Илья Ермаков писал(а):
Но отчуждать от своей головы некоторый... вербальный материал... который при интерпретации в нужном контексте в другой голове вызовет там появление нужных представлений - этим мы все занимаемся. А в преподавании - особенно.
Преподавание оно разное... бывает. Будда говорил своим ученикам, показывая пальцем на Луну: "Смотрите на Луну, а не на палец. Если вы будете смотреть на палец, то Луны вы не увидите". Понимаете, "палец" никогда не заменит "Луны". Любые знания - это... в лучшем случае... "палец", то есть то, от чего надо бы отказаться, чтобы увидеть "Луну". И как бы не старался преподаватель, "Луну" в голове своих учащихся он не воссоздаст.
Илья Ермаков писал(а):
Проблема в том, что нужного контекста в другой голове часто не оказывается (хотя мы ожидаем) - и правильная интерпретация не случается.
Увы... увы...
Илья Ермаков писал(а):
Если задача передать в эту чужую голову таки важна (как при обучении), то необходимо подобрать некий путь постепенного приобретения опыта, при прохождении по которому весь контекст "вырастет". Именно в этом смысл методики, дидактики. Слабые преподаватели, ей не владеющие, думают, что нужно много объяснять ("объяснял полпары, уже сам понял, а они - не понимают"). А нужно подготовить путь из ступенек, на которые обучающийся шаг за шагом будет подниматься - и в голове будет вырастать нужный контекст, и тогда каждое небольшое объяснение ложится уже на подготовленную почву.
... а в конце этого пути... зубрежка... зубрежка... зубрежка... В стремлении стать Буддой, труднее всего отказаться от всех стремлений, в том числе, и от стремления стать Буддой... IMHO.