https://habr.com/post/427195/Цитата:
Привет, Хабр. Под этим пафосным заголовком я бы хотел поговорить о том, что такое «инженерная наука», в чём состоит главная обязанность инженера и что бывает, если он с ней не справляется — мне кажется, в последнее время эта тема становится всё более актуальной, при этом её публичного обсуждения я не вижу.
Сподвигла меня на это разразившаяся (при моём активном участии) в минувшие выходные история с «нейроинтерфейсами» компании Bitronics Lab — детскими учебными наборами для снятия ЭЭГ и мышечной активности, которые при ближайшем рассмотрении оказались попросту небезопасны в использовании из-за несоблюдения их производителем базовых требований к электробезопасности медицинского оборудования.
История это очень показательна в том, что она демонстрирует, как по мере роста сложности система, составленная из кажущихся её авторам безопасными компонентов, становится опасной — причём на примере системы простой, бытовой и интуитивно понятной, а не атомного реактора или реактивного лайнера, которые любят брать в качестве примеров авторы книг вроде моей любимой "Inviting Disaster".
Кроме того, с одной стороны, история эта с настолько счастливым концом, насколько возможно (производитель быстро признал проблему и сейчас работает над её решением), а с другой — вскрыла такие глубины, о которых многие и не подозревали, став из истории о технике историей о людях.
Итак, уважаемая российская компания, имеющая целую пачку не менее уважаемых партнёров, делает недешёвые, но пользующиеся спросом современные учебные наборы, используя для этого проверенные временем и считающиеся совершенно безопасными компоненты — Arduino, датчики, персональный компьютер.
Цитата:
Так что же такое инженерное дело?
Если вы спросите многочисленных активистов робототехники и прочего STEM, они, скорее всего, скажут вам, что инженерия — это наука по созданию машин и сооружений, которые помогают людям. Это в корне неверно. Инженерия — это наука по созданию машин и сооружений, которые не убивают людей. Построить дом может любой человек, но только хороший инженер может построить дом, который не погребёт жильцов под своими обломками.
Самолёты и ракеты, не падающие с неба, дома, не погребающие под завалами жильцов, детские конструкторы, не бьющиеся током, торговые центры, не сжигающие посетителей кинотеатра — всё это и есть настоящее инженерное дело.
Инженерное дело — это одна из самых зарегламентированных и задокументированных областей деятельности человечества, покрытая сотнями стандартов, требований, процедур и рекомендаций. И все эти документы, по сути, написаны кровью — кровью десятков тысяч людей, погибших из-за того, что кто-то сэкономил, не просчитал, не предусмотрел или не предупредил.
Инженерное дело никогда не опирается на тезисы вроде «пока что никто от этого не пострадал» — потому что на них уже опирались слишком многие, от рабочих завода Оппау, дробивших нитрат аммония взрывчаткой, потому что раньше он никогда не детонировал (561 погибший, более полутора тысяч раненых, завод разрушен полностью, прилегающий город разрушен частично), до руководства NASA, буквально продавившего разрешение на пуск шаттла «Challenger», потому что раньше прогары уплотнительных колец к аварии не приводили (7 погибших).
«Мы наблюдали подобное явление в ходе нескольких предыдущих полётов, и не имеем абсолютно никаких поводов для беспокойства о безопасности посадки» — гласило письмо руководителя последнего полёта шаттла «Columbia» (7 погибших).
Инженерное дело — это огромный, колоссальный накопленный объём знаний о том, что и как надо делать, чтобы никто не пострадал.
Цитата:
Завтра мы начнём вас убивать
К сожалению, хотя я и вижу довольно много дискуссий по STEM-образованию в России, все они полностью сводятся к тому, как научить школьников и студентов сделать что-то полезное, но не что-то безопасное. Вопросы безопасности, от элементарных правил до безопасности комплексных систем, попросту не обсуждаются, их как будто не существует — и если где-то вообще звучит слово «безопасность», то можно быть абсолютно уверенным, что продолжением будут слова «работы в интернете».
И вот мы уже видим 5-килограммовые дроны, летающие туда-сюда над толпой гостей в Сколково, поддерживаемый АСИ проект электросудорожного нейроинтерфейса, взрывающиеся в гаражах ракетные двигатели и много других удивительных вещей — настолько много, что лично меня начинает уже пугать время, когда все эти стартаперы повзрослеют и начнут с тем же уровнем ответственности проектировать настоящие самолёты и настоящие медицинские приборы.
Как на это реагируют те, кто уже сейчас должен был вбить им в голову, что нет более важной цели, чем недопущение убийства человека машиной?
Давайте я приведу несколько цитат из обсуждения случая Bitronics Lab в фейсбуке на этих выходных. Прямо скриншотами, потому что иначе местами будет трудно поверить, что это не гротескные вымышленные персонажи.