Info21 писал(а):
Тезис "творчество -- это нездоровое явление" -- это прежде всего способ психической самозащиты здоровых, хм, нормальностей.
Речь всё-таки о мозге. Устойчивое состояние системы в применении к биологическому объекту есть "здоровье". К мозгу в т.ч. Пусть для системы возможны устойчивые состояния А и Б. Переход из А в Б с точки зрения А есть "болезнь", нарушение устойчивого состояния. "Догадка" решающего задачу мозга есть такой переход. Или тренировка спортсмена, имеющая целью переход тела из одного состояния в другое. Она обычно болезненна. Поэтому в состоянии А не хочется делать гимнастику, например. Она болезненна тем более чем интенсивнее. Здоровый мозг сопротивляется собственно мышлению, стремится остаться в состоянии А, стремится работь в режиме пусть свехсложного, но автомата. Здоровое состояние мозга принципиально возможно смоделировать, что и делается в программировании. Переход же его в состояние Б (догадка, открытие, то есть акт собственно мышления) никак не следует из А. Б из А принципиально невыводимо как эволюционно однозначно невыводим попугай какаду из трилобита. Этот переход состояние безумия, он болезнь. Выводит мозг из равновестного состояния А болезненные для него факторы: эмоции, наркотики. Сон в том числе. Все эти "открытия во сне". Спящий мозг с точки зрения здорового, трезвого состояния А или болен или даже умер. Позже, после "открытия", возможно приписать его высокому качеству здоровья своего мозга, логики, забывая болезненный акт творения как забывают сны. Но иногда не забывают и делятся "странным" опытом. Случаев много. Самые известные таблица элементов, бензольное кольцо.
Дискретная, даже многомерная дискретная модель работы мышления (нейроны и их соединения) не работает. Потому что собственно мышление работает аналогово. Мозг мыслит "обволакивая" как жидкость собою форму предмета мышления и в итоге "застывая" в этой форме. И эта форма становится нормой, устойчивым состоянием А.
Мозг моделирует предмет сам "становясь" этим предметом, а не отстраненно наблюдая его со стороны. Реально меняясь сам физически. Поэтому так трудно человеку изменить убеждения, национальный характер, разлюбить если влюбился. Такое изменение болезнь, ломка. Помогают здесь не развитая логика а сны, наркотики, эмоции, искусство. Клетки же, нейроны и проч. только дискретная основа для осуществления аналоговых, текучих, художественных процессов в нём. Мозг в высшем итоге художник, скульптор а не цифровая машина, которая только в основе. Уровни такие: дискретная цифровая машина порождает скульптора, а скульптор из самого себя лепит модель объекта познания, по форме становясь им. И переход от форме к форме неосуществим логическим путём а только болезненно-глючным, наркотическим, эмоциональным, образным. И чем больше усилий человеком положено при становлении данной формы, тем она консервативнее.