В блоге
Руслана Петровича Богатырёва нашел историю про Portos и другое.
Цитата:
В 1993 г. три друга, три товарища, учившиеся аспирантуре в швейцарском ETH, основали компанию Oberon microsystems. Их звали Cuno Pfister, Clemens Szyperski (ныне в Microsoft Research), Beat Heeb. В 1994 г. они сделали первый вариант BlackBox. Хотелось создать своими руками хорошую среду, чтоб и Оберон заиграл и народ полюбовался, как здорово работают идеи Вирта и Гуткнехта.
И все бы ничего, но тут как гром среди ясного неба грянула Java. Что делать? Срочно была предпринята коллективная ревизия Оберона — "наш ответ Чемберлену". Собрали военный совет, тут добавили, там подправили — вот оно, что-то вышло. Новоиспечённому языку дали (из рыночных, как они говорили, соображений) имя Компонентный Паскаль (Component Pascal). Было это в 1997 г. Вирта позвали в крёстные отцы. Что делать — согласился, надо же поддержать молодёжь.
[Пишу по памяти — весной 1998 г. готовил публикацию по Компонентному Паскалю в ComputerWeek-Moscow и связался с Куно Пфистером. Тот живо откликнулся и прислал материал, который и пошёл в печать. В то время у них уже была своя ОС реального времени для встроенных систем с именем Portos.]
В 1999 г. от Oberon microsystems отпочковалась компания Esmertec. Создавали её уже четыре "танкиста" — Daniel Diez, Beat Heeb, Hansruedi Heeb и Peter Eichenberger. Во многом развитию нового направления способствовал потенциал той самой Portos. Эта ОС поддерживала два языка — Компонентный Паскаль (спец. версию для задач реального времени) и Java. Ядро реального времени делалось, разумеется, не на Java. Ну а инструментарий для кросс-разработки (на базе BlackBox) нарекли именем Denia — курортное местечко в Испании, на Коста-Бланка. Portos не нужна была ни виртуальная машина, ни интерпретатор кода, ни JIT-компилятор. Использовались идеи М.Франца.
Попытки продвинуть Змей-Горыныча о двух головах (CP/Java) заметным успехом не увенчались. Очень уж мешалось название "Компонентный" да ещё "Паскаль" в сфере микромира. Java — это класс, Java — это сила! Правильно. Сделали ставку на раскрученную вещь, зная, что уж она у них работать будет, как часы. Portos переименовали и стёрли с карты мира (чтоб никто и не вспоминал). Теперь "героя Дюма" звали Jbed — "ложе для Java". Брат Пфистера — Бернд подсуетился насчёт инвестиций, основал свой фонд, начал накачивать денег. К делу подключили связи по Европе — Франция, Германия, Швейцария. Идея народ вдохновила — ещё бы, Sun ещё там только на бумаге чертила красивые диаграммы, расставляла столбики с надписью "Java Micro Edition — руками не трогать", а они взяли и рванули. На святое замахнулись, на самое ядрёное ядро. Кто помнит, Java ведь с этой идеи начиналась, захвата микромира — "мы им там всем покажем кузькину мать!".
К началу 2007 г. количество устройств, в которых используется Jbed, достигло 100 млн. штук. Стали мировым лидером в области J2ME. Верховодил в компании француз Alain Blancquart. Кстати, ушёл в никому не известную Esmertec из Borland Europe, где занимал высший пост. Стала сколачиваться нехилая команда, пошли люди из IBM Europe, а теперь — стоит глянуть на топ-менеджмент и совет директоров: что ни персона, то ого-го!
Michel Bon — 8 лет возглавлял France Telecom
Ulrich Schumacher — бывший президент Siemens Semiconductor Group
Jean-Pascal Aubert – бывший вице-президент Bull
Michel Kuntz – бывший вице-президент Alcatel
Sylvie Vollet – бывший топ-менеджер Apple Computer Europe
Chase Bailey — бывший главный технолог в Cisco
Jean-Luc Gianduzzo – 12 лет проработал в топ-менеджменте Hewlett-Packard, затем занимался развитием новых технологий в Cisco Systems Europe.
А Бернд Пфистер выбивал и выбивал денюжку. Европейские инвесторы просто помешались на этой компании. Золото, золото! Про Обероны забудьте. Нет у них такого слова. На чём работает Jbed — ни за что не скажут — военная тайна. А тем, кому нужна особая эффективность в микромире, – есть скрытый шлюз Компонентного Паскаля. Как говорится, обращайтесь, господа — сделаем на заказ.
История имеет ещё то продолжение, что в определённых моментах мы близки к подходам Esmertec. Они давно уже многие вещи засекретили, изъяли из публичного обращения, оставив на поверхности одну Java и обозначив компактный Smalltalk, но те, кто следили за их ростом, этими вещами обладают и спокойно могут додумать то, что и как там сделано (на уровне архитектуры и подходов). Считайте, что в технологическом (а не рыночном) понимании мы будем своеобразными конкурентами Esmertec. Но делать будем иначе, зная их плюсы и минусы. К тому же наша задача – перенацеливаемая ОС. Не только встроенные системы (реального времени), хотя они – в первую очередь.