OberonCore https://forum.oberoncore.ru/ |
|
Школьный проект по техническому зрению https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=7&t=6515 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | А.П. [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 05:50 ] |
Заголовок сообщения: | Школьный проект по техническому зрению |
Думаю над тем, а не пришло ли время начать обучать школьников техническому зрению на каком-то понятном модельном материале-реализации, в "правильной среде" и в скором выходе на нейронные сети. И вот жизнь свела в местном Кванториуме с группой ребят, которые заинтересовались техническим зрением на моделях беспилотных автомобилей. Есть в кванториуме такое оборудование. Одна из них, десятиклассница Анна, заявила, что решила выбрать себе профессией техническое зрение. В школе ей предложили выполнить исследование или сделать проект. Исследовать ей не интересно, она выбрала проект по теме "техническое зрение", с реализацией на питоне. Показала мне свежую толстую книжку про техническое зрение. Попросила дать какое-нибудь "содержание" проекту. Сделал набросок: Техзрение проект 1. Первая программа выдает RGB точки на листе цветной бумаги 2. Лист бумаги раскрашен наклейками разных цветов – аппликации. Хранятся в жестких прозрачных «файликах». 3. Самодельный складной штатив (похож на фотоувеличитель) для веб-камеры, смотрящей вниз, со светодиодной белой подсветкой регулируемой яркости. На него класть листки бумаги с образцами для распознавания. Материал – листовой вспененный ПВХ. 4. То же с коммутируемой цветной подсветкой, управляется Arduino Nano, питание от батареек 5. Программа распознавания (ноутбук, Windows) залитых фигур: круг, квадрат, треугольник разных размеров и цветов, разной ориентации 6. Простые алгоритмы и пояснительные схемы показываются на экране ноута вместе с результатом работы 7. Взять набор цветной бумаги, разрезать каждый лист пополам. Половину изрезать на фигуры и наклеить на другие половинки. 8. Жесткий портфель-чемоданчик типа «дипломат» для переноски проекта – штатива, аппликаций, канцпринадлежностей (ножницы, клей-карандаш, линейка, простой карандаш), флэшка 9. На чемоданчике наклейки: «Проект Техническое зрение», «OpenCV», «ИИ», «Анна Фамилия» - распечатки на самоклейке – бумаге или пленке. 10. Программа распознавания 7-сегментных цифр. Цифр почтовых индексов. Прямая а в последующем и произвольная ориентации цифр. Разные размеры, цвета и степени узнаваемости – от детских дошкольных акварельных изображений до строгих геометрических аппликаций. 11. Листы белые и цветные с образцами цифр, в отдельном файлике. Цифры одиночные и группами-числами. Архив цифр накапливается по мере развития программы. 12. Программы распознавания имеют режимы работы, управляемые специальными картинками. 13. Завести в Интернете блог (Яндекс.Дзен?) и рассказывать о проекте в ходе его выполнения. Тексты, фото, программы на Питоне(?)… Все пункты пока только идеи. Не сомневаюсь в возможности и (обучающей) полезности реализации. Вопрос к сообществу: стоит ли пытаться выполнить проект в рамках КП/ББ, или конкурировать с питоном+OpenCV будет себе дороже? |
Автор: | Роман М. [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 09:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
На реализацию проекта в ББ ученица потратит куда больше времени, чем на Питоне с OpenCV. OpenCV реализует сложные алгоритмы обработки и распознавания образов. Нужно обладать хорошей математической базой, чтобы смочь реализовать подобную логику самостоятельно. |
Автор: | А.П. [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 12:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Я полагаю, что для понимания процесса распознавания очень полезно вручную выполнить решения несколько относительно простых задач. Во всяком случае, до нейросетей. И я все-таки патриот Оберонов-КП/ББ. Мне хотелось бы, чтобы наше сообщество активнее прирастало толковой молодежью. Спросил еще и с тайной надеждой, что кто-нить мне поможет с консультациями учней по тем вопросам, которые я не сумел освоить. Я понимаю, что у каждого гуру своих забот хватает, но публикация процесса (выполнения проекта в КП/ББ) современными средствами выхода на молодежь существенно подвинула бы, на мой взгляд, рост числа сторонников оберон-направления. Особенно, если бы удалось элегантно портировать ББ на смартфоны и одноплатники (ARM'ы). Старшеклассники с ними не расстаются днем и ночью, разве что в душ и туалет не всегда берут. Сужу по собственному внуку-десятикласснику, который неспешно самостоятельно осваивает язык Котлин и разрабатывает справочное приложение для рыбаков. За программические и иные достижения получил бесплатную путевку в Артек на текущий сезон. |
