vvp писал(а):
Что касается утраты подвижности ума. Да есть такое дело, но каковы причины? Почему вы думаете, что это объективно и обязательно.
Я отношусь к этому просто как к факту.
Известно, что после определенного возраста даже говорить учиться поздно.
Но главное, я не считаю, что это однозначно плохо (здесь и далее -- IMHO).
Мы привыкли ассоциировать "творческий" с "хорошим", а "шаблонный" с "плохим". Но это упрощенная, односторонняя оценка, а в мире всегда найдется место диалектике.
Ум
исключительно творческий -- это психическое расстройство. Человек с таким умом просто не сможет выжить, т.к. не способен к рутине, а рутина -- это эффективность.
По "замыслу природы" (метафора, конечно; напоминаю, что все сказанное -- IMHO) время жизни человека делится на время обучения ("загрузка") и время действия. Чтобы человек мог учиться, его период детства растянут по сравнению с другими, более примитивными существами. Но потом наступает период "взрослости", "ответственности" и "деятельности на благо". Человек уже учится по мелочи, больше действует. Наши предки -- большей частью -- были взрослыми недолго, погибали между 20-ю и 30-ю годами. В каком-то смысле этот период жизни -- жертвенный, "самурайский".
Сейчас это обстоятельство изменилось, а гены в принципе те же.
Взрослому человеку учиться (чему-то принципиально новому) труднее, чем ребенку. Требуются большие сознательные усилия.
Со своей стороны, дети еще не готовы к практической деятельности (вместо игры), ответственности и свободе, которые невозможны без рутины.
В идеале хорошо бы соединить эти противоположные качества: переключился, и ты уже творческий.
Переключился обратно, и ты уже деятельный человек с сильным характером (а не потерявшийся в своих мыслях "творческий интеллигент").
Поэтому я и считаю, что противоположные качества ума (в идеале) дополняют, а не исключают друг друга.