Не знаю, как насчет Википедии... Но учебник хороший действительно нужен.
Я хотел к лету написать учебник по своему спецкурсу в лицее №1 Орла. Учебник не успею, но учебное пособие очень постараюсь: "Современное программирование и дискретная математика для школьников", на КП и ББ. Если у вас есть идеи, мысли, какие-то наработки, буду рад любоым советам и пожеланиям.
Вообще, мне кажется, школьный курс программирования в физмат-классах (да и в ВУЗе, на непрограммистских специальностях, которых учат программировать) должен состоять из трех блоков:
- Основы алгоритмизации (становление алгоритмического мышления на работе с исполнителями, как, напр. в КуМире)
- Программирование и дискретная математика (программирование в малом, комбинаторика, мат. логика)
- Введение в программное конструирование (основы программирования в большом)
Второй блок я сейчас методом проб и ошибок и нарабатываю. Третий - далеко впереди. А нехватка первого уже начинает ощущаться - потому что действительно проще давать программирование на полноценном ЯП после того, как дети поработали с исполнителями на упрощенном алгоритмическом языке.
Короче говоря, родилась идея сделать на ББ школьный алгоритмический комплекс (вроде кумира), в котором в качестве языка используется подмножество КП. Т.е. есть среда (красивая, полуигровая), к которой подключаются различные исполнители (робот в лабиринте, рисовальщик и т.п.), а школьник пишет алгоритмы для управления ими. При этом самая общая единица, с которой он работает - это процедура. Потом набранный код среда подставляет в заготовленный шаблон модуля, дает на вход компилятору, запускает. Потом исполнитель в замедленном режиме показывает весь ход событий. КомПаскаль довольно прост и лаконичен, чтобы заменить обычный алгоритмический язык. Фактически, наблюдаются прямые соответствия, напр.:
алг = PROCEDURE
утв = ASSERT, не говоря уже о об обычных IF и ELSE. Зато потом работать с полноценным ББ школьники начнут, будучи уже знакомыми с частью его синтаксиса. Вместо того бардака, который царит сейчас, выстраивается стройная цепочка, которая не требует по десять раз переучиваться, тратить время на освоение новых форм для одного и того же содержания.
Такую среду можно сделать расширяемой (я вообще не представляю, как нужно писать на ББ, чтобы ПО НЕ было расширяемым
), ну и в открытых кодах, естественно, что позволит всем желающим ее развивать. Получим мощную учебную платформу.
В общем, трое моих 11-классников выбрали эту тему для своего финального проекта. На неделе я продумаю архитектуру, и проект пойдет. Предварительное название ШАРИК (Школьный Алгоритмический Расширяемый Исполнителями Комплекс). Если найдутся желающие поучаствовать - welcome