это вообще тема, которая является непреодолимым препятствием для 85% начинающих и вызывает серьезные трудности даже у 15% способных. ИМХО, единственный способ её нормально объяснить, чтобы поняли, - поработать с адресами "голыми руками" на ассемблере, а лишь потом говорить о них в Си.
Голые факты: объём стандарта Си (более 500 с. 1999 год) и Оберона (15-20 с.). Виртовский Паскаль - не знаю, но врят ли намного объёмнее Оберона.

И сразу забегу вперед: не надо говорить, что все зависит от построения курса и т.п. При изучении Си есть только два пути:
1) Учить именно Си, объясняя все подводные камни, которые заложены в основу языка.
2) Учить кусками, пропуская или не объясняя правильно многих деталей. В результате обучаемые будут знать не Си, а не понятно что.
3) Любая попытка выделить в Си замкнутое подмножество и полностью его освоить -- не возможна (в отличие от Паскаля/Оберона). Тут Вы всегда придете либо к (1) либо к (2).
Итого: (1) невозможно в общем школьном курсе, (2) не удовлетворяет Вашей же цели учить, т. к. надо для трудоустройства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 10:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
ScrollLock писал(а):
info21 писал(а):
лично я бы кроме английского латынью бы их грузил

Латынь нужна только медикам - лучше уж тогда довести преподавание английского в школах до такого качества, чтобы он был для выпускников почти как родной.


Ну, вот видите, насколько слабо Вы понимаете специфику образования :-)

Во-первых, про латынь Вы так говорите только по тому, что ее не знаете. (Лично я склонен называть такое состояние невежеством, но готов признать, что в текущих условиях подобное суждение было бы перебором.)

Во-вторых, лингвистический опыт -- мощный ускоритель обучения языкам. Изучение второго языка резко повышает качество освоения первого.

В-третьих, латынь -- в некотором смысле корень (западно) европейской цивилизации.

Так что остерегайтесь делать подобные высказывания 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 12:45 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8500
Откуда: Троицк, Москва
ScrollLock писал(а):
... Моё ИМХО - самый сложный предмет в школе - это не математика, не программирование, а литература. Это связано с тем, что многие учителя считают, что написание сочинения - интуитивно понятный процесс и редко объясняют, какая технология и какие шаблоны можно использовать (хотя тут много зависит от учителя). Лично для меня это было совсем не очевидно и приходилось специально учиться.


Вот, уважаемый ScrollLock, конкретные суждения, взятые из конкретного опыта -- вещь всегда ценная, и прочная опора для рефлексии, ведущей на уровень 2 8-)

Мой опыт насчет школьной литературы совершенно аналогичный.
А как начал описывать и объяснять собственные научные выдумки -- сразу все на места встало, и интерес появился к технологии писанины.

Это я к тому, что информатика как школьный предмет должна, помимо собственно "кодирования", включать в себя, например, упражнения по написанию документации к каким-то програмкам (не обязательно своим).
Или/и просто описание на псевдокоде (очень правильно пропагандируемый В.В.Потопахиным) -- в явном письменном виде -- как промежуточный шаг перед собственно программой.

Опять же не с целью готовить профессиональных "технических писателей", а с целью поупражнять мозги в точных описаниях на предмете более понятном 14-леткам (мужского особенно пола; девочки "вопросы отношений" более органично воспринимают), чем гуманистические проблемы произведений бесценного нашего Льва Николаевича.

Надеюсь, это немного поясняет мой тезис о школьной информатике как мостике между лит-языковыми дисциплинами и математикой.

А ScrollLock'у отдельное спасибо за повод.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 19:02 

Зарегистрирован: Среда, 01 Август, 2007 00:13
Сообщения: 162
Евгений Темиргалеев писал(а):
Одни неявные преобразования базовых типов чтобы объяснить как следует надо времени столько же, что хватит на пол Оберона.

Я не помню, чтобы при изучении языка Си эта тема вызвала у меня значительные трудности. В Бейсике тоже есть неявное преобразование типов, но его тем не менее широко применяют при обучении программированию.

Евгений Темиргалеев писал(а):
А указатели в Си - это вообще тема, которая является непреодолимым препятствием для 85% начинающих и вызывает серьезные трудности даже у 15% способных. ИМХО, единственный способ её нормально объяснить, чтобы поняли, - поработать с адресами "голыми руками" на ассемблере, а лишь потом говорить о них в Си.

Я согласен с тем, что для лучшего понимания указателей нужно поработать с ними на низком уровне. Но не думаю, что будет какая-то качественная разница при изучении указателей в Обероне и Си (разве что арифметика указателей из Си весьма своеобразна).

Евгений Темиргалеев писал(а):
(2) не удовлетворяет Вашей же цели учить, т. к. надо для трудоустройства.

Я отлично понимаю, что программиста, пригодного для профессиональной работы, в общеобразовательной школе сделать вряд ли можно. Но цель освоить основы составления программ и ознакомиться с популярным синтаксисом достижима.

Евгений Темиргалеев писал(а):
Любая попытка выделить в Си замкнутое подмножество и полностью его освоить -- не возможна (в отличие от Паскаля/Оберона).

Не факт - вполне возможно обойтись без детального изучения макропроцессора (ну разве что include и define выучить), побитовых операций (логика, сдвиги), излишней детализации форматного ввода-вывода, структур, continue и goto, создания программы из нескольких файлов (c и h - типов), детальной проработки указателей, "заморочек" с типами памяти.

info21 писал(а):
В-третьих, латынь -- в некотором смысле корень (западно) европейской цивилизации.

Я понимаю, что изучение латыни - дело хорошее, но оно вряд ли выполнимо в современных школах (разве что в спецклассах).

info21 писал(а):
Это я к тому, что информатика как школьный предмет должна, помимо собственно "кодирования", включать в себя, например, упражнения по написанию документации к каким-то програмкам (не обязательно своим).

Прекрасная идея, которая к тому же и актуальна с практической точки зрения. Но у меня в возрасте 14 лет написать текст/реферат на техническую тему было меньшей проблемой, чем на литературную. У меня была именно проблема понимания взаимоотношения людей в литературе и в не слишком прямолинейном изложении мыслей в сочинении.

P.S. Нашёл математико-лингвистическое доказательство, что Си сопоставим по сложности с Паскалем
http://www.uni-vologda.ac.ru/cs/syntax/ariphm.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 19:16 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9459
Откуда: Россия, Орёл
Си и Паскаль - это два языка 70-го года создания.
Ни один, ни другой сегодня всех необходимых для современного программирования средств не предоставляют.
Поэтому всё равно речь идёт об их линейках.
Так языки Си-линейки раздулись до невероятных размеров.
А языки Виртовой линейки ужались до ещё более компактных. Просто потому, что изначально был выбран верный набор абстракций и выразительный, ёмкий для высокоуровневого программирования синтаксис.

По поводу указателей в двух языках - имеются принципиальные отличия:
1) из Оберона для обучения легко можно вырезать подмножество без указателей, из Си - нет. Потому что:
а) массивы в Си настолько завязаны с указателями, что, если вести речь не о школе, даже непонятно, что раньше изучать. А если о школе - то при изучении массивов учащиеся не могут понять всех тонкостей семантики связанных с ними конструкций, в результате у большинства возникнет "массивофобия".
б) в чистом Си нет передачи параметра по ссылке. В результате для этого нужны указатели.
2) Если говорить уже об этапе изучения указателей, то в Обероне указатель трактуется в смысле безопасных языков - ссылка на некоторый целостный объект, существующий в системе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вторник, 23 Октябрь, 2007 19:24 

Зарегистрирован: Среда, 01 Август, 2007 00:13
Сообщения: 162
Илья Ермаков писал(а):
Если говорить уже об этапе изучения указателей, то в Обероне указатель трактуется в смысле безопасных языков - ссылка на некоторый целостный объект, существующий в системе.

Но ведь то же самое можно делать и в Си, если не применять арифметику указателей.

Илья Ермаков писал(а):
Си и Паскаль - это два языка 70-го года создания.
Ни один, ни другой сегодня всех необходимых для современного программирования средств не предоставляют.

Но для изучения основ алгоритмирования они вполне подходят.

Илья Ермаков писал(а):
А если о школе - то при изучении массивов учащиеся не могут понять всех тонкостей семантики связанных с ними конструкций, в результате у большинства возникнет "массивофобия".

Можете привести какие-то конкретные примеры? Мне приходит разве что передача массива как аргумента функции.

Илья Ермаков писал(а):
в чистом Си нет передачи параметра по ссылке. В результате для этого нужны указатели.

Как это будет мешать при составлении простых алгоритмов, где не то что передача по ссылке, а даже функции не всегда нужны? Когда я проходил Паскаль в школе, ни разу не столкнулся с необходимостью передавать по ссылке, даже функции были не в каждой программе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 161 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2024, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB