OberonCore https://forum.oberoncore.ru/ |
|
Хабаровская школа https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=7&t=5781 |
Страница 2 из 3 |
Автор: | Kubanych [ Четверг, 16 Июнь, 2016 21:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
vvp писал(а): много игр (а не одна, пусть даже и сильная) может быть хорошей базой для любой профессиональной подготовки. В том числе и программистов. одно время я тоже отбирал учеников, пропуская их через игры "сапер" и "судоку" - они формируют глубокое мышление или выявляют человека с глубоким мышлением. А попытка угадывания в этих играх (не буду использовать признанный неоднозначным термин "интуиция") приводит к быстрому поражению |
Автор: | Kubanych [ Четверг, 16 Июнь, 2016 21:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
vvp писал(а): Я всегда полагал, что педагоги в своих образовательных процессах слишком многое ставят на системное обучение и слишком мало на интуицию. может, назвать не "системное обучение" и "интуиция", а "информирование" и "дать ученику ощутить проблему во всей ее реальности, чтобы он сам нашел решение" |
Автор: | Kubanych [ Четверг, 16 Июнь, 2016 21:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Иван Кузьмицкий писал(а): Когда процесс мышления эффективнее? Когда нам интересно. А теперь представьте педагогику, которая строится на том, чтобы всегда делать интересным то, что делается. Представьте это счастье, этот рай, это удивительное положение вещей, когда ты -свободный человек - мыслишь, запоминая, и понимаешь, что обязательно запомнишь, если тебе будет интересно; когда ты распоряжаешься собой в соответствии со своим рефлексом свободы, о котором, кстати, многие педагоги просто забыли, но, к счастью, напоминают психиатры, свидетельствуя об угрожающей астенизации школьников хорошо сказано мы тоже разбили процесс обучения на несколько этапов, уже первый из них (cad/cam/cae) дает практически применимый результат. потом для ускорения работ показываем, как использовать программирование, после усвоения показываем другие возможные сферы применения программирования а когда аппетит разыграется, обучаем математике и физике (в школах и вузах сразу начинают с них, ученикам без понимания роли этих дисциплин в жизни учить неинтересно - вот мы и получаем поколение не знающих математику и физику) |
Автор: | Kubanych [ Четверг, 16 Июнь, 2016 21:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
prospero78 писал(а): в армии -- интуиция есть зло. в армии мирного времени. а в воюющей - добро |
Автор: | Kubanych [ Четверг, 16 Июнь, 2016 22:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
prospero78 писал(а): Ну, скажем так, с точки зрения человека, у которого 30 лет стажа в лёгкой атлетике и 31 года всего в спорте (т.е. меня) спортсмен должен думать, и доля интуиции тоже должна быть. Иначе такой спортсмен рискует не достичь ничего ))) как сказал один мой ученик: "в единоборстве надо применять мозг, чтобы не попасть под любимый прием противника и подвести его под свой любимый прием" |
Автор: | vvp [ Пятница, 17 Июнь, 2016 02:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Info21 писал(а): Вы говорите о разных вещах, обозначаете их одним словом, а потом виноваты те, кто не может понять, о чем Вы рассуждаете. Чтобы выводы не получались кривыми, нужно хорошенько выпрямить основные понятия. Я не первый раз дискутирую по этому вопросу на разных площадках, заметил, что почти всегда дискуссия быстро начинает идти по кругу. Аргументы оппонентов по большому счету сводятся к банальному. Для того чтобы быть успешным надо включать мозг и система важна. Ребята, а кто ж спорит. Некоторые возражают немного сложнее. Например ФВ. Но Федор Васильевич имеет обыкновение требовать от меня, чтобы я излагал свои идеи сообразуясь с его системой понятий, но это не всегда возможно. Поэтому дело не в том, кто виноват уважаемый Федор Васильевич. Я вообще очень не люблю этого первого вопроса русской интеллигенции. Искать виноватого почти всегда неконструктивно, за исключением случаев предусмотренных УК РФ. А теперь еще раз по существу. Есть процесс обучения и есть процесс профессиональной деятельности. Что полезно первому не есть хорошо второму и наоборот. Кроме того и процесс обучения имеет разные стадии. Постепенно приближаясь к профессиональной деятельности он становится все более похож на неё. Но начинает обучение человек имея почти полностью бессистемное мышление. На бессистемное мышление система не ложится. А для того, чтобы обучение было эффективным методы обучения должны опираться на реальные возможности. Поэтому я и говорю, что длительное время методы должны иметь интуитивно- образную природу. ПО мере совершенствования ученика должны развиваться системные подходы. Это то, что ни одна системная методика (а официально принятые в школе методики все системные) не учитывает. Если совсем коротко. Есть система и есть образ и интуиция. Только не говорите мне, что это неопределенные понятия. Психология эти вещи разработала довольно неплохо. Так вот система в обучении больше цель нежели средство, а образ и интуиция чистый инструмент. По мере движения к результату система оставаясь целью, начинает играть и роль инструмента. П.