OberonCore
https://forum.oberoncore.ru/

Теория двух типов ума
https://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=57&t=766
Страница 21 из 23

Автор:  Илья Ермаков [ Воскресенье, 27 Март, 2011 12:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

"Настоящий исследователь открывает в первую очередь не новые объекты, а новые связи между ними"
Б. Паскаль.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 27 Март, 2011 12:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Илья Ермаков писал(а):
"Настоящий исследователь открывает в первую очередь не новые объекты, а новые связи между ними"
Б. Паскаль.

Похоже, что это сказал не Паскаль, а Андре Дальма:
Цитата:
гениальность Паскаля, например, не в том, что он мог в двенадцать лет воспроизвести первые тридцать два предложения Евклида, и даже не в том, что после знакомства с Дезаргом он написал работу о конических сечениях. Гениальность Паскаля в том, что он открыл новые, неизвестные раньше связи между различными разделами науки: "Пусть не говорят, что я не сделал ничего нового. Новое - в расположении материала. Когда двое играют в лапту, оба пользуются одним и тем же мячом. Но один из них находит для него лучшее положение". (Паскаль. Предисловие к "Мыслям").
Настоящий исследователь открывает в первую очередь не новые объекты, а новые связи между ними.
Андре Дальма. Эварист Галуа и развитие науки
http://lingua.russianplanet.ru/library/ ... cience.htm

Автор:  Илья Ермаков [ Воскресенье, 27 Март, 2011 12:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Остаётся добавить, что в точности про продукты творчества Н. Вирта.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 27 Март, 2011 14:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Илья Ермаков писал(а):
Остаётся добавить, что в точности про продукты творчества Н. Вирта.
М.Калашникова тоже :)

Автор:  Сергей Губанов [ Среда, 06 Апрель, 2011 11:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сейчас проголодался и подумалось...

Надо чтоб в голове контур отрицательной обратной связи, о котором тут идёт речь, был снабжён независимым или резервным источником питания :D

Автор:  Сергей Губанов [ Среда, 01 Июнь, 2011 13:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Информация к размышлению.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Доминанта_(физиология)
Цитата:
Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки, изолированной от самцов в период течки. Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах.


Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924 писал(а):
Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.


1) Возможно есть связь между "овладение физиологическими доминантами" и "умотип-2". Возможно животное с "умотипом-2" умеет нейтрализовывать неуместную доминанту и создавать уместную.

2) Если (1) верно, то это окрывает путь к лабораторным экспериментам (возбудимость различных нервных центров вполне можно пощупать).

Автор:  Info21 [ Среда, 01 Июнь, 2011 14:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Ухтомский, похоже, смешал несколько разных состояний в одном понятии "доминанты".
Обсуждать сил нет, но "приматический интеллектуальный цикл" поддержан соотв. физиологией, по-другому и быть не может (об этом упоминалось в тексте про Принцип Калашникова).

Автор:  Роман М. [ Воскресенье, 26 Июнь, 2011 12:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сегодня прочёл статью на BBC: Почему на нашей планете остался только один вид людей? и вспомнил про любимое у Фёдора Васильевича обсуждение приматов. :)
Согласно этой статье, несколько неуместно сравнивать ум простого человека с приматами, так как разница между homo sapiens и приматами слишком велика. Хотя, возможно, он со мной не согласится.

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 26 Июнь, 2011 15:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Роман М. писал(а):
несколько неуместно сравнивать ум простого человека с приматами, так как разница между homo sapiens и приматами слишком велика. Хотя, возможно, он со мной не согласится.
Не соглашусь категорически.

Все эти "неуместно" -- всего лишь продолжение того априорного неприятия теории Дарвина, которое имело место с самого начала.

Есть масса заявлений зоопсихологов (поищите в инете Зорину с биофака МГУ), что какое бы качество ума человека ни взять, у высших обезъян-врановых-крупных попугаев обязательно оно обнаруживается.

Главное, чем сапиенсы отличаются, -- это болтливость.
Любое действие сопровождается работой языка.
Это действительно мощная вещь, но сапиенсы пока до конца не освоили это свое преимущество.

Именно поэтому нужно заниматься в школе письменным переводом с латыни и обратно :)

Автор:  Info21 [ Воскресенье, 26 Июнь, 2011 15:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Медведи, какие-то ондарты, мангусты и проч. передают "культуру" безов всякой речи.

Этот Шиа, похоже, совершенно не знает ни этологии, ни зоопсихологии.

Автор:  Владислав Жаринов [ Среда, 24 Август, 2011 05:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Кстати, такие вопросы к Фёдору Васильевичу:
1. Умотип предполагается врождённым? Или индивидуум может в ходе развития поменять, скажем, первый на второй?
2. Вот есть такая теория:
Вложение:
Она как-то сопрягается с обсуждаемой здесь - допустим, теория умотипов может служить обоснованием интенсификации? Имея в виду, что прежде чем улучшать работу ума, надо, наверное, ответить на вопрос "Какова улучшаемая работа ума?". :) М.б. из теории умотипов в Вашем понимании следуют иные принципы интенсификации (возвращаясь где-то и к вопросу 1)?

Автор:  Info21 [ Среда, 24 Август, 2011 09:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Драконограф писал(а):
1. Умотип предполагается врождённым? Или индивидуум может в ходе развития поменять, скажем, первый на второй?
2. Вот есть такая теория:
Вложение:
Паронджанов-КакУлучшРаботуУма-извл(Гл20+Лит).djvu
Она как-то сопрягается с обсуждаемой здесь - допустим, теория умотипов может служить обоснованием интенсификации? Имея в виду, что прежде чем улучшать работу ума, надо, наверное, ответить на вопрос "Какова улучшаемая работа ума?". :) М.б. из теории умотипов в Вашем понимании следуют иные принципы интенсификации (возвращаясь где-то и к вопросу 1)?


Первый умотип -- врожденное свойство. Даден всем в разной степени (включая шимпанзе, ворон, попугаев, слонов, ... даже голубей), но в какой-то степени может развиваться, даже довольно заметно (опять же, не у всех). В этих смыслах подобен таким качествам, как выносливость и т.п.

Второй умотип -- это достаточно редкая аномалия, развивающаяся после рождения на основе некоторых врожденных свойств (склонность к рефлексии, к исследовательскому поведению -- на которую тут резко нападали в связи со старым Шнобелем свежего нобелеата Гейна).

Аномалия -- т.к. требует ослабленных нормальных (приматических) мотиваций, а такое ослабление автоматом приводит к сокращению потомства :)
Но поскольку эта аномалия полезна приматической стае как целому, то в конкуренции социумов кое-как вырабатываются способы иметь загородки, внутри которых есть условия для развития и функционирования второго умотипа (университет со стипендиями для студентов, профессорскими tenure и т.п.).

а) Комбинаторный умотип можно тренировать с т.зр. комбинаторной сложности решаемых задачек -- тренировать дальность счета в уме (см. тренировки шахматистов; я брал Сканави и в каждом разделе решал задачки в уме, начиная с первой -- и докуда мог; кстати, подобные тренировки бешено развивают IQ).

б) Его можно также развивать, увеличивая интернализованный арсенал трюков, которые примат может применять при решении задач (интернализованный -- значит, включаемый в искомые комбинации на уровне подсознания).
Сюда относятся улучшения ума из указанного источника и практически всех подобных книг.
Другое дело, что если такое обучение падает на почву предрасположенности к рефлексии, то оно поспособствует и развитию второго умотипа, хотя само по себе к этому не приведет.

Второй (абстрагирующий/концептуализирующий/рефлексирующий) умотип для своего развития требует:

а) чтобы мозг развивался в окружении с ослабленными нормальными (приматическими) мотивациями; нормальные мотивации -- заразная штука и мозг приматов к ним от природы расположен.
Хорошая аналогия -- выездка иноходцев: если "загнать" жеребенка-иноходца, то он срывается в галоп, и потом уже вместо иноходи будет бежать банальной рысью.

б) богатую интеллектуальную среду с ослабленным приматическим (конкурентным и т.п.) прессингом и с высокой вероятностью пообщаться с людьми, способными явить в реальном времени примеры критической рефлексии (упомянутые университеты с академиями).

На самом деле жесткого разграничения индивидов по умотипам, как я понимаю, нет -- как и в случае с психологическими типами А и Б.
Но у обеих этих шкал есть вполне выраженные концы.
Плюс, второй умотип подразумевает некую положительную обратную связь (рефлексия), и результат ее длительного действия бывает хорошо выражен (если ничто особо не мешало естественному для такой ситуации ходу вещей).

Можно сказать еще, что второй умотип -- это надстройка над некоторой хорошей базой из первого (иначе чел нарефлексирует такого...).

Но! высокая комбинаторная одаренность (быстрая память и т.п.) может препятствовать развитию критической рефлексии, т.к. индивид со своей быстрой соображаловкой проходит сквозь всё обучение с детсада и по (включая)постдоковский уровень как нож сквозь масло -- ему просто нет нужды развивать что-то там еще.
Такие примеры вокруг науки я имел возможность близко наблюдать не один и не два.
Вот в этом пункте ключевую роль играют мотивации, темперамент и предрасположенности.

Автор:  Сергей Губанов [ Среда, 24 Август, 2011 17:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Info21 писал(а):
положительную обратную связь (рефлексия)
Может всё-таки отрицательную? Вы раньше про отрицательную говорили.
Info21 писал(а):
Но! высокая комбинаторная одаренность ... -- ему просто нет нужды развивать что-то там еще.
Как сказал Савельев, если человек одарённый и умный, то это залог того, что думать он не будет (будет имитировать - это энергетически выгоднее).

Автор:  Владислав Жаринов [ Четверг, 25 Август, 2011 11:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Info21 писал(а):
...
а) Комбинаторный умотип можно тренировать с т.зр. комбинаторной сложности решаемых задачек -- тренировать дальность счета в уме (см. тренировки шахматистов; я брал Сканави и в каждом разделе решал задачки в уме, начиная с первой -- и докуда мог; кстати, подобные тренировки бешено развивают IQ).

б) Его можно также развивать, увеличивая интернализованный арсенал трюков, которые примат может применять при решении задач (интернализованный -- значит, включаемый в искомые комбинации на уровне подсознания).
Сюда относятся улучшения ума из указанного источника и практически всех подобных книг.
Другое дело, что если такое обучение падает на почву предрасположенности к рефлексии, то оно поспособствует и развитию второго умотипа, хотя само по себе к этому не приведет.
...
Буквально вчера понял такую вещь (кто о чём, а мы опять о своём :) )... Результат непрофессиональной визуализации контроля датчиков по-видимому был, в сущности, предопределён именно в рамках теории умотипов. Имеется в виду, что материал книги о техноязыке не накладывал существенных ограничений на "приматическое комбинирование" его лексики и фразеологии. Прежде всего текстоэлементов - из-за ориентации создателя на принцип "языка слепышей". Отсюда разнопись текста многих вершин у девчат. Но где-то также и граф-структуры - потому, что не было определения, "что есть правильная шампур-схема". Отсюда "хвосты с комментариями", неправильный порядок и пропуск операторов, цикл ДЛЯ аж на три ветки. Нет точного определения синтаксиса в понятной записи - и "приматический механизм вывода" начинает комбинировать... :wink:
Отсюда у меня определение синтаксиса через РБНФ. И инварианты примитива и силуэта, ветвлений и циклов. Правда, для пользования ими учни должны знать РБНФ... :) а в школьную информатику их практически ни один распространённый курс не вводит... не говоря уже о стандарте...

В то же время шампур-метод как работа только с силуэтно-разрешёнными БП - это, безусловно, ограничение комбинирования структур управления над "чисто приматическим" в виде произвольного БП. Вопрос только в том, как его излагать.
Дальнейшее же ограничение исходит из осознания того, что явный БП нужен только при работе "в кодах" исполнителя явно-адресной архитектуры (скажем, фон-неймановской, машины Тьюринга с нумерованными ячейками лент[ы]). А в высокоуровневом описании алгоритма нужно, условно говоря, обходиться только БП, "спрятанными" в соединители ветвлений и циклов. Отсюда и замена "паттерна универсальной программы" с силуэта на цикл Дейкстры ("примитивно скомбинированный" переводом из шампур-силуэта - либо "абстрактно концептуализирующий" напрямую решение задачи - в частности, через автоматное представление).

Правда, ограничения д.б. разумно жёсткими. Как пример - ситуация, описанная в этом сообщении.

Такие вот мысли...

P.S. Отсюда следует вывод и о роли формы представления (и её качества) в формализации знаний. Но в этой теме такие рассуждения будут оффтопиком; поэтому см. в этом сообщении.

Автор:  Info21 [ Четверг, 25 Август, 2011 20:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сергей Губанов писал(а):
Info21 писал(а):
положительную обратную связь (рефлексия)
Может всё-таки отрицательную? Вы раньше про отрицательную говорили.
Когда, где?

Автор:  Сергей Губанов [ Четверг, 25 Август, 2011 23:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Info21 писал(а):
Сергей Губанов писал(а):
Info21 писал(а):
положительную обратную связь (рефлексия)
Может всё-таки отрицательную? Вы раньше про отрицательную говорили.
Когда, где?
Ну конкретно слово "отрицательная" я сейчас не могу найти (завтра на работе посмотрю ещё в личной переписке), но есть например вот это: viewtopic.php?p=11037#p11037
Info21 писал(а):
Второй умотип подразумевает наличие критической рефлексии, значит, положительно коррелирует с интравертностью.
Кроме того, это не что иное, как наличие в системе (в голове) особого рода обратной связи.
или вот это: viewtopic.php?p=38182#p38182
Info21 писал(а):
Это примат внутри.
Работает по своей стандартной программе (видим банан -- рвемся к нему).
Задача -- взнуздать его, создав путем рефлексии-медитации соответствующие нейронные контуры в ассоциативных полях передних долей коры головного мозга
Взнуздание рефлексией есть самотормоз, стопкран. Торможение = отрицательная обратная связь. И наоборот, комбинирование потому так и затягивает, что где-то там у неё запрятана ускоряющая, заманивающая = положительная обратная связь.

Автор:  Info21 [ Пятница, 26 Август, 2011 10:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Речь шла о том, что критическая рефлексия (умственная деятельность по второму умотипу) тоже затягивает, и что раскрутившись и преодолев некий барьер -- войдя у примата, так сказать, в привычку, она сама себя совершенствует и усиливает.

Автор:  Info21 [ Пятница, 26 Август, 2011 11:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сергей Губанов писал(а):
Info21 писал(а):
Но! высокая комбинаторная одаренность ... -- ему просто нет нужды развивать что-то там еще.
Как сказал Савельев, если человек одарённый и умный, то это залог того, что думать он не будет (будет имитировать - это энергетически выгоднее).
Савельев любит развлечь аудиторию -- поэтому его узкоспециальные книги так легко читаются.

Но тут полезный пример к вопросу о критической рефлексии:

Вот швыряет Савельев в аудиторию этакий потенциальный мем в эпатажном варианте.
Кто-то в аудитории принимает его (мем) за чистую монету и сей эпатажный вариант распространяет (или распространяет из ехидства, как сам Савельев). Чем вариант эпатажней, тем он охотней повторяется и легче расходится.

Другими словами, шире всего расходятся варианты мемов, особым образом адаптировавшиеся именно для распространения по мозгам посредственностей (адаптация может быть сделана сознательно челом вроде Савельева, либо бессознательно при ваянии, например, очередного учебника для будущих менеджеров; чем шире распространяется мем, тем к более посредственным мозгам он должен быть прилажен//от слова "лажа").

Первыми от мема "отваливаются" всякие тонкости вроде деталей описания области применимости.

А роль критической рефлексии как раз в том, чтобы из океана окружающих мемов -- подвергшихся описанному искажению -- восстанавливать некое приближение к истине. Причем многие из этих мемов (если не подавляющее большинство) -- привычные, вообще не замечаемые банальности.

Человека с постоянно работающим в голове механизмом критической рефлексии выдает способность более-менее регулярно "опрокидывать" банальности на ровном, что называется, месте.

Автор:  Сергей Губанов [ Пятница, 26 Август, 2011 11:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сергей Губанов писал(а):
(завтра на работе посмотрю ещё в личной переписке)
Нашёл Ваше длинное письмо от "Ср 16.11.2005 13:22" с описанием Вашей теории. Там "положительная". Напутал я, извиняюсь.

Автор:  Info21 [ Пятница, 26 Август, 2011 11:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Теория двух типов ума

Сергей Губанов писал(а):
Там "положительная".
Ну и ладушки.

Страница 21 из 23 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/