Автор: | Роман М. [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 18:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
В области технического зрения и так много трудностей, а работа с ББ только прибавит их. Кроме того, гораздо проще получить совет по OpenCV в интернете от разработчиков на Питоне. А не ББ, от которого получит скорее негативный опыт - из-за отсутствия необходимой инфраструктуры/библиотек. |
Автор: | Иван Денисов [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 18:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Для научных камер с поддержкой драйвера Vimba делал захват и обработку на лету: https://gitlab.molpit.org/bindings/vimba Готовые простые нейросети на Блэкбоксе: https://gitlab.molpit.org/molpit/MLP Когда-то для захвата с веб-камеры делали с вами небольшой прототип: Вложение: Захватывать изображения на МК пока не пробовал. Это отдельная сложная история. Вот почитать например: https://habr.com/ru/post/186980/ Для школьного уровня: - анализ готовых файлов изображений - анализ простейших линеек фотодиодов на МК Из последнего вот есть интересный проект мини-спектрометра: http://www.tricorderproject.org/blog/sn ... ctrometer/ Как вариант использование OpenCV через привязку к Блэкбоксу. |
Автор: | Info21 [ Воскресенье, 15 Декабрь, 2019 22:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Роман М. писал(а): от разработчиков на Питоне. Раньше были чума и холера (С и С++). Теперь ещё питон.Школа как прибежище мракобесия. |
Автор: | Роман М. [ Понедельник, 16 Декабрь, 2019 01:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Иван, смотря какая какую цель поставить. Если изучить особенности фреймворка ББ и языка КП, то да. А если овладеть базовыми познаниями в техническом зрении с выполенным проектом, тогда Python + OpenCV. Если бы ББ имел хотя бы привязку к OpenCV, тогда было бы о чем говорить. |
Автор: | adimetrius [ Понедельник, 16 Декабрь, 2019 02:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
А.П. писал(а): Сужу по собственному внуку-десятикласснику, который неспешно самостоятельно осваивает язык Котлин и разрабатывает справочное приложение для рыбаков. За программические и иные достижения получил бесплатную путевку в Артек на текущий сезон. Ого! Я на вашем месте - разгордился бы до неба! |
Автор: | Иван Денисов [ Понедельник, 16 Декабрь, 2019 04:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Роман М. писал(а): Иван, смотря какая какую цель поставить. Если изучить особенности фреймворка ББ и языка КП, то да. А если овладеть базовыми познаниями в техническом зрении с выполенным проектом, тогда Python + OpenCV. Если бы ББ имел хотя бы привязку к OpenCV, тогда было бы о чем говорить. Раз есть для Паскаля привязки, то значит и для ББ несколько нужных процедур и структур данных возможно описать. Было бы желание. https://github.com/Laex/Delphi-OpenCV/t ... ter/source Вот проект на Лазарусе, который как мне кажется, школьнику по силам адаптировать под Блэкбокс с помощью преподавателя. https://forum.lazarus.freepascal.org/in ... #msg272331 |
Автор: | Oleg N. Cher [ Понедельник, 16 Декабрь, 2019 07:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
А.П. писал(а): Особенно, если бы удалось элегантно портировать ББ на смартфоны и одноплатники (ARM'ы). Есть такая разработка — порт BlackBox под Linux ARM. Получен через трансляцию КП в Си на основе кроссплатформенной сборки Ивана Денисова. Занимался этим я. Удалось сделать практически всё, кроме реализации динамической модульности. Ну и кроме нативной трансляции, само собой. Делалось всё это как закрытый проект. Подробнее спрашивайте у Ильи Ермакова.