С. Замечу. Здесь нигде не отрицаются базовые методики и не отрицается система знания. Я просто разделяю два разных вида деятельности: учеба и профессиональная деятельность и указываю более точное место системного знания. Еще один П.С. Я был бы целиком неправ если бы система образования была успешна. Но она не успешна, и есть смысл поискать причины. Заметьте педагоги сотни лет ищут методики, выстраивают различные системы, реализуют их и уходят в небытие. Наверное уже пора понять, что причина фундаментальна. Я вполне могу дать развернутый анализ разных школьных методик и показать, что все они некопируемы. И успешны создатели были только по причине личного таланта и умения интуитивно чувствовать реальную необходимость. Создав систему они убирали личность и методическая система превращалась в мертвый остов. |
Автор: | Info21 [ Пятница, 17 Июнь, 2016 13:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Пожалуйста, без клевет -- я такого обыкновения не имею и настаиваю только на том, чтобы система понятий была предъявлена. Пока этого нет. "На бессистемное мышление система не ложится." Ни малейшего фундаментального отличия от того, как "кладут" систему телодвижений какого-нибудь дзюдо на неподготовленное детское тело, тут нет. Есть нюансы, и только. |
Автор: | vvp [ Суббота, 18 Июнь, 2016 05:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Kubanych писал(а): vvp писал(а): много игр (а не одна, пусть даже и сильная) может быть хорошей базой для любой профессиональной подготовки. В том числе и программистов. одно время я тоже отбирал учеников, пропуская их через игры "сапер" и "судоку" - они формируют глубокое мышление или выявляют человека с глубоким мышлением. А попытка угадывания в этих играх (не буду использовать признанный неоднозначным термин "интуиция") приводит к быстрому поражению А зря "не буду использовать". Интуиция и угадывание, как методы поиска решения отличаются качественно. Для ФВ. Федор Васильевич, а как часто вы, для изложения простой идеи даете изложение системы понятий? Или это изложение обязательно лишь для меня? |
Автор: | Info21 [ Суббота, 18 Июнь, 2016 08:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Совершенно не нахожу Вашу идею простой. Потому что не могу толком понять, о чем Вы говорите Это нормальная ситуация: у Вас в голове большой контекст Вашего опыта, и Вы за много лет нарефлексировали что-то, незаметно для себя создав сетку понятий, придав словам какие-то оттенки и компоненты смыслов, очевидные Вам из Вашего опыта, но не очевидные извне. Так что ничего личного. |
Автор: | Info21 [ Суббота, 18 Июнь, 2016 08:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Столько прочитав по психологии (глядя на полки книг дома и вспоминая ещё кое-что в конторе), категорически не могу согласиться, что "система, образ, интуиция" -- особенно "интуиция" -- проработаны в психологии. В психологии вообще научность присутствует разрозненными пятнами, чаще мутными. По крайней мере специфический негативный смысл, который Вы придаете слову "система" в контексте текущего обсуждения, немного прояснился. Но этот смысл -- как я и написал в предыдущем сообщении -- сильно специфичен для Вас. К тому же Вы делаете подмену смыслов с "системой". Конкретные системы для конкретных дисциплин вполне себе существуют, во множестве, и работают веками с большими успехами. Возьмите обучение музыке. Есть система, представленная хрестоматиями, гаммовым комплексом и т.п. И есть индивидуальные занятия: препод смотрит на игру ученика на очередном занятии (пару раз в неделю), и подбирает конкретные упражнения-задания-произведения. Выдающиеся преподы оставляют целые комплексы упражнений, которые входят в канон большой системы, а иногда (как у Баха) в канон музыкальной культуры. Аналогично, например, с боевыми искусствами. Но здесь все-таки есть занятия строем, когда ученики повторяют "формы" за учителем, годятся только для начинающих. В тех же муз школах среди канонических предметов тоже есть похожий -- "хор", но будущие профессионалы пения занимаются индивидуально. Чем более продвинут уровень, тем сильнее индивидуализация. Когда Вы негативно отзываетесь о "системе" -- то имеете в виду систематический фейл группового обучения на сколько-то продвинутых уровнях. Что, в общем, тривиально. |
