Info21 писал(а):
Поспелов запутывает сам себя, повторяя Главную ошибку антропологии -- веру в атрибут "сапиенс".
Всё же, неясно, в чём именно или каким образом Поспелов запутывает себя или других. Атрибуты никому не раздаёт, теорий характеристик или типов личностей в зависимости от особенности ума у него нет. Всего лишь обобщил наблюдаемые или внешне проявляемые методы мышления, причём как побочный продукт для прагматичных теорий (и практик) моделирования задач управления.
Кстати, выше в последней приложенной его публикации акцентируется (однако, косвенно) на том, что мышление человека далеко не всегда соответствует понятию "сапиенс" (понимая в данном случае традиционно как "разумный, рассудительный, благоразумный"), "рабочие" мыслительные акты (фактически, основная непосредственная мыслительная деятельность, непрерывно протекающая в организме как таковом), как бы, вне "сапиенс" (т.е. основное мышление не есть логическое. Из "комментарий" к гл. 1, с. 102):
Цитата:
Правое и левое. При чтении этой книги может возникнуть вопрос о соотношении терминов
«левостороннее» и «правостороннее мышление» с известными понятиями «рассудок», «разум» или
«интеллект». В современной философско-психологической традиции понятия «рассудок» и «разум»
связываются с двумя типами логического мышления. При этом механизм рассудка позволяет делать
правильные логические выводы на основе имеющихся знаний, не порождая при своем использовании
новых знаний. Деятельность механизмов рассудка можно назвать абстрактно-формальной. Разум дает
знания, отличающиеся большей обобщенностью и глубиной. Его механизмы позволяют находить
новые отношения между фактами и явлениями и формировать новые обобщенные понятия, т.е.
механизмы, присущие разуму, способны порождать на логической основе новые значения. Наконец,
интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей конкретного человека,
характеризующаяся наличием у него определенных знаний, способностей к логическим и
ассоциативным умозаключениям и т.п. Как следует из того, что в книге говорится о левостороннем и
правостороннем мышлении, эти два понятия не совпадают с понятиями разума, рассудка или
интеллекта. Для выявления их взаимосвязи требуются специальные исследования.
Литература, посвященная функциональной асимметрии полушарий головного мозга у человека,
достаточно богата, но быстро устаревает. Наиболее современное изложение состояния дел в этой
области дано в монографии, [1], которая частично была использована при написании книги. В этой
монографии имеется достаточная библиография по данной проблеме. Отметим популярную книгу [2]
в которой отражены некоторые иные, чем у нас, идеи и концепции, а также книгу [3], в которой
деятельность правого полушария увязывается со сновидениями.
Хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на доминирование в нашем обществе людей с
левополушарным мышлением, надо всегда помнить о том, что нравственные нормы, нормы морали,
эффект сопереживания одного человека другому — это в основном прерогативы правого полушария,
хотя возникли они не без участия левого полушария. Например, необходимость хранить знания,
носителями которых были опытные члены племени, возраст которых не позволял им активно
принимать участие в охоте и другой деятельности, требующей физических сил, привела к введению
моральных законов типа «не убий». В последующие века эта «прагматическая» основа норм была
забыта. При подавлении активности правого полушария возможно превращение человека в
бесстрастную машину, для которой планирование на основе имеющейся цели всегда оправдано и при
этом – «цель оправдывает средства». К чему это может привести, в художественной форме описано в
повести «Белый ящер» болгарского писателя П. Вежинова [4].