А.П. Ершов
Выступление на панельной дискуссии "Многообразие в вычислительной науке" на Международной конференции по математическим основам информатики (MFCS 77)
Цитата:
...
Интересно заметить, что, претендуя на роль высоко математизированной науки, информатика, тем не менее, ещё остаётся в высшей степени субъективной дисциплиной. Почти любой активный информатик приносит на страницы научных журналов свою модель, свою терминологию и свои собственные проблемы. Это самое скверное многообразие в информатике.
Я знаю только одно, хотя и весьма эффективное, средство: концентрировать работу на решении задач, при этом задач, выдвигаемых кем-то. Это почти автоматически решает всё: вы никогда не возьмётесь решать чужую задачу, если она вам не интересна или если она не является знаменитой задачей; вы не сможете поставить для других свою задачу, если не выразите её в общепринятой терминологии; ваше решение не будет понятно, если не будет найдено в рамках общей модели; если же вы изобретёте вашу собственную технику, решение знаменитой проблемы автоматически оправдает её изобретение.
Конечно, этот тезис никаким открытием не является: многие естественные науки созрели в процессе такого перекрёстного обмена проблемами и решениями.
Другой момент, который хотелось бы обсудить, это то, что зрелый специалист в области информатики перед лицом такого многообразия должен обладать безошибочным чутьём хорошего математического стиля.
Исчерпывающая и современная книга по основаниям математики (к сожалению, никем ещё не написанная) - это, с моей точки зрения, самое нужное руководство для информатика. Явное и систематическое изучение математических основ для информатика даже более необходимо, нежели для профессионального математика.
Последний, работая внутри математики, испытывает постоянное воздействие учителей, хороших книг, вековых традиций, строгих редакторов и гораздо более однородной обстановки.
Информатик, работая в "поверхностном слое" взаимодействия математики с внешним миром. постоянно сталкивается с трудной задачей отбора подходящего математического метода, с тем, чтобы сделать свою модель адекватной проблеме. Он должен понимать разницу между дискретной и непрерывной математикой, между логическим и аналитическим подходом, между алгебраизацией проблемы и изучением индивидуальной конструкции и т.п. Всё это может быть достигнуто только глубоким знанием оснований математики.