Автор: | Владимир Паронджанов [ Суббота, 18 Июнь, 2016 11:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Уважаемые коллеги! Тема интуиции вызвала, если я правильно понимаю, общий интерес. Однако Виталий Валерьевич Потопахин озаглавил тему значительно шире: "Хабаровская школа". Чтобы не нарушать замысел топикстартера, приглашаю желающих перенести обсуждение интуиции в другую тему, специально для этого предназначенную. Это позволит, не мешая обсуждению Хабаровской школы, поучаствовать в более глубокой и тщательной дискуссии о понятии интуиции. Я попытался исследовать понятие интуиции и выявить его сущность, опираясь на авторитетные научные источники. Полученные результаты и свое понимание интуиции я описал в Главе 18 "Несметные сокровища интуиции и догадливые обезьяны" стр. 623-638. |
Автор: | Kubanych [ Суббота, 18 Июнь, 2016 11:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Info21 писал(а): В психологии вообще научность присутствует разрозненными пятнами, чаще мутными. Психология не наука, а просвещение. В науке сначала повторяемый эксперимент, затем вывод - идея. В просвещении сначала идея. И нет повторяемости экспериментов. |
Автор: | Info21 [ Суббота, 18 Июнь, 2016 13:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
В психологии полно повторяемых экспериментов. У них нет хорошей основы для ихней феноменологии. |
Автор: | vvp [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 05:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Только одну вещь еще скажу. За десятки лет практики, я нарефлексировал не идею, а технику её реализации. А идея все таки очень проста и не мной высказана. Пример из позднейшего - Шаталов. Его опорные конспекты - это образы включающие ассоциативное мышление и такую же память (мыслительный механизм и соответствующая ему память работают в комплексе). Но когда он развил это в систему обучения, полагая, что так можно быстро передать систему знания то получилась очередная мертвая, некопируемая теория. |
Автор: | Илья Ермаков [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 10:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Виталий Валерьевич, ну вот конкретный пример: - методика Кушниренко-Лебедева (их учебники, а так же "12 лекций о том, как преподавать информатику") - чем невоспроизводимая теория? Единственная причина, почему она не пошла в массы - деградация уровня школьной информатики и школьных учителей. Как с самого начала, в начале 90-х, после смерти Ершова, победила точка зрения, что в центре - компьютерные умения, а вместе с ней любые вещи типа Бейсиков, так народ и пошел по пути наименьшего сопротивления, где нет развития и напряжения мозгов. Учить тому, "какая прикольная штука - компьютер, нажми кнопочку, о, завертелось, смотри", гораздо легче, чем формировать систему мышления. |
Автор: | albobin [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 10:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Несколько не в тему , а, хотя, может быть как раз и наоборот. Случайно попалось на глаза: http://www.adme.ru/zhizn-semya/shkola-b ... rov-763510 Нет компьютерам - нет проблемы методик, теорий и т.д. PS. http://waldorfpeninsula.org/curriculum/ ... hilosophy/ |
Автор: | vvp [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 13:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Илья Ермаков писал(а): Виталий Валерьевич, ну вот конкретный пример: - методика Кушниренко-Лебедева (их учебники, а так же "12 лекций о том, как преподавать информатику") - чем невоспроизводимая теория? Единственная причина, почему она не пошла в массы - деградация уровня школьной информатики и школьных учителей. Как с самого начала, в начале 90-х, после смерти Ершова, победила точка зрения, что в центре - компьютерные умения, а вместе с ней любые вещи типа Бейсиков, так народ и пошел по пути наименьшего сопротивления, где нет развития и напряжения мозгов. Учить тому, "какая прикольная штука - компьютер, нажми кнопочку, о, завертелось, смотри", гораздо легче, чем формировать систему мышления. И вот так всегда. Чем невоспроизводимая теория!? Но вот только.... |
Автор: | Илья Ермаков [ Понедельник, 20 Июнь, 2016 21:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Ну лично я её успешно воспроизводил на ББ. Со студентами СПО, по возрасту = 10 классу (а Кушниренковский курс был расчитан изначально как раз на этот возраст). |
Автор: | vvp [ Вторник, 21 Июнь, 2016 01:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Илья Ермаков писал(а): Ну лично я её успешно воспроизводил на ББ. Со студентами СПО, по возрасту = 10 классу (а Кушниренковский курс был расчитан изначально как раз на этот возраст). Воспроизводимость, это когда массово. И потом курсы как раз воспроизводятся массово. Простой пример - школьные учебники. Методика немного другое. Давать определение не буду, а то ВФ опять скажет, что я там что-то нарефлексировал, а пояснить не хочу. |
Автор: | vvp [ Вторник, 21 Июнь, 2016 04:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Хабаровская школа |
Все-таки определю коротко: Курс это последовательность изложения определенного материала. Это то, что можно формализовать Методика - это система методов и приемов. Формализации не подлежит, так как содержит очень емкий личностный фактор |
Страница 2 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |