Противники использования Оберона/КП в школах выдвигают различные аргументы. Один из них звучит так:
Цитата:
Адепты оберона пытаются продвигать блекбокс как чуть-ли не идеальную среду программирования. <...>То есть, по-сути, предлагается один Vendor Lock (решение, жестко привязанное к одному поставщику) - блекбокс, вместо другого Vendor Lock (Turbo Pascal).
Для конкретики: это высказывание принадлежит А.В.Чернову, доценту кафедры системного программирования ф-та ВМиК МГУ.
Уточняю ссылку:
http://pedsovet.org/forum/index.php?sho ... 763&st=210Оно натолкнуло вот на какие размышления.
1. Насколько легально использование Turbo Pascal в школах (особенно в свете нынешней кампании по принудительной легализации ПО)? Delphi вроде как закупают (но в достаточном ли количестве?). Для BlackBox такой проблемы, насколько понимаю, нет. Бесплатный.
2. BlackBox распространяется в открытых исходных текстах и в отношении развития и совершенствования инструментария нет таких проблем, как в случае закрытых продуктов Borland. Т.е. при наличии политической воли и финансирования эта проблема могла бы быть успешно решена (при дележе миллионов долларов этого года возникло предложение -- после давления общественности -- поделить по-братски между Microsoft и Linux, причем Linux столько не нужно -- т.е. деньги можно было бы направлять на развитие полезных вещей).
3. Привязка BlackBox к конкретному производителю может быть снята в достаточно короткий срок при наличии вполне разумного финансирования. Опять-таки политическая воля. За такую цену отвязаться от Microsoft и Borland практически нереально.
В отношении привязки к производителю и экономических вопросов, связанных с обеспечением школ средства разработки (системами программирования).
Давайте немного поанализируем. Возьмем за отправную точку официальный документ Мининформсвязи, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор вокруг финансирования программы легализации отечественных школ. Проект предложения Мининформсвязи (май 2007 г.) --
http://www.svobodanews.ru/Popup/2007/05 ... 58180.htmlИз него видно, что школ в России – 62 тыс. У нас 675 тыс. компьютеров в школах (при ежегодном приросте 15%). А с учетом личных компьютеров учителей компьютеров около 1 млн. (эта информация уже из других источников, см. ниже).
Выделяем список потребностей школ в средствах разработки (программирования):
1. Delphi (79881)
2. Turbo Pascal (48831)
3. Bpascal (39832)
4. Visual Basic (47802)
5. Qbasic (30659)
6. MS Visual Studio (38288)
Обратим внимание, что в этом списке нет продуктов с открытыми исходными текстами. Что не есть хорошо (полная технологическая зависимость от зарубежных компаний).
Выделяются три направления: Паскаль, Бейсик и Visual Studio (гремучая смесь от Microsoft). Давайте возьмем только Паскаль-направление (Delphi, Turbo Pascal, BPascal) и нынешние потребности в нем по данным Минобразования и Мининформсвязи. Получаем потребность в 79881+48831+39832= 168544 экз. Причем это количество надо легализовывать, ибо продукты небесплатные.
Давайте считать дальше. Простота и продуманность устройства BlackBox позволяет говорить о том, что его развитием вполне может заниматься на постоянной основе небольшая группа (центр компетенции) в 10-20 человек, которая практически полностью закроет потребности в создании и развитии инструментария (включая развитые визуальные средства специально для школ).
Уровень зарплаты берем в 3 тыс. долларов на сотрудника (с большим запасом). В действительности общие затраты на одного сотрудника составляют примерно удвоенную его зарплату (хотя при распределенной работе заметно меньше). Имеем 6 тыс. долларов на человека (в месяц). Умножаем на 12 (в год) и на 20 (количество сотрудников). Получаем 1, 44 млн. долларов в год. При этом деньги тратит государство. Инструментарий является его собственностью. И платит оно за один экземпляр-мастер, который может размножать в любом количестве. Для страны -- полный экономический и технологический контроль за продуктом.
При потребности (сегодняшней) школ в средствах разработки по линии Паскаля (Delphi, Turbo Pascal, BPascal) имеем 1440000:168544=8,5 доллара на одну копию (на один школьный компьютер). Не стоит забывать и том, что школьнику (и учителю) необходимо иметь инструментарий и дома. Таким образом, стоимость копии падает еще примерно в два раза (в районе 4 долл. или 100 рублей в год).
Дополнительная информация по контексту данного вопроса:
1. Правительство выделяет 3 млрд рублей на лицензионное ПО в школах (SecurityLab, 23.07.2007) --
http://www.securitylab.ru/news/299980.php2. Лицензионное ПО появится в школах только к концу года (SecurityLab, 04.09.2007) --
http://www.securitylab.ru/news/302156.php3. Нелицензионный учебный год (РБК daily, 03.09.2007) --
http://www.rbcdaily.ru/2007/09/03/media/290477