|
Автор: | А.П. [ Вторник, 17 Декабрь, 2019 13:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Сегодня посетил авторитетную местную организацию дополнительного образования детей. Она выиграла грант, по которому ей будет подготовлено к новому учебному году обновленное здание. Листая московский проект, обрадованная моим появлением директор (она гуманитарий) называет: "это - класс работы с большими данными, это - класс виртуальной и дополненной реальности, это - класс разработки мобильных приложений, это - класс обучения С++, а это - класс обучения питону. Еще у нас будет максимально представлена робототехника. Я очень заинтересована в теме технического зрения. Мне нужны молодые преподаватели с инженерным образованием. Приглашаю Вас в консультанты-преподаватели. Ведите ко мне магистрантов, аспирантов...". Проект утвержден, грант расписан по отдельным статьям, видам оборудования и т.п. Реализацию проекта курирует областной департамент основного общего образования. Вот такая правда жизни. Как, скажите на милость, мне на этом поле высовываться с нашим, уважаемым в узких кругах, КП/ББ? Придется тихо молчать в тряпочку... |
Автор: | Иван Денисов [ Вторник, 17 Декабрь, 2019 14:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Совет консультировать по мере возможности ненавязчиво про Оберон. Ведь для детей, которые не любят C++ и Python, но хотят углубленно изучать робототехнику, должен быть шанс заниматься. Оберон к тому же позволяет рассказать про регистры специального назначения микроконтроллера очень деликатно без шестнадцатеричной системы исчисления. У меня образовательная программа такая отработана для группы 6-10 человек (8-10 класс), занятие идет примерно 2 часа, курс называется "Электронные приборы" в Инженерной школе при Гимназии №1. Цель курса, чтобы ребята сами могли делать простые электронные устройства, и при том понимали, что происходит на уровне движения электронов в компонентах и битов в регистрах МК. 1 четверть - основы электричества, электрический ток, сопротивление на примере графитного следа карандаша, закон Ома (дома рекомендую посмотреть в течение четверти фильм История электричества BBC) - полупроводники и устройство диода (смотрим фильм https://www.youtube.com/watch?v=LmLIKcTIjDw ) - светодиоды, практическое занятие по сжигаию светодиодов, объясняю про ограничение тока в цепи - транзисторы, показываю как собрать простой усилитель ( https://www.youtube.com/watch?v=ca-0WedN_sw, https://www.youtube.com/watch?v=X3rDIP7vAMk ) - дети сами собирают простые цепи, диодный мост для самодельного выпрямителя, трансформатор я сам к 220 подключаю... 2 четверть - проходим модули и структуру программы на языке Оберон (https://modela.online/ https://www.youtube.com/watch?v=aUDs9PD7K6M ) - изучаем циклы, условия и т.п. (https://www.youtube.com/watch?v=i8MPTpahInM) - цикл с управляющей переменной и графика на HTML5 (https://www.youtube.com/watch?v=pRs7GTg7JmE) - виртуальный МК, объясняю про регистры https://modela.online/model/210 - потом знакомство с O7 в Блэкбоксе, создаем модуль мигания светодиода и прошиваем МК через UART (показываю как создать и даю готовую сборку) - управление светодиодом на макетной плате (О7 в Блэкбоксе) - группы светодиодов и сегментные дисплеи, самостоятельная работа, у всех разные задания (О7 в Блэкбоксе) - подключаем кнопки для управления электронным устройством 3, 4 четверть, проектно-ориентированное обучение, работа в группах - разбираемся с аналоговыми и цифровыми датчиками в зависимости от проектов, которые выбирают ребята - основы создания гальванических развязок через оптроны - приложение DipTrace для тех, кто хочет делать печатные платы - передача данных на ПК, программирование в Блэкбоксе для нужд проекта - химическое травление печатных плат и т.п. что успеваем. Вот такой курс. Он сформировался за три года и рассчитан на мотивированных ребят. Пара человек из 10-ти всегда отваливается, их отправляют на другой курс, это руководство инженерной школы разруливает. В прошлом году было две группы по 10 человек, и это было очень сложно совмещать с работой. Так что отказался так много брать. 8 человек — максимум, сколько можно комфортно обучить одному преподавателю по такой программе, если есть ещё другая работа. В этом году одна группа, и несколько ребят доделывают проекты с прошлого года. На фото один из способных учеников Вложение:
|
Автор: | Artyemov [ Среда, 18 Декабрь, 2019 01:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Иван Денисов писал(а): На фото один из способных учеников Вложение: photo_2019-12-17_18-53-55.jpg А чем косметичка (нижний левый угол фото) помогает, стесняюсь спросить |
Автор: | Иван Денисов [ Среда, 18 Декабрь, 2019 04:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Настраивает на позитив |
Автор: | Валерий Лаптев [ Среда, 18 Декабрь, 2019 07:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Школьный проект по техническому зрению |
Это не косметичка, это кошелек. )))))))))))))))))))))))))) |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |