OberonCore

Библиотека  Wiki  Форум  BlackBox  Компоненты  Проекты
Текущее время: Среда, 21 Август, 2019 13:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 449 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 23  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 26 Январь, 2010 19:41 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Рыжий писал(а):
Сергей Губанов писал(а):
Неимоверным усилием воли тормозите, тормозите и ещё раз торомозите радостное возбуждение ...
Когда же, по-вашему, стоит возбудиться?
Как сил не останется тормозить, так и возбуждайтесь. Кайфу несравненно больше выходит ;)


Последний раз редактировалось Info21 Среда, 27 Январь, 2010 13:43, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Четверг, 28 Январь, 2010 01:49 

Зарегистрирован: Вторник, 05 Январь, 2010 21:31
Сообщения: 1101
Откуда: Харків, Данилівка
Цитата:
Как сил не останется тормозить, так и возбуждайтесь. Кайфу несравненно больше выходит

Ерунда какая-то..Я бы Вам сказал - "недождетесь", если бы у меня было такое желание - "кайфонуть" 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 30 Март, 2010 11:21 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9129
Откуда: Россия, Орёл
Статья "Развитие продуктивного мышления на уроках математики"

http://pedsovet.org/forum/topic4630.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Воскресенье, 18 Апрель, 2010 20:39 

Зарегистрирован: Вторник, 30 Июнь, 2009 14:58
Сообщения: 1549
С.Ю.Маслов Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия
Цитата:
Итак, обнаруживаются две различных функции познания: одна состоит в изучении «своего этажа», а вторая — в организации «подъема на следующий этаж». Точнее, в [6] эта оппозиция функций сформулирована как противостояние между действиями, направленными на организацию поиска вывода в фиксированном исчислении, и действиями, направленными на изучение исчисления с целью его видоизменения. И этим функциям реально соответствуют два различных познавательных механизма, работающих попеременно (реципрокно).

http://www.philosophy.ru/library/logic/maslov/01.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Май, 2010 09:57 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Видео: Ворон комбинирует орудия и действия, доставая лакомый кусок:
http://ethology.ru/video/?id=55

Кстати, б-м законченный текст о Принципе Калашникова:
http://www.inr.ac.ru/~info21/princypKalashnikova.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Май, 2010 10:16 

Зарегистрирован: Суббота, 07 Март, 2009 15:39
Сообщения: 3061
Откуда: Астрахань
1. Большое спасибо за текст.
2.
Цитата:
Элементы и приёмы (само)контроля над приматическими механизмами ума могут внедряться в головы специальным обучением. Например, в курсах графического дизайна студентов сначала ограничивают абсолютным минимумом средств (белая бумага, черная краска) и лишь постепенно расширяют арсенал средств — разрешают использовать в дополнение к черному и белому еще один цвет и т.д. (информация Н.Л.Нольде, преподавателя Московского государственного университета печати).

Еще раз большое спасибо!!!! Неожиданное подтверждение моих мыслей.
Это именно то, к чему я стремлюсь в обучающей среде.
Сначала зажать в тиски: шаг влево, шаг вправо - расстрел!
И только по мере набора опыта - разжимаем...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Май, 2010 12:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Валерий Лаптев писал(а):
1. Большое спасибо за текст.
А ничё так вышло, мне понравилось :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Пятница, 07 Май, 2010 15:18 
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник, 14 Ноябрь, 2005 18:39
Сообщения: 9129
Откуда: Россия, Орёл
В список примеров по ПК просится Грабин (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1% ... 0%B8%D0%BD) и знаменитая ЗИС-3 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-3).

Цитата:
Благодаря своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на вооружении и в настоящее время.


Грабин "Оружие Победы":
Цитата:
Подсчитал приблизительно, сколько дивизионных, танковых и противотанковых пушек (а они играют главную роль в маневренной войне) нужно нам на западной и на дальневосточной границах. ... У меня даже в глазах потемнело: оказалось, нужно не семикратное увеличение выпуска дивизионных, танковых и противотанковых пушек, а по крайней мере 18—20-кратное, а возможно, и большее!

Нужно, жизненно необходимо. Но какими путями?

Остается только четвертый путь, о котором мной уже не раз говорено,— использовать внутризаводские резервы. "Странно,— пожмет плечами иной читатель, — с дополнительным оборудованием, дополнительными производственными площадями задачу решить нельзя, а не получая от государства ничего сверх положенного, можно?"

Да, именно так! Потому что под использованием внутренних резервов мы подразумевали принципиально иной подход к делу — не количественный рост станочного парка и производственных площадей, а дальнейшие качественные изменения всей нашей работы; конструктивно-технологическую модернизацию пушек, чтобы сократить число деталей и повысить их технологичность, разработку высокопроизводительной технологии (она была названа впоследствии рациональной), скоростное проектирование и освоение пушек в валовом производстве.
...
Итак, в ближайшее время необходимо увеличить выпуск орудий не в 7, а в 18—20 раз.
...
В результате конструктивно-технологической модернизации было заново спроектировано около 70 процентов деталей всех пушек. По существу говоря, были созданы новые пушки. Технологичность их стала намного выше, а число деталей намного меньше. Например, ЗИС-3 и ЗИС-2 до модернизации имели по 2080 деталей, а после модернизации — 1306, танковые пушки — соответственно 861 и 614 деталей.
...
Внедрив рациональную технологию, наш завод впервые в истории изготовления артиллерийских систем поставил их на поточное производство и конвейерную сборку.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 11 Май, 2010 20:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 18:55
Сообщения: 2272
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Info21 писал(а):
Кстати, б-м законченный текст о Принципе Калашникова:
http://www.inr.ac.ru/~info21/princypKalashnikova.htm
Кстати, с сайта о Дне Оберона исчезла ссылка на pdf-ник доклада Гуткнехта про Могущество Чистоты. Есть только ссылка на видео...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 11 Май, 2010 20:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Сергей Губанов писал(а):
Info21 писал(а):
Кстати, б-м законченный текст о Принципе Калашникова:
http://www.inr.ac.ru/~info21/princypKalashnikova.htm
Кстати, с сайта о Дне Оберона исчезла ссылка на pdf-ник доклада Гуткнехта про Могущество Чистоты. Есть только ссылка на видео...
Спасибо, буду исправлять... Там и звука сейчас нет. Нам пожарнеги с января закрыли здание, как откроют, сразу и буду исправлять.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Пятница, 18 Июнь, 2010 19:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Милая маленькая иллюстрация для теории с открытого форума <ссылка удалена во избежание> :
*** писал(а):
Индустрия роскоши - не совсем точная аналогия. В конце концов, и беспилотная космонавтика - тоже роскошь (в смысле - можно без нее и обойтись ...).

Info21 писал(а):
Еще один пример софистики :)

"Индустрия роскоши" -- вполне конкретное понятие, в котором "роскошь" имеет достаточно конкретный смысл.
"Роскошь" как нечто, без чего можно обойтись -- другой смысл.

Соединяем фразы со словом "роскошь" по признаку наличия этого слова, не задумываясь о разном смысле, с целью какого-то вывода -- типичная софистика, коей еще в платоновских диалогах мешками.

********************

И опять же пример для теории двух умотипов:
комбинирование фраз со словом "роскошь" как атомарным кирпичиком VS. попыток пойти в обратном направлении и задуматься о смыслах.

*** писал(а):
... Все гораздо проще:) Мне пришла в голову удачная аналогия между пилотируемыми КА и рекордно-гоночными автомобилями; я написал текст. Но его надо было как-то связать с написанным ранее - вот я связал с индустрией роскоши. То, что связка не совсем удачная, я понял сразу, но переделывать не стал - спать хотелось :) ...

Info21 писал(а):
И всё равно тут иллюстрация к теории двух умотипов:
"пришла в голову" -- прострелила бессознательная комбинаторика, вызвав импульс к немедленному действию.
А более глубокое понимание запоздало, и переделывать (работа на втором употипе) -- уже в лом :)


Последний раз редактировалось Info21 Суббота, 19 Июнь, 2010 20:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Суббота, 19 Июнь, 2010 17:52 

Зарегистрирован: Четверг, 03 Август, 2006 16:28
Сообщения: 182
Info21 писал(а):
Милая иллюстрация для теории, здесь и далее:
Повода для хамства я не давал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Суббота, 19 Июнь, 2010 20:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Думал-думал -- и догадался: убрал явные ссылки (были поставлены по научной привычке).
Удалите своё сообщение -- и всё будет шито-крыто.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 01:09 

Зарегистрирован: Среда, 22 Февраль, 2006 10:35
Сообщения: 144
Откуда: Новочеркасск
Читая тему заметил, что в общем-то ничего кроме примеров деятельности двух типов ума, и поиска касательных в разных книжках, участники форума пока не делают... комбинаторикой занимаются)) Всё это напоминает 2 тип, приведённый, кажется Алексеем Веселовским, "озарённые" - ищем подтверждение своему озарению, не смотря ни на что.

Позволю себе небольшую критику. ИМХО Общественно полезная теория должна те только и столько описывать существующий факт, сколько давать модель, адекватную задаче моделирования будущего и управления этим будущим. В частности, теория умо-типов (ИМХО) должна:
1) дать чёткое формальное определение, что есть умо-тип, и какие умо-типы существуют,
2) дать границы эффективности того или иного умо-типа,
3) дать методы развития навыков мышления соответственно умо-типам.
Пока ничего такого я не вижу.

Далее по существу самой теории:
Правильно ли я понял, info21, в частности, указывает на то, что комбинаторика у человека сама прорывается, бывает трудно удержаться, чтобы не скомбинировать, между тем люди второго умо-типа сознательно удерживают себя от соблазна комбинаторики... ?
То есть всё дело в дисциплине мышления? А кто это дисциплину задаёт? Ум какого типа? Или речь идёт лишь о процессе решения задач, как частности в огромном поле процесса мышления? Если так, и только так, то переход от одного типа к другому осуществляется с помощью особой дисциплины мышления, как внесистемного для данной теории фактора?

Зря, как мне кажется, здесь проигнорировали сообщение о необходимости учёта двухуровневой модели психики человека: "сознание - бессознательное".

Это пока информация к размышлению. Уже поздно, завтра отпишусь подробнее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 07:38 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Андрей писал(а):
Читая тему заметил, что в общем-то ничего кроме примеров деятельности двух типов ума, и поиска касательных в разных книжках, участники форума пока не делают... комбинаторикой занимаются))
Это называется не комбинаторика, а поиск корреляций.

Во-вторых, лично меня интересуют в этой ветке только примеры, для чего, собственно, это дело и было выставлено на обсуждение. Вот де Боно пример полезный был и т.п.

Чего-то более глубокого ожидать не приходится по вполне объективным и никому (в том числе Вам) не обидным причинам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 07:40 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Андрей писал(а):
Зря, как мне кажется, здесь проигнорировали сообщение о необходимости учёта двухуровневой модели психики человека: "сознание - бессознательное".
Во-первых, это не модель.
Во-вторых, это банальность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 07:41 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница, 25 Ноябрь, 2005 12:02
Сообщения: 8169
Откуда: Троицк, Москва
Андрей писал(а):
То есть всё дело в дисциплине мышления? А кто это дисциплину задаёт? Ум какого типа?
Ну какого, второго, конечно :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 10:54 

Зарегистрирован: Понедельник, 30 Июль, 2007 10:53
Сообщения: 1538
Откуда: Беларусь, Минск
Андрей писал(а):
1) дать чёткое формальное определение, что есть умо-тип, и какие умо-типы существуют,
2) дать границы эффективности того или иного умо-типа,

1) чёткое формальное определение, как мне кажется, невозможно. Также, как и в случае с определением "информации", "знания". Я даже, как мне кажется, знаю почему невозможно, но толком объяснить не могу, поэтому и не стану начинать.
2) это качественное разделение, а не количественное. Тут сложно говорить о границах эффективности, поскольку они работают в разных направлениях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Вторник, 28 Сентябрь, 2010 19:37 

Зарегистрирован: Среда, 22 Февраль, 2006 10:35
Сообщения: 144
Откуда: Новочеркасск
Valery Solovey писал(а):
чёткое формальное определение, как мне кажется, невозможно
Valery Solovey писал(а):
Тут сложно говорить о границах эффективности

Подождите, а в чём тогда смысл всей теории? В том чтобы повесить на человека ярлык "ты принадлежишь к такому-то умо-типу!", посмотрев как он рассуждает и какие обобщения делает? А как же практическая польза?

Info21 писал(а):
Это называется не комбинаторика, а поиск корреляций

ну да, а поиск корреляций делается перебором. А почему бы не взглянуть на теорию с другой точки зрения?

Есть работа сознания (медленная, в основном комбинаторика, воля), и работа подсознания (очень быстрая, поиск новых структур, опыт). Лично мной замечено (думаю многие это подтвердят своим опытом), что решение или путь решения нетривиальной задачи приходит как бы само собой, из неоткуда, просто в процессе обсуждения задачи с другим человеком, или даже в процессе обдумывания совершенно другой задачи, или во сне, и т.д.
Каждый человек способен и комбинировать, и находить новые структуры. А наиболее известные открытия (или замечательный высказывания людей в их книгах, приведённые здесь) сделаны людьми, проработавшими над своей задачей много много лет. Конечно, психика каждого человека настолько индивидуальна, что не представляется возможным дать какой-либо подходящий для всех рецепт достижения такого уровня мышления. Так, несколько общих наблюдений:

1) Любая деятельность, даже интеллектуальная - это деятельность коллективная, соответственно лучше мыслит тот, кто способен лучше усваивать информацию и "читать" людей,
2) признанные гении в своём деле занимались этим делом лет 15, набив по пути много шишек, соответственно, очень важен опыт,
3) ну и конечно дисциплина мышления, умение обуздать когда нужно вольный полёт мысли, свои инстинкты, отстраниться от догм и мнения окружающих, сконцентрироваться, и когда нужно - отдохнуть,
4) неплохо бы владеть ТРИЗ, дабы быстро и эффективно комбинировать, когда нужно,
5) неплохо бы понимать себя, дабы быстро и эффективно выгружать в подсознание сложную задачу,

Думаю статистика распределения людей по отношению частота комбинирования при решении задач/поиск новых структур будет нормальная, сильно сдвинутая в сторону комбинирования. В действительности - то и задач таких реально больше. Какой прок тогда в делении людей на умо-типы? Или я что-то не понял? Разъясните, пожалуйста.

П.С. Пример с Дейкстрой и Кнутом вообще считаю некорректным - у них стояли разные цели. Поэтому "правильная" постановка задачи тоже важна, это пункт 6.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теория двух типов ума
СообщениеДобавлено: Среда, 29 Сентябрь, 2010 13:03 

Зарегистрирован: Среда, 30 Сентябрь, 2009 14:45
Сообщения: 147
Составил для себя резюме - в собственной редакции.

Можно выделить следующие уровни при анализе процесса мышления:

Уровень "a".
Паттерн: "рецепт".
Способ: выбор рецепта среди имеющихся в памяти (если ни один рецепт не подходит, поиск рецепта во внешней среде).
Обучение: накопление в памяти новых рецептов.
Область применения: стандартные действия.

Уровень "b".
Паттерн: "шаг".
Способ: последовательное совершение шагов, возможно ведущих к цели (каждый шаг есть "рецепт").
Обучение: конкатенация эффективных цепочек в памяти.
Область применения: стандартные вариативные действия.
Работающий на данном уровне предположительно обладает первым умотипом.

Уровень "c".
Паттерн: "элемент".
Способ: декомпозиция задачи на элементы (каждый из которых решается пошагово).
Обучение: выявление признаков для разбиения задачи на подзадачи.
Область применения: новые задачи.

Уровень "d".
Паттерн: "аксиома".
Способ: манипулирование набором аксиом.
Обучение: выявление аксиом задачи и переформулирование.
Область применения: научные задачи (смена парадигмы).
Работающий на данном уровне предположительно обладает вторым умотипом.

Конкретный пример: геометрия (пример демонстрирует уровень "d").

Лобачевский и Бойяи искали способ исключить пятый постулат Эвклида из геометрии. В результате удалось сформулировать некий вид неэвклидовой геометрии, в которой через точку, не лежащую на прямой можно провести не одну прямую.

В конкретной геометрии с неизменямыми свойствами это потребовало включить в модель некую фундаментальную константу (типа "кривизну"). Обычная эвклидова геометрия в данных терминах обладала нулевой кривизной. Таким образом отказ от аксиомы потребовал (в конкретном случае) введения другой аксиомы, задающей фундаментальную константу.

Риман анализировал набор аксиом на минимальность и смог исключить еще одну аксиому (через две точки можно провести только одну прямую). Это позволило расширить геометрию на случай положительной кривизны (у Лобачевского сумма углов треугольника была, ИМХО, не больше 180 градусов).

В смысле обучения началам уровня "d" геометрия представляет собой исключительно полезную вещь. Она не только вводит важные понятия ("аксиома"), но и содержит множество полезных упражнений.

Например, классические задачи:
1) через 9 точек, расположенных квадратом, провести ломаную из 4-х участков (лишняя/паразитная аксиома: нельзя выходить за пределы квадрата);
2) из 6-ти спичек сложить 4 треугольника (лишняя аксиома: спички должны располагаться в одной плоскости).

Вот. придумал новое упражнение :)

Поверхность подобно шахматной доске разделена на клетки. В одном направлении (условные "горизонтали") имеется 10 рядов клеток, обозначенных буквами от "a" до "j". В перпендикулярном направлении имеется тоже 10 рядов, обозначенных цифрами от 0 до 9 (условные "вертикали"), итого 100 клеток. За какое минимальное число ходов ходом коня можно попасть с поля "e1" на поле "i8"? (Ответ: 3 хода).

Конкретный пример: смена парадигм в шахматах (опасность прямых аналогий).
(Факты привожу исключительно по памяти - в детстве ходил в шахматную секцию - поэтому могут быть ошибки).

Шахматы представляют собой хорошую модельную область для рассуждений о мышлении, поскольку содержат достаточно простые правила, широко известны и нетривиальны по решениям.

В обзоре, в частности, было упомянуто шахматное деление на комбинаторный и позиционный стиль игры, которые были отождествлены с первым и вторым умотипом соответственно. В качестве иллюстрации это приемлемо только в первом приближении. Рассматривая вопрос более детально ("фрактально" :) ), можно насчитать несколько шахматных парадигм, сменявших друг друга. Основоположники каждой парадигмы достойны занять место среди маэстро уровня "d".

Не оглядываясь на времена чатуранги и мата Диларам (из коих времен мало данных), рассмотрим парадигмы европейских шахмат.

Исторически первой была концепция массированной атаки, созданная мастерами от Эль Греко до Морфи. Концентрация ресурсов, жертвы для слома защиты, форсированная атака на короля.

В поисках противоядия Стаунтон и, особенно, Стейниц разработали методы обоснованной защиты. Тарраш и Нимцович усовершенствовали "научную" позиционную концепцию понятиями слабого пункта, блокады, использования собственных слабостей для подготовки наступления.

Стиль Стейница продемонстрировал эффективность против непосредственной атаки, но был достаточно беззубым, сталкиваясь с противником такого же стиля. Заговорили о "ничейной смерти" шахмат. Ласкер отказался от непосредственной защиты слабостей и уклонения от создания слабостей в пользу косвенной защиты, когда после серии ходов противник вдруг оказывался перед неожиданно возникшим препятствием. Фактически Ласкер "вызывал огонь на себя". Позднее таким стилем блистал Корчной.

Капабланка усовершенствовал технику разыгрывания. В частности, у него есть партия, в которой он, навалившись всеми силами на один фланг, принудил противника сконцентрировать все силы на этом фланге, а потом быстро перебросил силы на другой фланг и прорвал фронт. Эта партия демонстрирует новую парадигму (не осознанную Капабланкой и получившую воплощение в игре Алехина - не выигрыш материала, а выигрыш темпа, то есть использование скорости движения). Позднее советские шахматисты разработали многочисленные приемы такой игры.

В соперничестве с Ботвинником (развивавшим традиции Стейница) Таль (развивавший традиции Алехина) продемонстрировал новую концепцию - запутывание игры с целью расширения числа вариантов и реализации собственного превосходства в конкретном расчете вариантов. Долой инварианты. Больше возможностей. В таких позициях было бесперспективно играть, исходя из общих соображений. Нужно было обладать чувством позиции высшего порядка.

Не увидел новаций в стиле Эйве, Петросяна, Спасского, Фишера, Карпова.

Не берусь комментировать более поздние концепции (вырос и перестал ходить в секцию).

Кратко по парадигмам:
1) концентрация
2) позиция
3) засада
4) динамика (темп)
5) хаос (в мутной воде).

Иллюстрации из физики и географии.

Бор при построении модели атома отказался от "аксиомы", согласно которой при вращении заряженной частицы происходит расход энергии. Позднее честь этого физического закона была восстановлена путем модернизациии парадигмы (замена понятия "вращения" на более нейтральные). Этот пример демонстрирует важность четкого ограничения сферы применимости аксиом - в микромире действуют другие "аксиомы". Также существенным элементом является "смелость отказа". Как сказал кто-то из великих: "Решения первопроходцев всегда корявы". Красота их внутрення :) и видна не всем.

Колумб пренебрег тем фактом, что Индия находится на восток от Европы (подобно предвосхищенному им Риману он считал что через две точки - Европу и Индию - можно провести не одну прямую!) и отправился на запад. Хотя он и потерпел неудачу (Индию не нашел), но смена парадигмы сама по себе оказалась столь продуктивной, что ценность решенной случайно задачи превзошла намеченную.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 449 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 23  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Вся информация, размещаемая участниками на конференции (тексты сообщений, вложения и пр.) © 2005-2019, участники конференции «OberonCore», если специально не оговорено иное.
Администрация не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях.
Без разрешения участников и ссылки на конференцию «OberonCore» любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB