по поводу "как" локально:
из опыта:
-изучать процедуры перед циклами очень полезно. пару раз было, что дети сами могли решить задачу требующую вложенные циклы(до этого таких не рассматривали), используя процедуры.
-принудиловка с отступами полезна, часть детей при переходе на паскаль продолжают ставить отступы уже по привычке, а не принуждения.
-в КуМире отступы расставляются автоматом, но полезна именно ручная расстановка (иначе многие даже не задумываются, почему так отступы стоят)
-с некоторыми детьми практиковали поиск "забытых концов" по отображенным квадратикам отступов. (не все дети пользуются подстановкой конструкций, принудительно приучать, тогда такой проблемы не будет?)
-может быть есть смысл сделать отображение отступов таким образом, чтобы они подчеркивали целостность конструкции (соединяли пока и конец)?
Вложение:
os1.png [ 55.77 КБ | Просмотров: 10786 ]
-полезны задания на перевод алгоритмов с графического языка на текстовый и обратно. бывают дети, которые решают задачи активно(кажется, что им все понятно), а на переводе алгоритма видно, что есть недопонимания. правда с графическим языком сложно, на бумаге они что угодно нарисовать могут, нужен ограничитель(среда), которая бы не позволяла рисовать неструктурно.
есть пара сред для составления и выполнения блок схем, но у них ввод-вывод ограничен:
алгисконструктор алгоритмовтут же: задания на оструктуривание произвольных схем-алгоритмов (
примеры схем) в теме "диалоговые системы"
-два года назад требовал от детей записи дано-надо алгоритмам для паркетчика. нужно было описывать, что делает алгоритм, какое поле требуется и какие последствия будут если требования не выполняются. до циклов вполне легко (на процедурах только подзаморочено), зато с циклами стало сложно. но результаты в той группе были самые лучшие. больше половины спокойно решали задачки с 3мя вложенностями структур(за одну четверть с 0). обычно таких не больше трети. Но такой метод трудоемок в проверке, когда одна группа, то реально, а когда 10 то уже нет=) в общем метод не массовый или нужно придумывать что-то с автопроверкой.
не локально, "мысли":
основные проблемы организационные: "как включить детей в образовательный процесс".
-осознал разделение учебных сред на 2 класса: стандартные среды исполнителей-тренировщики(кумир, паркетчик, робот Полякова и тд) и среды "творческие мастерские" (логомиры, скретч).
сам я в школе учился в логомирах, да, нам многие вещи в детстве не привили (даже команды писали абзацами), но зато около половины из класса любили программировать и самостоятельно этим занимались.
ощущение, что нужен задел для реализации творческих проектов, иначе интерес детей очень быстро иссякает (у многих даже не появляется).
вроде делаем проще детям и понятнее, но по факту, если не интересно, то бесполезно все.
может есть смысл пойти от обратного, накладывать слой важных знаний при реализации завлекаловок. в текущей ситуации в образовании (тянут всех немощных, тройка будет у всех, всех переведут и тд.) не получается держаться в рамках чисто учебных заданий, да полезные и важные, но не идут.
пример темы ввод-вывод. на первом же занятии ребята посильнее способны написать камень-ножницы-бумагу. для сильных на дом можно задать игру "быки-коровы". для реализации нужен ввод-вывод и генератор случайных чисел.
на дз сделать игру были дети, которые захотели реализовать текстовый квест, хотя до этого задания интереса не проявляли.
-обратил внимание на скретч. он вроде графический (пиктограмки), но по факту оказался текстовые и жесткий(структуры жесткие).
там визуально видно, что одна структура содержит другую, кажется, можно после него уже более осознано операторные скобки вводить.
нет проблем с синтаксисом и печатью на клавиатуре.
но при всем этом можно приучать к структурному коду.
-сейчас огромная мода на робототехнику, ощущение, что под этой эгидой все разбирают.
у
триковцев используется js, вроде можно добавлять языки(может быть можно прикрутить oberon-js?).
для lego ev3 есть
прошивки с поддержкой текстовых языков
-может быть есть смысл сформулировать, чему желательно научить детей. и какие реальные результаты достижимы в обычных классах. тк иногда непонятно, в правильном ли направлении движение, сравнить не с чем.
вместе сформулировать критерии, проанализировать результаты, изложить и обсудить их?